Как снимать репортаж: советы, техника, лайфхаки

В чём сложность фотосъёмки репортажа? В том, что событие происходит само собой, и вы практически никогда не можете этим управлять. С одной стороны, для кого-то это плюс: не надо придумывать позы, заморачиваться с идеями. С другой стороны, под происходящее приходится подстраиваться и быстро соображать. В этом материале собрали для вас советы о том, как фотографировать репортаж.


Мы ловим момент, пока они ловят букет / Фото: unsplash.com

Составьте план

Узнайте о мероприятии, которое планируете фотографировать, как можно больше, до того, как начнёте снимать. Во многом съёмка репортажа — это импровизация. Но обычно лучшие импровизации — заранее подготовленные и хорошо отрепетированные.

Приведём примеры: вам нужно снять спортивный праздник в городе. Среди прочего там будет массовый забег по улицам городу. Заказчику важно, чтобы как можно больше народу попали в кадры, чтобы люди могли потом найти свои фото, растащить их по соцсетям, а организаторы получили больше отзывов о том, какое у них прекрасное мероприятие.

В этом случае помимо информации о том, сколько будет людей, где стартуют и где финиширует, важно понимать одна ли у всех участников дистанция. Узнать в процессе, что 5 километров бегут 20 человек, а один — остальные триста, будет очень обидно. Особенно, если вы выбрали точку, до которой добегут только 20 человек, а остальные свернут и побегут к финишу раньше.


Важно вовремя выбрать удачную точку для съёмки / Фото: unsplash.com

То же самое с детскими праздниками, например. Если после какой-то торжественной части детей забирают в актовый зал, где они будут полтора часа смотреть спектакль, поснимать индивидуальные портреты и фото с родителями лучше перед началом всего мероприятия.

На свадебных банкетах важно понимать, в какой момент планируется первый танец, вынос торта, запуск фейерверка. Иногда ещё бывают сюрпризы от родных-друзей, о которых могут не знать сами молодожёны. Такие вещи лучше уточнить заранее у ведущего, чтобы вы не пропустили какой-то красивый и трогательный момент.

Если есть возможность, приезжайте на точку заранее, чтобы пристреляться, посмотреть, что со светом, подобрать удачные ракурсы.

Подготовьтесь к разным поворотам событий

Если вы работаете на улице, нужно быть готовым к тому, что погода будет меняться. Берите с с собой и зонт или дождевик (и для себя, и для камеры) и отражатель — на случай, если будет яркое солнце и нужно будет сделать несколько хороших портретов.

Также в солнечный день очень полезны вспышки — они позволяют хорошо проработать лица людей при съёмке в контровом свете. Для этого вспышку нужно использовать на минимальной мощности.

В случае со стремительным репортажем очень важно, чтобы техника не подвела вас в самый ответственный момент. Обязательно берите с собой дополнительные карты памяти и дополнительные аккумуляторы. В случае с аккумуляторами важно учитывать условия в которых вы работаете, например, температуру. Даже если вы точно знаете, что ваша батарейка выдерживает два часа при работе, например, в помещении, на улице она может сесть уже через час. Также время работы аккумуляторов зависит от интенсивности съёмки и режима в котором вы работаете. 

Поэтому на больших съёмках всегда стоит иметь при себе запас аккумуляторов. Важно держать их прямо под рукой — чтобы иметь возможность заменить батарею очень быстро.

Старайтесь снимать разнообразнее

Обязательно используйте в своей съёмке снимки разной крупности:

  • общие планы помогают показать масштаб мероприятия, массовость и локацию, в которой всё происходит;
  • ростовые и поясные планы показывают главных действующих лиц (на свадьбе это молодожёны и гости, на детском празднике — именинник и его друзья, на семинаре — спикер и слушатели);
  • крупные планы и детали добавляют глубины и расставляют акценты;

Также стоит снимать с разных точек и разных ракурсов. Иногда красивый кадр можно поймать с неожиданной стороны. Например, вид на зрителей из-за плеча выступающих артистов.


Главное, не забудьте снять ведущего с той стороны, с которой видно лицо / Фото: Алиса Смирнова

Толпы людей хорошо снимать с верхней точки (например, со сцены или моста) на длинный телеобъектив, который «сплющивает» картинку и создаёт впечатление, что людей ещё больше.


Лучший способ показать массовость / Фото: Алиса Смирнова

А супер креативные ракурсы определённо заставят зрителей посмотреть на происходящее с неожиданной стороны.


Тост. Ракурс / Фото: unslash.com

Помните о правильной настройке камеры

Первое, что важно учитывать — это темп, происходящего события и есть ли в кадре стремительное движение. В плане съёмки движения помните о правильной выдержке. Значения выдержки могут различаться в зависимости от техники, с которой вы работаете, но есть цифры, которые можно использовать в качестве опорных:

  • не длиннее 1/100, если люди в кадре спокойно позируют или плавно двигаются
  • не длиннее 1/250, если человек идёт быстрым шагом
  • не длиннее 1/500, если в кадре дети, животные или любительский спорт
  • не длиннее 1/1000, если в кадре профессиональный спорт или, например, движущиеся автомобили.

Указанные выше значения позволят избежать смаза движения объекта. Даже если в кадре нет стремительного движения, старайтесь не использовать выдержки длиннее 1/100. В противном случае можно столкнуться со смазом движения рук.

Используйте функцию серийной съёмки, когда в кадре что-либо происходит стремительно, важно поймать нужную фазу движения или яркую эмоцию.


Если снимать в режиме одного снимка на одно нажатие кнопки, велики шансы получить первый снимок. А люди всё же лучше смотрятся с двумя ногами / Фото: Алиса Смирнова

Также имеет смысл использовать функцию следящего или последовательного фокуса — их поддерживают многие современные беззеркалки. Это помогает бороться с проблемой, когда вы поймали фокус, а пока жали кнопку спуска, человек (или другой главный герой кадра) из фокуса успел убежать.

При съёмке репортажа не бойтесь ставить более высокие значения ISO. Чуть более сильные шумы не так неприятны, как смаз или сильный недосвет.

Не снимайте то, что вам совсем не близко

Если, например, вы с удовольствием занимаетесь свадебной и семейной съёмкой, не факт, что у вас выйдет что-то путное из съёмки спорта или делового семинара. Дело даже не в том, что у каждого жанра специфика, в которой нужно разбираться.

Часто проблема в отсутствии элементарно хорошо подходящих инструментов: камера не тянет слишком короткие выдержки или слишком высокие ISO, все пресеты, с которыми человек работает заточены под нежный свадебный файнарт, который совершенно не ложится, например, на спортивные соревнования.

Но что ещё важнее, через фотографии часто видно отношения автора к происходящему. Так что, если вы убеждённый атеист, а вас зовут снимать крестины, стоит отказаться. Или не стоит пытаться снимать вечеринку по определению пола ребёнка, если вы считаете эту традицию глупой и неуместной.

Ловите эмоции

Репортаж — это не просто фиксация того, что происходило. По крайней мере, хороший репортаж — не про это. В каждом событии есть люди, которые его делают, которые в нём участвуют, которые так или иначе относятся к тому, что происходит.

Самый простой пример — родительский каравай, который очень часто появляется на свадьбах в России. И сами родители, и молодожёны и гости могут относиться к этой традиции по-разному. Все эти эмоции будут отражаться на лицах.

Напишите нам