Эффект присутствия: как добавить в вашу фотографию глубины


01.jpeg

Иногда смотришь на фотографию, ну вот всё в ней вроде бы хорошо — и цвета приятные, и композиция не страдает, и сюжет интересный, а чего-то не хватает. Возможно ей просто не хватает глубины? 

В каждой шутке есть доля шутки, и сейчас мы говорим не только о глубине метафорической (как «глубока» может быть мысль), а о вполне-таки ощутимой. Ну то есть о визуально ощутимой — о глубине пространства. В общем, будем бороться с «плоскими» фотографиями.

В чем же соль? Глубина помогает сохранить ощущение реалистичности вашего изображения и создать для зрителя эффект присутствия. На самом базовом уровне глубина создается за счет присутствия в изображении как минимум трех различных плоскостей — переднего, среднего и заднего плана. 

Как же добавить в фотографию это самое ощущение глубины?  Вот несколько простых приемов:

Широко открытая диафрагма 

02.jpeg

Для начала попробуем широко открыть диафрагму объектива (то есть будем использовать минимальное возможное f/ число). Такой прием помогает отделить основный объект от фона, который становится размытым, тогда как сам объект остается резким и в фокусе. Остается включить в кадр дополнительный элемент на переднем плане (который также будет размытым благодаря «малой глубине резкости», которую создаёт открытая диафрагма), и вуаля, мы получаем ту самую глубину в кадре: три плоскости, при этом средняя плоскость с основным объектом остается в фокусе, а две других будут размыты.  

Широкоугольный объектив

03.jpeg

Следующий способ — накрутить на камеру широкоугольный объектив. Для полнокадровых камер это объективы с фокусным расстоянием меньше 28мм, для APS-C — меньше 18 мм, а для камер формата Микро 4:3 — меньше 14 мм. 

В чем же суть этого приёма? Длиннофокусные (телефото) объективы визуально «сжимают» плоскости в кадре, тогда как широкоугольный объектив наоборот визуально отдаляет их друг от друга. Элементы на переднем плане будут казаться непропорционально больше по сравнению с элементами на заднем плане. Это преувеличение размера помогает подчеркнуть глубину и различия между разными планами в кадре.

Линейная перспектива

04.jpeg

Про этот способ прекрасно знают художники. Когда мы смотрим на уходящие вдаль параллельные линии, нам кажется, что они как-будто бы сближаются — расстояние между линиями визуально уменьшается, и в итоге линии сходятся в так называемой «исчезающей точке» на горизонте. Если вы будете фотографировать элементы, которые расположены вдоль этих параллельных линий, то сможете легко задать различные плоскости внутри изображения, создав ощущение глубины: передний план — там где расстояние между линиями самое большое, задний план — там где они почти сходятся, а средний план будет находиться где-то между ними.

Повторяющиеся элементы

05.jpeg

Воспользуемся всё той же линейной перспективой, но поступим хитрее, доведя визуальный эффект до максимума. Возьмите в кадр несколько одинаковых или похожих элементов (к примеру, ряд фонарных столбов или домов), которые располагаются друг за другом от переднего плана к заднему. Размер элементов в кадре будет уменьшаться, «втягивая» взгляд в фотографию и создавая глубину.

Кадр в кадре

06.jpeg

Это распространенный композиционный прием, когда вокруг основного объекта располагается один или несколько второстепенных объектов, которые помогают направить взгляд зрителя на основной объект. Но для нашей задачи попробуем добавить в кадр элемент на передний план так, чтобы через него был виден наш основной объект. Независимо от того, снимаете ли вы на широко открытой диафрагме или нет, вывод элемента на передний план (например, съемка через окно или дверной проем) не только добавит дополнительный «слой» глубины, но также поможет привлечь внимание зрителя и направить его взгляд.

Этот прием можно немного видоизменить — в качестве основного объекта выбираем элемент на переднем плане, через который мы видим менее четкие удаляющиеся элементы заднего плана. К примеру, это может быть арка, находящаяся в фокусе, через которую мы видим какое-то сооружение.

Атмосферная перспектива

07.jpeg

В создании глубины нам может помочь даже сам воздух и погода вокруг. Дождь, снег, туман или дымка рассеивают свет и делают объекты на заднем плане менее яркими и контрастными. А объекты на переднем плане, напротив, имеют максимальную четкость, яркость и насыщенность. Поэтому в условиях тумана расположим объект на переднем плане, а средний план и фон будут постепенно, плоскость за плоскостью, уходить в дымку, визуально создавая глубину.

С помощью таких нехитрых приёмов можно из плоской фотографии сделать настоящий портал в особый трёхмерный мир, который мы создаём для своих зрителей!

Напишите нам