Фокусные расстояния объективов: какие бывают и на что влияют

При выборе фототехники важно учитывать массу технических параметров. Для объективов важнейшим из них является фокусное расстояние. От него зависит угол зрения объектива, степень зума, его класс, вес и цена. 

О том, чем различаются линзы в зависимости от фокусного расстояния и что это вообще такое, читайте в этом материале.


Также фокусное расстояние влияет на физический размер оптики — чем оно больше, тем более громоздкой и тяжёлой будет модель / Фото: unsplash.com

В этой статье:

  1. Что такое фокусное расстояние объектива
  2. Объективы с постоянным и переменным фокусным расстоянием (фиксы и зумы)
  3. Широкоугольные объективы
  4. Штатные и универсальные объективы
  5. Объективы с классическим портретным расстоянием
  6. Телеобъективы

Что такое фокусное расстояние объектива

Фокусное расстояние — один из важнейших параметров для любой линзы. Он определяет две вещи: угол обзора объектива и степень приближения. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах — это буквально то, сколько мм помещается от матрицы фотоаппарата до центра объектива.

Обычно фокусные расстояния лежат в пределах от 4 мм до 600 мм. Чем оно больше, тем сильнее объектив будет приближать и тем уже будет угол его зрения. Если провести аналогию, то чем больше фокусное, тем дальше объектив от камеры смартфона, и тем ближе к биноклю. Допустим, на 28 мм вы можете снять полянку перед лесом, а на 600 — белочку, которая сидит на дереве на краю этой полянки.


Фокусное расстояние обычно прописывается на корпусе объектива и на кольце вокруг передней линзы / Фото: unsplash.com

Фокусное расстояние — постоянная характеристика объектива. Бывают модели с диапазоном фокусных расстояний (например 18-55 мм), но этот диапазон всегда ограничен. То есть если у вас в руках объектив на 50 мм, превратить его в объектив на 135 мм нельзя никак — нужен ещё один объектив.

Важная ремарка: при покупке объектива нужно понимать, какого размера матрица у вашей камеры. Так, если речь идёт о кропе или микро 4/3, то критически важным становится понятие эквивалентного фокусного расстояния (ЭФР). 

Чтобы не погружаться глубоко в физику, скажем так: когда нам нужен классический полтинник (объектив 50 мм) на кроп, нужно покупать линзу, на корпусе которой будет написано «35 мм». Потому что в этом случае ЭФР как раз равен 50, а угол зрения и степень приближения соответствуют полтиннику. ЭФР указывается в технических характеристиках любой линзы и его всегда можно найти в описании при покупке.


Объективы с постоянным и переменным фокусным расстоянием (фиксы и зумы)

Ещё один важный момент, касающийся фокусного расстояния — оно может быть постоянным или переменным. Если фокусное расстояние постоянное (18 мм, 35 мм, 85 мм), значит объектив не позволяет приближать картинку, и чтобы снять на него поясной или ростовой портрет, нужно подходить к человеку ближе и отходить от него. Такие линзы называются фиксами.

Есть зумы — объективы с переменным фокусным расстоянием (в старых советских учебниках ещё можно найти термин «трансфокаторы»). Они позволяют фотографу приближать изображение, не меняя своего положения в пространстве. Диапазон фокусных расстояний может быть разным: например, 18-55, 55-200, 24-70, 70-200 и так далее. Чем больше разница между первой и последней цифрой, тем сильнее можно приближаться.

Так, на 18-55 можно снять ростовой и поясной портрет, на 18-300 — общий план школьного актового зала и крупный портрет ребёнка, который читает стихи на сцене.

Казалось бы, зум-объективы удобнее и должны пользоваться большей популярностью, чем фикс-объективы. Но тут не всё так однозначно. У фиксов зачастую более красивый спокойный рисунок размытия за счёт простой оптической схемы. Кроме того, они надёжнее, реже ломаются и существенно меньше весят, а при равной светосиле фиксы ощутимо дешевле зумов.

Для быстрого и неуправляемого репортажа (например, свадебной съёмки) определённо удобнее работать с хорошим зум-объективом. А для вдумчивых и спокойных студийных портретов часто берут фиксы.


Широкоугольные объективы

В зависимости от фокусного расстояния объективы делят на несколько групп: широкоугольники, штатники, портретники и телевики. Это деление достаточно условное, но помогает ориентироваться во всём линзовом разнообразии. 

