При выборе фототехники важно учитывать массу технических параметров. Для объективов важнейшим из них является фокусное расстояние. От него зависит угол зрения объектива, степень зума, его класс, вес и цена.
О том, чем различаются линзы в зависимости от фокусного расстояния и что это вообще такое, читайте в этом материале.
Также фокусное расстояние влияет на физический размер оптики — чем оно больше, тем более громоздкой и тяжёлой будет модель / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Фокусное расстояние — один из важнейших параметров для любой линзы. Он определяет две вещи: угол обзора объектива и степень приближения. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах — это буквально то, сколько мм помещается от матрицы фотоаппарата до центра объектива.
Обычно фокусные расстояния лежат в пределах от 4 мм до 600 мм. Чем оно больше, тем сильнее объектив будет приближать и тем уже будет угол его зрения. Если провести аналогию, то чем больше фокусное, тем дальше объектив от камеры смартфона, и тем ближе к биноклю. Допустим, на 28 мм вы можете снять полянку перед лесом, а на 600 — белочку, которая сидит на дереве на краю этой полянки.
Фокусное расстояние обычно прописывается на корпусе объектива и на кольце вокруг передней линзы / Фото: unsplash.com
Фокусное расстояние — постоянная характеристика объектива. Бывают модели с диапазоном фокусных расстояний (например 18-55 мм), но этот диапазон всегда ограничен. То есть если у вас в руках объектив на 50 мм, превратить его в объектив на 135 мм нельзя никак — нужен ещё один объектив.
Важная ремарка: при покупке объектива нужно понимать, какого размера матрица у вашей камеры. Так, если речь идёт о кропе или микро 4/3, то критически важным становится понятие эквивалентного фокусного расстояния (ЭФР).
Чтобы не погружаться глубоко в физику, скажем так: когда нам нужен классический полтинник (объектив 50 мм) на кроп, нужно покупать линзу, на корпусе которой будет написано «35 мм». Потому что в этом случае ЭФР как раз равен 50, а угол зрения и степень приближения соответствуют полтиннику. ЭФР указывается в технических характеристиках любой линзы и его всегда можно найти в описании при покупке.
Ещё один важный момент, касающийся фокусного расстояния — оно может быть постоянным или переменным. Если фокусное расстояние постоянное (18 мм, 35 мм, 85 мм), значит объектив не позволяет приближать картинку, и чтобы снять на него поясной или ростовой портрет, нужно подходить к человеку ближе и отходить от него. Такие линзы называются фиксами.
Есть зумы — объективы с переменным фокусным расстоянием (в старых советских учебниках ещё можно найти термин «трансфокаторы»). Они позволяют фотографу приближать изображение, не меняя своего положения в пространстве. Диапазон фокусных расстояний может быть разным: например, 18-55, 55-200, 24-70, 70-200 и так далее. Чем больше разница между первой и последней цифрой, тем сильнее можно приближаться.
Так, на 18-55 можно снять ростовой и поясной портрет, на 18-300 — общий план школьного актового зала и крупный портрет ребёнка, который читает стихи на сцене.
Казалось бы, зум-объективы удобнее и должны пользоваться большей популярностью, чем фикс-объективы. Но тут не всё так однозначно. У фиксов зачастую более красивый спокойный рисунок размытия за счёт простой оптической схемы. Кроме того, они надёжнее, реже ломаются и существенно меньше весят, а при равной светосиле фиксы ощутимо дешевле зумов.
Для быстрого и неуправляемого репортажа (например, свадебной съёмки) определённо удобнее работать с хорошим зум-объективом. А для вдумчивых и спокойных студийных портретов часто берут фиксы.
В зависимости от фокусного расстояния объективы делят на несколько групп: широкоугольники, штатники, портретники и телевики. Это деление достаточно условное, но помогает ориентироваться во всём линзовом разнообразии.
Итак, объективы с фокусным от 4 до 35 мм считаются широкоугольными. У них достаточно широкий угол обзора — от 55 градусов и больше. Если нужна совсем простая аналогия: стандартная камера практически любого смартфона — это умеренный широкоугольник, а камера в режиме 0.6 — выраженный широкоугольник.
