Высокий ключ — это термин, который пришёл в фотографию из живописи и имеет отношение к общей тональности снимка. Если упростить, высокий ключ — это когда фотография ощутимо светлая, на ней нет сильного контраста и глубоких теней.
Как, зачем и с использованием какой техники создаются фото в высоком ключе, читайте в этом материале.
Высокий ключ и стильный концептуальный минимализм / Фото: unsplash.com
В этой статье:
В портретной фотографии выделяют «высокий ключ» и «низкий ключ». Высокий — это когда картинка выражено светлая, а низкий — когда тёмная.
На снимке, сделанном в чистокровном высоком ключе, нет глубоких теней и контраста — всё мягкое, светлое и нежное. Классический вариант выглядит примерно так:
Нежно и красиво — это про высокий ключ / Фото: unsplash.com
Высокий ключ часто используется для женского и детского портретов. Причина — обилие света, а значит, светлая нежная картинка. Кожа при съёмке в такой технике выглядит лучше, ведь мягкий свет сглаживает морщинки и прочие мелкие недостатки. Это, во-первых, уместно для такого жанра, во-вторых, сильно упрощает постобработку — особенно этап ретуши.
Часто портреты в светлом ключе появляются в свадебной фотографии — например, когда речь идёт о съёмке утра невесты. Также эта техника активно используется в рекламной фотографии. Дело в том, что на светлых снимках главный объект кадра хорошо освещён и узнаваем, что принципиально важно для коммерческой и каталожной съёмки.
Кроме того, среди маркетологов бытует мнение, что потребитель чаще обращает внимание на светлые фотографии, чем на тёмные / Фото: unsplash.com
Первый шаг — это выбор объекта. Идеально, если он сам по себе будет светлым и низкоконтрастным. Так, когда речь о человеке, портреты в высоком ключе идут светловолосым и светлокожим. А вот люди с яркой контрастной внешностью при съёмке в подобном стиле, напротив, могут выглядеть растерянными и болезненными.
Классика высокого ключа в ч/б / Фото: unsplash.com
Получить портрет в высоком ключе гораздо проще, если снимать девушку в светлом платье на светлом, хорошо освещённом фоне, чем когда модель одета в чёрное, а фон за её спиной тёмный.
Далее важно, чтобы фон, с которым вы работаете, поддерживал общее настроение снимков. Не важно, снимаете вы на натуре или используете специализированный задник — он в любом случае должен быть светлым. Удобно использовать однотонные бумажные или тканевые фоны светлых цветов. Самый универсальный — белый фон, хотя можно приобрести светло-розовый, бежевый или другие неброские оттенки.
Есть и лайфхаки, которые позволяют получать разные варианты цвета, имея только белый фон. Например, можно купить RGB-светильник с переменной цветовой температурой в качестве источника фонового цвета или использовать импульс с подходящим цветным фильтром — он будет подкрашивать фон, делая его хоть голубым, хоть розовым, хоть бежевым.
Подробнее о схемах света мы поговорим в разделе ниже, но отметим, что большинство схем для портрета в высоком ключе подразумевают использование отдельного фонового источника света.
Итак, разберём несколько удачных схем света для фото в высоком ключе.
Сильно высветлить фотографию можно и на этапе постобработки, но обычно такие фотоманипуляции бросаются в глаза и выглядят морально устаревшими. Лучше сразу делать всё качественно — при помощи правильного света.
Белый фон выбелен на постобработке, края предмета выглядят немного размыто и не слишком аккуратно / Фото: digital-photography-school.com
Вернёмся к правильному свету. Вариант первый: рисующий источник + заполняющий + два источника на фон, чтобы как следует его высветить. Подробнее о ролях, которые свет может выполнять в схемах света, и о том, как правильно эти схемы читать и строить, рассказывали в этом материале.
Классический вариант для портрета в высоком ключе / Фото: digital-photography-school.com, unsplash.com
Перед лицом модели расположены источники рисующего заполняющего света. Рисующий (в софтбоксе) можно делать чуть мощнее заполняющего, но не допускайте слишком большой разницы.
При съёмке в высоком ключе уместно использовать много заполняющего света, чтобы снизить контраст, сделать тени менее выраженными и глубокими. Для источника заполняющего света используйте большой октобокс, чтобы добиться более мягкого и спокойного светотеневого рисунка.
Мягкий свет — вообще залог того, что тени не будут доминировать и резать зрителю глаз. Чтобы его получить, используйте рассеиватели как можно большего размера. А если источников света в доступе недостаточно, для заполняющего света можно использовать большой отражатель.
Следующий важный момент для толковой фотографии в высоком ключе — хорошо осветить фон. Не стоит пытаться использовать один и тот же источник, чтобы светить и на фон, и на модель: так вы получите падение освещённости и тени на заднем плане, которые не добавят снимку красоты и гармоничности.
Обязательно используйте пару отдельных моноблоков для засветки фона. С одним источником работать тоже можно, но тогда фон будет засвечен неравномерно — градиентом. Если нужен ровный однотон, придётся применять два.
Ещё один ключевой момент: нужно ставить модель как минимум в метре от фона, а лучше на большем расстоянии. В противном случае свет, вычерчивающий героя съёмки, будет долетать до фона и создавать там тени.
Есть два подхода к работе с фоном при съёмке в высоком ключе: можно уводить его совсем в белый, а можно оставлять светло-серым. И то, и другое имеет право на жизнь, хотя и смотрится по-разному.
То, как выглядит фон, во многом зависит от мощности фонового света. Белый легко сделать сероватым, слегка недосветив его / Фото: unsplash.com
К слову, такой сероватый фон в тренде последние несколько лет. Сейчас в моде естественность, а идеально выбеленный фон считается слишком нереалистичным. Однако здесь всё зависит скорее от конечных целей фотосессии и вкуса самого автора.
Ещё один вариант постановки света под портрет в высоком ключе подразумевает использование источника контрового света. Причём это может быть и большой октобокс, и естественный свет — например, большое окно.
В целом схема похожа на предыдущую, но вместо того, чтобы засвечивать фон, мы используем в качестве задника источник света.
Контровый свет одновременно высвечивает фон и добавляет кадру объёма / Фото: digital-photography-school.com, unsplash.com
При применении этой схемы важно поймать баланс, чтобы контровик не слишком доминировал. Например, когда вы используете окно, в которое бьёт солнечный свет, нужна мощная вспышка.
Да и в принципе с прямыми лучами нужно быть осторожнее — они создают очень резкий свет и глубокие тени, которые нам не нужны. В этом случае лучше занавесить окна полупрозрачными шторами или использовать рассеиватель. Если солнца нет, а получить подобный светотеневой рисунок хочется, то за окно, задёрнутое занавеской, можно поместить вспышку — она сымитирует солнце. Это распространённый приём, когда съёмка проходит на первом этаже или рядом с балконом.