Итак, объективы с фокусным от 4 до 35 мм считаются широкоугольными. У них достаточно широкий угол обзора — от 55 градусов и больше. Если нужна совсем простая аналогия: стандартная камера практически любого смартфона — это умеренный широкоугольник, а камера в режиме 0.6 — выраженный широкоугольник.

Широкоугольные объективы хорошо подходят для съёмки репортажа (особенно в тесных помещениях), часто их применяют для съёмки архитектуры и сложных панорам, а иногда широкоугольные объективы можно встретить в комплектах у свадебщиков. При грамотной работе с ракурсами на такие стёкла можно получить интересные динамичные кадры.


При съёмке на ширик героев желательно помещать в центр кадра / Фото: mywed.com/Andy Vox

Характерная особенность широкоугольных объективов — перспективные искажения, которые отчётливо заметны по краям кадра. Это можно использовать как художественный приём, который добавляет фотографиям динамики.

Отдельный подкласс широкоугольных объективов — фишаи, или «рыбьи глаза». У них искажения по краям не просто выраженные, а скруглённые.


Типичный снимок на фишай: прямые линии архитектуры скругляются / Фото: unsplash.com

При съёмке на широкоугольный объектив вы неизбежно столкнетесь с тем, что передняя линза пачкается, поскольку у этого класса объективов она крупная и выпуклая. Чтобы грязь и пыль не портили снимки, важно следить за чистотой стёкол. Чистить их можно, например, при помощи специального карандаша или использовать мягкие салфетки из микрофибры.


Штатные и универсальные объективы

Если двигаться дальше по диапазонам фокусных расстояний, мы приходим в класс штатных и универсальных объективов. 

Штатными обычно называют стёкла, которые продаются в комплекте с камерой. Как правило, это зум-объективы с диапазоном фокусных расстояний от умеренного ширика до начального портретника. Например, распространены линзы на 24-70 мм. Такие объективы достаточно универсальны: у них нет чётко выраженной специализации, а значит, снимать на них можно практически любые сюжеты. Впрочем, добиться вау-результата с таким инструментом сложно.


Fujifilm X-T10 со штатным зумом / Фото: unsplash.com

В более дорогом сегменте можно встретить универсальные объективы с большим диапазоном фокусных расстояний — например, 24-200. Такие модели очень удобны для репортажной съёмки, поскольку позволяют снимать сюжеты разной крупности, не двигаясь с места. Если вы используете дорогой объектив, стоит подумать о защите линз — например, можно использовать ультрафиолетовый фильтр, который не даст стёклам запылиться и поцарапаться.


Объективы с классическим портретным расстоянием

Есть диапазон фокусных расстояний, который считается наиболее оптимальным для портрета — от 50 до 200 мм. Отметим, сегодня для съёмки людей часто используют и более широкоугольные варианты, но классические значения такие. При использовании этих фокусных расстояний минимальны оптические искажения и хорошо сохраняются пропорции лиц. 

Очень часто портретники — фикс-объективы (например, 85 мм, 135 мм), но встречаются и зумы с диапазоном фокусных расстояний, подходящих для съёмки портрета.


Классический снимок на классический портретник / Фото: unsplash.com

Подбор идеального портретного объектива — непростая задача. Больше информации именно об этом классе оптики вы найдёте в этом материале.


Телеобъективы

К этому классу обычно относят модели с фокусными расстояниями от 100 до 800 мм. Телеобъективы позволяют сильно приближать картинку и обладают очень узким углом зрения.

Подобные стёкла применяются для съёмок спорта, дикой природы, серьёзных репортажей, астрофотографии (например, фото Луны). Телевики встречаются и с переменным, и с постоянным фокусным расстоянием. Фиксы — часто умеренные телевики (100 мм, 135 мм), которые также используются для съёмки портретов. Или наоборот — нередко фиксами делают экстремальные телеобъективы на 600 или 800 мм, поскольку при такой длине в них сложно встроить ещё и механизм, который позволяет зуммировать.

Телеобъектив — очень мощный инструмент, но у него есть два недостатка: цена и вес. Обычно хороший телевик стоит достаточно дорого, а весит несколько килограммов, поэтому для работы со сверх-телевиками часто используется монопод или штатив.


Без штатива такой объектив долго просто не удержать / Фото: unsplash.com

Напишите нам