Широкоугольные объективы хорошо подходят для съёмки репортажа (особенно в тесных помещениях), часто их применяют для съёмки архитектуры и сложных панорам, а иногда широкоугольные объективы можно встретить в комплектах у свадебщиков. При грамотной работе с ракурсами на такие стёкла можно получить интересные динамичные кадры.
При съёмке на ширик героев желательно помещать в центр кадра / Фото: mywed.com/Andy Vox
Характерная особенность широкоугольных объективов — перспективные искажения, которые отчётливо заметны по краям кадра. Это можно использовать как художественный приём, который добавляет фотографиям динамики.
Отдельный подкласс широкоугольных объективов — фишаи, или «рыбьи глаза». У них искажения по краям не просто выраженные, а скруглённые.
Типичный снимок на фишай: прямые линии архитектуры скругляются / Фото: unsplash.com
При съёмке на широкоугольный объектив вы неизбежно столкнетесь с тем, что передняя линза пачкается, поскольку у этого класса объективов она крупная и выпуклая. Чтобы грязь и пыль не портили снимки, важно следить за чистотой стёкол. Чистить их можно, например, при помощи специального карандаша или использовать мягкие салфетки из микрофибры.
Если двигаться дальше по диапазонам фокусных расстояний, мы приходим в класс штатных и универсальных объективов.
Штатными обычно называют стёкла, которые продаются в комплекте с камерой. Как правило, это зум-объективы с диапазоном фокусных расстояний от умеренного ширика до начального портретника. Например, распространены линзы на 24-70 мм. Такие объективы достаточно универсальны: у них нет чётко выраженной специализации, а значит, снимать на них можно практически любые сюжеты. Впрочем, добиться вау-результата с таким инструментом сложно.
Fujifilm X-T10 со штатным зумом / Фото: unsplash.com
В более дорогом сегменте можно встретить универсальные объективы с большим диапазоном фокусных расстояний — например, 24-200. Такие модели очень удобны для репортажной съёмки, поскольку позволяют снимать сюжеты разной крупности, не двигаясь с места. Если вы используете дорогой объектив, стоит подумать о защите линз — например, можно использовать ультрафиолетовый фильтр, который не даст стёклам запылиться и поцарапаться.
Есть диапазон фокусных расстояний, который считается наиболее оптимальным для портрета — от 50 до 200 мм. Отметим, сегодня для съёмки людей часто используют и более широкоугольные варианты, но классические значения такие. При использовании этих фокусных расстояний минимальны оптические искажения и хорошо сохраняются пропорции лиц.
Очень часто портретники — фикс-объективы (например, 85 мм, 135 мм), но встречаются и зумы с диапазоном фокусных расстояний, подходящих для съёмки портрета.
Классический снимок на классический портретник / Фото: unsplash.com
Подбор идеального портретного объектива — непростая задача. Больше информации именно об этом классе оптики вы найдёте в этом материале.
К этому классу обычно относят модели с фокусными расстояниями от 100 до 800 мм. Телеобъективы позволяют сильно приближать картинку и обладают очень узким углом зрения.
Подобные стёкла применяются для съёмок спорта, дикой природы, серьёзных репортажей, астрофотографии (например, фото Луны). Телевики встречаются и с переменным, и с постоянным фокусным расстоянием. Фиксы — часто умеренные телевики (100 мм, 135 мм), которые также используются для съёмки портретов. Или наоборот — нередко фиксами делают экстремальные телеобъективы на 600 или 800 мм, поскольку при такой длине в них сложно встроить ещё и механизм, который позволяет зуммировать.
Телеобъектив — очень мощный инструмент, но у него есть два недостатка: цена и вес. Обычно хороший телевик стоит достаточно дорого, а весит несколько килограммов, поэтому для работы со сверх-телевиками часто используется монопод или штатив.
Без штатива такой объектив долго просто не удержать / Фото: unsplash.com