Погода — самый непредсказуемый фактор при фотографировании на открытом воздухе. Настроены вы на солнечную фотосессию или съёмку под дождём — ей всё равно, какая концепция у моделей и фотографа, поэтому настоящий профессионал должен быть готов ко всему.
О том зачем снимать под дождём, на какие настройки обращать внимание и как сделать так, чтобы фотоаппарат не пострадал от влаги, читайте в этом материале.
Дождь — не приговор для красивой съёмки, но повод тщательнее к ней подготовиться / Фото: greenweddingshoes.com
В этой статье:
В инструкции к любой фотокамере обычно есть строки о том, что её нужно беречь от влаги. Исключение — профессиональные защищённые от пыли и жидкостей фотоаппараты, но таких моделей немного, и речь чаще всего идет о дорогих сериях.
Значит ли это, что под дождём снимать категорически нельзя? Нет, конечно. Хотя бы потому, что дождь — это очень красиво. У дождливых дней есть ряд неоспоримых преимуществ, актуальных для разных жанров съёмки:
Воздушная, или тональная перспектива — усиление дымки на более удалённых от фотографа объектах. Это классический приём композиции, помогающий передать объёмное на плоском / Фото: unsplash.com
Заплыв на открытой воде под сильным дождём / Фото: Алиса Смирнова
И тем не менее, съёмка в ненастную погоду может быть опасна для фототехники. Если не позаботиться о своём фотоаппарате, под сильным дождём его можно просто «утопить».
Снимать под дождём несколько сложнее, чем в сухую погоду. Хотя бы потому, что большинство фотоаппаратов нуждаются в защите от воды.
Чтобы прикрыть фотоаппарат и объектив, стоит использовать защитный чехол или дождевик, подходящий под конкретную камеру. Обычно они шьются таким образом, чтобы аппаратура была защищена от влаги, а управлять ею было удобно: без проблем дотягиваться до всех кнопок, видеть объекты на экране или в видоискателе.
Через прорези по бокам нажимаем на кнопки / Фото: digitalcameraworld.com
Если дождь застал внезапно, в крайнем случае можно использовать любой целлофановый пакет: прорезаем в нём дырку для объектива, и засовываем камеру прямо внутрь. Работать в такой «обёртке» неудобно, но зато меньше шансов намочить камеру, поэтому обычные пакеты должны быть в рюкзаке фотографа, который хоть иногда снимает на улице. Отметим, лучше брать прозрачные — это избавляет от необходимости делать ещё дырку под видоискатель или экран.
Чтобы техника точно была вне опасности, в дождливые минуты лучше вести съёмку из-под козырька — крыши подъезда, веток дерева, окна машины и так далее. Ещё один альтернативный вариант защиты камеры — снимать под зонтом. Правда, здесь есть проблема: зонт занимает одну из рук, а значит, мешает работать с комфортом.
Важно! Помните о том, что в защите от воды нуждается вся техника. Например, если вы работаете с выносной вспышкой, её также нужно прикрыть, хотя бы целлофановым пакетом — он, кстати, в этом случае будет работать как примитивный софтбокс, смягчая свет.
На объектив лучше всего поставить защитный фильтр. Дело в том, что при любой защите на линзу всё равно будут попадать капли дождя, которые без конца придётся вытирать. Согласитесь, лучше водить тряпочкой по дешевому фильтру, чем по дорогому объективу — если что-то и поцарапается, будет не так жалко.
Как снимать под дождём: настройки камеры
Несколько слов о настройках камеры, которые стоит держать в голове при съёмке под дождём — чтобы все кадры точно были в фокусе.
Во-первых, в дождь на улице уменьшается количество света, если сравнивать с просто пасмурным или солнечным днём, поэтому особенно важно следить за выдержкой, чтобы не допустить смазов. Выдержки могут различаться в зависимости от вашего опыта и аппаратуры, с которой вы работаете, но в среднем она должна быть не длиннее 1/100.
Второй момент — могут быть проблемы с фокусом — когда камера фиксируется на каплях в воздухе вместо объекта съёмки, — поэтому важно следить за этим параметром и при необходимости переходить в ручной режим. Особенно это актуально для светосильных объективов, у которых относительно небольшая глубина резкости.
Один из самых красивых сюжетов, которые можно получить в дождливый день — «замороженные» в воздухе капли. Например, это может выглядеть таким образом.
Подобные фотографии точно украсят любой свадебный альбом / Фото: perspectives.co.nz, greenweddingshoes.com
Такие фото делаются в тёмное время суток с использованием контрового света, в идеале — импульсного. В результате за счёт контраста тёмного заднего плана и освещённых капель и достигается этот необычный эффект.
Можно использовать и источник постоянного света, но необходима очень большая мощность, чтобы свет позволил использовать достаточно короткие выдержки и «тормозил» капли в воздухе. Как минимум — выдержка в 1/250, хотя точные значения зависят от самого дождя, поскольку крупные капли падают быстро и всё равно могут смазываться.
Обратного эффекта (слегка размазанных, вытянутых капель) можно достичь, используя более длинные выдержки. Для такого художественного приёма также полезен контровик, но в этом случае лучше использовать постоянный или естественный свет, поскольку с ним удобно работать на длинных выдержках. Импульсный будет «замораживать» капли в воздухе, не давая им размазываться.
Съёмка под дождём на длинной выдержке / Фото: cameraharmony.com
Ещё один популярный и технически простой сюжет, который дарит нам дождь — отражения. Их, например, можно ловить в лужах или на влажном асфальте.
Особенно эффектно выглядит съёмка во время или после дождя в ночном городе / Фото: unsplash.com
Красиво смотрятся кадры, сделанные через окна — причём в любую сторону: и когда фотограф, стоя в комнате, снимает улицу через мокрое стекло; и, например, когда модель уютно устроилась с книжкой в кафе, а фотограф стоит под дождём.
Для второго сюжета, кстати, очень полезен поляризационный фильтр — он уберёт ненужные отражения со стекла и позволит лучше проработать сюжет. Отметим, при съёмке улицы из помещения этих проблем обычно не возникает.
Огни города через мокрое стекло выглядят эффектно / Фото: unsplash.com
Ещё одна хорошая идея для съёмки портретов — использовать зонт в качестве реквизита, вокруг которого строится съёмка. Стильный купол или трость нередко становятся аксессуаром, который завершает образ модели.
Хорошо смотрятся однотонные зонты чёрного и красного цветов, а также прозрачные модели. Также зонт можно превратить в нечто творческое. Например, таким образом:
Наклеивать листья на зонт можно на двухсторонний скотч — держатся, проверено / Фото: Алиса Смирнова
Танцы под дождём — классический сюжет для love-story, который подарит всем участникам съёмки яркие эмоции.
Главное — чтобы модели не ёжились от прохладного дождя, а получали от процесса удовольствие / Фото: sewinginthepast.com, listelist.com