Фотография: Уиджи
Сложно представить себе более характерный атрибут фотосъёмки (кроме самого фотоаппарата, конечно), чем мерцание вспышки. И это неудивительно, ведь история фотовспышек идёт рука об руку с самой историей фотографии. Яркий искусственный свет позволяет работать в любых условиях, при любом освещении, даже в полной темноте. А свет, как известно, необходимый компонент любого снимка.
Старая газетная реклама вспышки. Фотография: photoactive.co.uk
Первые кадры со вспышкой стали появляться уже в середине 19 века. Изначально для этого использовалась смесь химических компонентов в виде порошка, который при сгорании излучал яркий свет. Легендарный «дымок» от вспышек в старых фильмах — как раз из этого периода.
Однако и сам процесс, и результат были весьма непредсказуемыми. Да что там говорить, использование вспышек зачастую было просто опасным. Горючие элементы могли обжечь самого фотографа и окружающих, а любой фотосет со вспышкой мог стать причиной пожара. Так что профессия фотографа на заре своего существования была весьма экстремальной.
Постепенно основным химическим элементом, использующимся для поджига, стал магний, что сделало вспышки более универсальными, однако не сильно увеличило безопасность работы. Магниевые вспышки стали применяться повсеместно уже в конце 19 века. Тогда же для воспламенения начали использовать батареи, но пока без особого успеха.
Луи Бутан создал целую серию подводных фотографий с помощью ламп собственного изобретения. Фотография: Луи Бутан
Только с появлением ламп-вспышек, которые в конце 19 века для подводной фотографии ввёл в обиход Луи Бутан, возник действительно устойчивый и эффективный способ создания искусственного света.
В 1929 году в Германии было запущено производство одноразовых ламп-вспышек — флэш-ганов, которые после съёмки выбрасывались. Они представляли собой стеклянные колбы, где происходил небольшой химический взрыв. Стекло стали покрывать пластиковой плёнкой, чтобы оно не разлеталось.
После усовершенствований исчезли и дым, и опасность ожогов, а сами вспышки стали более компактными. Это позволило фотографам свободно и быстро передвигаться, поэтому вспышки стали активно использоваться в репортажной съёмке.
Фотография со вспышкой в полной темноте могла шокировать неподготовленных «моделей». Фотография: Уиджи.
Репортёры того времени зачастую действовали крайне бесцеремонно, ослепляя яркими вспышками всех вокруг. Особенно эффектно это выглядело в темноте, когда лампа-вспышка была единственным источником света. Самые дерзкие фотографии со вспышкой представлены в криминальной хронике США 1930 – 50-х годов (знаменитая «золотая эра» чикагской мафии).
Репортажная съёмка для криминальной хроники ощутимо повлияла на всю историю фотографии. Фотография: Уиджи.
Скандальные снимки звёзд от назойливых папарацци и криминальные фотохроники от мэтров жанра, вроде Артура «Уиджи» Феллига, стали настоящим конвейером сенсаций, будоражащим умы читателей газет. Миллионные тиражи печатной продукции заложили основы медиа-бизнеса, «акулы» которого и сегодня формируют информ повестку по всему миру.
Фотографии папарацци стали бестселлером наряду с криминальной хроникой. Фотография: Уиджи
Электронные вспышки распространились чуть позже — в 1960-х годах. Они быстро вытеснили одноразовые лампы и значительно облегчили жизнь всем любителям фотографии. Тогда же вспышки разделились на студийные и репортажные, но это уже совсем другая история…
Электронные вспышки открыли новую эру в фотографии. Фотография: Pexels.