Гид по освещению для начинающего фотографа

Само слово «фотография» произошло от двух греческих слов: photos — свет и grapho — пишу. Думаю, вы уже догадались, к чему я клоню: без света нет фотографии, а значит свет — вещь незаменимая.


С хорошим освещением фотография, снятая на смартфон или дешевую мыльницу (если вы родились после 2000 года и не знаете, что это такое — просто забудьте), может обскакать по качеству фотку, сделанную на самую навороченную полнокадровую беззеркалку, но в плохом освещении. Думаю, такого вступления хватит, чтобы вы поняли, почему фотографы постоянно носятся взад-вперед со всеми этими вспышками.

Сегодня мы кратко разберем основы освещения для начинающих фотографов, но не углубляясь в дебри: посмотрим, какие типы освещения есть и какое оборудование нужно для успешного старта. Про схемы освещения и прочие технические подробности поговорим в другой раз. 

Основные типы освещения

2.jpg

Фотография: Alexander Dummer/pexels.com


Если подходить к вопросу без лишних умствований, у фотографа есть три основных варианта освещения:

  • естественное;

  • постоянное;

  • импульсное.

Естественный свет мы получаем, так сказать, даром — от солнца (а еще от луны и звезд в ночной фотографии), а два других нам обеспечивают различные технические средства — осветители и вспышки. Есть еще разное уличное освещение в стрит-фотографии, но это отдельная тема.

Все эти типы освещения можно использовать по отдельности, вместе или в различных сочетаниях. Хотя чаще всего фотографы либо пользуются только одним из них, либо сочетают естественный свет со вспышкой или постоянным осветителем.


Естественный свет

3.jpg

Фотография: Anna Shvets/pexels.com


Естественное освещение — самый первый и одновременно самый непредсказуемый тип освещения. С ним можно получить настоящий шедевр, а можно запросто запороть очень интересную идею. Все от того, что естественный свет изменчив. Он меняется в течение дня, а иногда и в мгновение ока, меняется его интенсивность и направление, а еще свет сильно зависит от погодных условий. 


Тем не менее, для съемки на открытом воздухе солнце — ваш самый главный источник. Многие слышали про «золотой час» — особое время сразу после восхода и вечером перед закатом, когда солнце создает мягкое тёплое освещение, без резких теней, но прекрасно подчеркивающее фактуру и форму объектов. Снимаете на улице и есть возможность работать в «золотой час» — дерзайте, не прогадаете!

Но солнце может быть и очень коварным. В полдень, когда оно висит прямо над вами, тени становятся резкими: не лучшее время для портретов — у модели автоматически появляются «круги» под глазами и прочие радости, которые придется убирать в Фотошопе. Есть выход — можно подсвечивать модель с помощью вспышки (да, осветители пригодятся даже на ярком солнце) или выбрать для съемки немного затенённое место. 

В облачную/пасмурную погоду свет более мягкий и рассеянный, без резких теней, хотя иногда он может быть немного «плоским». В любом случае, для новичка и уличной фотосессии он подойдёт лучше всего — облака, по сути, создают эдакий «гигантский софтбокс».

3_2_.jpg

Естественный свет можно использовать не только на улице, но и в помещении. Свет от окна, особенно если окна большие и панорамные (как в некоторых фотостудиях), может легко заменить все студийные приборы. Дополнить яркий свет от окна, заполнив резкие тени на объекте, можно с помощью очень простого и эффективного аксессуара — отражателя. Просто расположите его так, чтобы свет от окна «отскакивал» на объект, создавая мягкое заполняющее освещение. 


Однако изменчивость естественного света не единственная проблема: при съемке в помещении чаще всего его просто не хватает, причем не только вечером, но и в дневное время. Именно поэтому во многих ситуациях вам понадобится студийный свет. 

Постоянный свет

4.jpg

Фотография: Lucas DJesus/pexels.com


Постоянный свет — это источник освещения, который остаётся включенным на протяжении продолжительного промежутка времени, в отличие от импульсного, который активируется на короткое время, когда вы нажимаете на кнопку фотоаппарата.

К постоянному освещению относятся и большие студийные осветители, и маленькие накамерные светодиодные панели, и блогерские-тиктокерские кольцевые осветители. 

Почему нельзя пользоваться обычным домашним освещением, всякими лампочками и торшерами? На фотографии они плохо передают цвета (у них низкий индекс цветопередачи — CRI), создают паразитные оттенки и приводят к проблемам с балансом белого.

Вообще, постоянное освещение, пожалуй, самый удобный вариант для новичков. Почему? 

  • Вы сразу видите эффект освещения и световой рисунок.

  • Он хорошо подходит для обучения и прощает ошибки.

  • А ещё подходит и для фото, и для видео.

В отличие от импульсного света, о котором поговорим ниже, с постоянным светом всё очень просто: включил, посмотрел через видоискатель (или экран), как выглядит сцена, начал фоткать или поменял положение светильников, если эффект не понравился. Вы сразу видите, какой световой рисунок получится у вас на фотографии. С его помощью также можно изучать влияние освещения и различных световых рисунков на объекты — крутите лампочку вокруг предмета, добавляете новые источники и смотрите, как получается лучше всего.

