Raylab :: Длительность импульса студийных вспышек
Raylab Профессиональное студийное оборудование
Освещение
Аксессуары
для студии
Оборудование
для видеосъемки
Системы
установки
Накамерные
вспышки
ШкафыСветофильтры

Длительность импульса студийных вспышек

Одним из важных параметров студийных вспышек является длительность импульса, другими словами, время «горения» вспышки. Давайте попробуем разобраться, почему этому параметру уделяется столько внимания и на что это влияет при практической фотосъемке.

Очевидно, что свет от вспышки, который формирует «картинку» и создает экспозицию выдается вспышкой в течении определенного времени – долей секунды. В течении этих долей секунд матрица цифрового фотоаппарата или пленка получает то количество света, которое необходимо для правильного экспонирования. Среднее время горения среднестатистической студийной вспышки около 1/1000 секунды. Однако бывают вспышки с большим временем горения (длинным импульсом) и с гораздо меньшим (короткий импульс). Человеческий глаз не состоянии различить эту разницу.

В чем же тогда разница между коротким импульсом и длинным?

При фотосъемке неподвижного предмета это не имеет абсолютно никакого значения. Однако если при съемке сцен в быстром движении (прыжки фотомоделей, падающие/летящие предметы, брызги воды и т.п.) вспышка горит слишком долго, изображения на фотографии весьма вероятно получится смазанным. И соответственно, чем длительность импульса короче, тем вероятность «смазывания» при съемке динамики меньше. Длительность импульса вспышки влияет на качество фотосъемки («заморозка» без смазывания) динамичных сцен.

Количество света, необходимое для правильного экспонирования матрицы или пленки фотокамеры формируется верхней половиной импульса (50%). Далее идет затухание, которое на экспозицию фактически не влияет. Именно верхушка 50% импульса является эффективной. Поэтому международной организацией по стандартизации ISO (International Organization for Standardization) было принято обозначать за длительность импульса длительность его верхней половинки (50%). Этот параметр называется t 0,5. Когда говорят о длительности импульса, чаще всего имеют в виду именно длительность t 0,5. Производители вспышек чаще всего указывают в документации длительность t 0.5.

Однако для полной характеристики длительность импульса одного параметра t 0,5 оказалось недостаточно. Оказалось, что на качество «заморозки» при съемке динамики оказывает влияние скорость затухания импульса (длинна второго фронта импульса, как бы его «хвоста»). Поэтому был введен еще один параметр t 0,1. Критерий t 0,1 показывает длительность импульса до его убывания до уровня 10%. Его называют полной длительностью импульса . Именно показатель t 0,1 характеризует качество «заморозки» движения на фотографии. К сожалению, параметр t 0,1 производители моноблоков редко указывают в характеристиках своих приборов.

Вполне возможна ситуация, когда источник импульсного света с заявленной короткой длительностью импульса t 0.5 но длинной t 0.1 будет давать смазывание при съемке быстрой динамики.



Длительность импульса вспышки зависит от уровня ее мощности. Минимальная длительность импульса возможна только на минимальном уровне мощности ( как правило, ее и указывают в технической документации). На высоком уровне мощности вспышки импульс будет на на порядок длиннее.

Как же разобраться, какая длительность импульса требуется для тех или иных задач?

Здесь можно лишь привести характерные практические примеры. Для качественной съемки без смазывания брызг воды требуется полная длительность импульса (t 0.1) равная 1/4000 – 1/6000 сек.

Среднестатистические моноблоки ( такие как Raylab Sprint II, Hensel Expert Pro, Bowens Gemini 500R и т.п.средней ценовой категории) имеют длительность импульса (t0,5) (в среднем, как порядок для этого класса моноблоков) равную 1/1400 сек. и полную длительность (t0,1) равную 1/500 сек. Как Вы видите, их t0,1 совсем недостаточно для «заморозки» брызг воды. Даже при съемке быстрого движения и прыжков фотомодели возможно смазывание.

Моноблоки топ класса ( например, BOWENS GEMINI 500PRO, Profoto D1 500, Elinchrome Style RX600 и т.п.) обладают длительностью импульса (t 0,5) в среднем 1/2500-1/2900 сек. и длительностью (t0.1) порядка 1/800 – 1/1000 сек. Видно, что даже длительности импульса моноблоков топ-класса недостаточно для «заморозки» брызг. Зато со съемкой фотомоделей в динамике справляются без проблем.

Когда стоят задачи по качественной съемке динамичных процессов, используются генераторы. В отличии от моноблоков, генераторы обладают совсем другой схемотехникой и имеют технические характеристики, существенно превосходящие моноблоки. Например, современные генераторы Broncolor Scoro A2/A4 имеют длительность импульса (t 0,5) 1/12000 сек. и длительность (t0,1) 1/8000 сек. при минимальной мощности.

Технический прогресс не стоит на месте, и относительно недавно появились моноблоки, использующие транзисторы IGBT. IGBT это биполярные транзисторы с изолированным затвором, которые используются в качестве мощных электронных ключей. Такая технология позволяет более эффективно управлять импульсом источника. Характеристики моноблоков с использованием IGBT cущественно превосходят традиционные.

Например, приведем результаты тестирования IGBT-моноблока Raylab IQLITE 600 при различных уровнях мощностей:
Уровень мощности t = 0.5 t = 0.1
600 Дж 0.600ms (1/1700th) 2.100ms (1/500th)
300 Дж 0.630ms (1/1600th) 0.712ms (1/1400th)
150 Дж 0.336ms (1/3000th) 0.424ms (1/2400th)
75 Дж 0.290ms (1/3500th) 0.384ms (1/2600th)
38 Дж 0.280ms (1/3600th) 0.352ms (1/2800th)
33 Дж 0.264ms (1/3800th) 0.328ms (1/3000th)
28 Дж 0.216ms (1/4600th) 0.272ms (1/3700th)
25 Дж 0.176ms (1/5700th) 0.240ms (1/4200th)
22 Дж 0.144ms (1/7000th) 0.232ms (1/4300th)
19 Дж 0.104ms (1/9600th) 0.184ms (1/5400th)

И все же, насколько нам следует беспокоиться о длительности импульса нашей вспышки? Все зависит от реальных задач фотографа. Как показывает практика, для 90% студийных фотосъемок (съемки моделей, портфолио, портрет, фэшн и т.п. ) сверхкороткая длительность импульса не очень важна. Более важными могут оказаться другие параметры, например, стабильность цветовой температуры. Но это тема для другой беседы. Как часто фотографам приходится снимать сюжеты с быстрой динамикой для которой требуется сверхкоротких импульс? На этот вопрос смогут ответить только сами фотографы.

И так ли страшен «длинный импульс»? В качестве примера хотим показать фотографии моделей, которые были сделаны с использованием бюджетных моноблоков Raylab AXIO 200 и Raylab AXIO2 200. Эти приборы имеют достаточно длинный импульс. В обеих случах съемка была динамичной, с использованием вентилятора, который развивал волосы моделей. Смазывания моделей не заметно, зато за счет длинного импульса немного заметно смазывание кончиков прядей волос. Но это только подчеркивает динамику в кадре. Если бы использовались источники с короткой длительностью импульса, то каждый волос как бы «висел» в воздухе, делая фото менее естественным.