Ну и, конечно, если кроме фотографии, вы еще хотите снимать видеоролики, то постоянный свет — ваш единственный вариант.

5.jpg

Фотография: Kyle Loftus/pexels.com


Конечно, у постоянного света есть свои минусы, главный из которых — мощность. Импульсные источники, в среднем, намного мощнее — при одинаковой стоимости и размере, студийная вспышка будет более яркой, чем постоянный источник освещения. 

Также, если вы хотите «замораживать» движение — фотографировать модель в движении, всякие падающие предметы и брызги, то лучше выбрать импульсный источник, потому что постоянное освещение с такой задачей скорее всего не справиться (либо вам нужна очень дорогая и мощная студийная лампа).


Если вы решили организовать домашнюю студию, можно выбрать готовый комплект постоянного света. В комплект обычно входят:

  • сами осветители;

  • световые модификаторы — софтбоксы и октобоксы, которые смягчают свет от ламп;

  • стойки, чтобы удобно расположить осветители.

Для съемок на локации, когда тащить с собой большой осветитель не получается, пригодятся накамерные светодиодные осветители. Можно взять несколько штук — один прикрепить на горячий башмак камеры, а другие использовать для создания световых акцентов. Но все таки для того, чтобы получить на выездной съемке свет достаточной мощности, лучше подойдет источник импульсного света — вспышка.


Импульсный свет

6.jpg

Фотография: Mikhail Nilov / pexels.com


Импульсный свет, или попросту вспышка, активируется на короткий промежуток времени, обычно синхронизируясь с нажатием на кнопку спуска затвора вашего фотоаппарата.

Для новичка импульсный свет — чуть более сложный инструмент в освоении. 

Во-первых, вам нужно делать тестовые снимки, чтобы оценить световой рисунок (хотя некоторые студийные вспышки оборудованы «пилотным светом» — вторая лампа с постоянным светом, которая позволяет заранее оценивать световой рисунок). 

Во-вторых, вспышку нужно синхронизировать с камерой — это делается с помощью радиосинхронизатора, кабеля или оптического сигнала. В сети можно найти многочисленные гайды, как это делается — для разных типов вспышек, камер и синхронизаторов. В целом, ничего сложного, просто придётся потратить немного времени на обучение.

Главный плюс — вы получаете мощный свет, который подходит для любых жанров и типов фотографии.

Существует три основных типа импульсного света: внешние вспышки, моноблоки и генераторы.


Начнем с внешних накамерных вспышек. Кто-то наверняка задается вопросом, зачем вообще нужна отдельная вспышка, если большинство современных фотоаппаратов уже оборудовано встроенной вспышкой. Причин несколько: внешние вспышки более мощные, позволяют фоткать не только фронтально, но и с различных углов, они работают более быстро и на них можно прикреплять аксессуары: мини-софтбоксы для смягчения освещения, цветные фильтры для креативных эффектов и так далее. 

Если вы часто снимаете на различных локациях, в которых не хватает естественного освещения — компактная внешняя вспышка, пожалуй, самый удобный вариант.


Для студийной съемки используются большие студийные вспышки — моноблоки. Чаще всего именно их вы видите в коммерческих фотостудиях. В моноблоке все необходимое находится в едином корпусе — и элементы управления, и сама лампа. 

6_2.jpg

Еще есть генераторный свет: в нём лампы прикрепляются к основному блоку отдельно через провода. Такие источники более мощные и создают самый короткий импульс для работы с самым быстрым движением, но они значительно дороже моноблоков, так что это вариант не для новичков.


Как и в случае с постоянными осветителями, студийную вспышку нужно поставить на стойку для освещения и надеть на неё световой модификатор, который поможет получить нужный световой рисунок. Самый популярный выбор для большинства задач — софтбоксы и октобоксы, создающие приятный мягкий свет. Если вы задумали создать домашнюю фотостудию и не планируете снимать видеоролики, можно купить готовый комплект импульсного света.


Итоги

7.JPG

Фотография: Александр Никитин


Итак, освещение — важнейший ингредиент фотографии. 

Вы можете снимать с естественным светом на улице: попробуйте провести фотосет в «золотой час», а если это время вам не очень подходит, то лучше выбрать облачный день с мягким рассеянным светом. В помещении с большими окнами естественный свет тоже отличный вариант для съемки — добавьте отражатель, если нужно немного смягчить тени.

Для студийной съемки вы можете выбрать источники постоянного света. Это удобный вариант для новичков: вы сразу видите световой рисунок, а еще с постоянным светом можно снимать видео. 

Если же вам нужна максимальная мощность или требуется «замораживать» движение в кадре, выбирайте источники импульсного света — внешние вспышки и моноблоки.

В любом случае, главное в любом деле — практика. Арендуйте фотостудию, чтобы посмотреть как работает разное оборудование, посмотрите сколько ламп нужно для реализации ваших задумок. Снимайте на улице в разное время и в разных условиях. Ну и вообще фотографируйте как можно больше и чаще! 



Напишите нам