Как снимать с отражателем: техника и приёмы работы

Отражатель — один из самых бюджетных и универсальных модификаторов света. Отражатели часто применяют в студийной фотографии и это абсолютный мастхэв для съёмок на пленере в летнее время. О том, как выбрать отражатель для фотографии и как с ним работать, читайте в этом материале.


Съёмка портрета с золотым отражателем / Фото: cameragurus.com

Какие бывают отражатели, как выбрать отражатель

Отражатель — кусок белой или фольгированной ткани, натянутый на раму, который используется в фотографии для работы с естественным или постоянным искусственным светом. Отражатели ценят ещё и за то, что это, пожалуй, самый бюджетный способ работать со светом. И вспышки, и источники постоянного света обойдутся существенно дороже.

Отражатели различаются по размеру и по цвету. По размеру всего встречаются варианты:

Что касается цвета отражателей, наиболее распространёнными являются белый, серебряный и золотой. Очень часто в продаже можно встретить комплекты «5 в 1», в которые входят все три перечисленные варианты. И дополнительно добавлены полупрозрачный отражатель для съёмки на просвет и чёрный флаг, который позволяет сделать более выраженные тени. Такие комплекты обычно стоят чуть дороже, но они универсальны и очень полезны для начинающих, которые хотят попробовать разные возможности, которые даёт отражатель.

При работе с отражателями есть два основных приёма — съёмка со светом на отражение и на просвет. Поговорим о них подробнее.

Приёмы при съёмке с отражателем

Дополняем верхний свет. С отражателем очень часто работают в летнее время при съёмках под открытым небом. Одна из самых больших проблем в солнечный день — это некрасивые тени на лицах людей, которые возникают, когда солнце стоит высоко.

Идеальным временем для съёмки портретов считается золотой час (время за 1-2 часа до заката). Но если фотосессия проходит в другое время, универсальным решением проблемы теней под глазами и носом будет отражатель.


Слева без отражателя, справа с ним. Обратите внимание на тени под глазами и под подбородком / Фото: digital-photography-school.com

Чтобы получить такой рисунок, отражатель нужно располагать прямо перед моделью, можно немного снизу. В отдельных случаях (если съёмка ведётся без ассистента), модель даже может сама держать отражатель в руках.

Понятно, что такой подход уместен только при съёмке крупного портрета и в том случае, если руки не в кадре, а отражатель не слишком велик. Отражатель больше 90 сантиметров в руках самостоятельно удержать сложно.


Удобная и максимально простая в реализации схема света / Фото: digital-photography-school.com

Дополняем контровой свет. Ещё один распространённый вариант для съёмок в солнечный день. Для него необходимо поставить модель спиной к солнцу и направить на неё переотражённый солнечный свет. Это классическая и очень красивая схема для работы под солнцем: задний свет подсвечивает волосы, свет отражателя отрисовывает объёмы.

Такой приём помогает проработать детали при съёмке в контровом свете. Понятно, что современные камеры при съёмке в RAW сохраняют много деталей в тенях и подобные фотографии можно вытянуть и на постобработке. Но вот нарисовать объём так, где его нет из-за отсутствия света ни одна, даже самая крутая камера не сможет. Посмотрим подробнее на паре картинок ниже.


Слева — с отражателем, справа — без него, но с постобработкой с вытянутыми тенями / Фото: Алиса Смирнова

Здесь отражатель помогает решить проблему отсутствия объёма и цветового разнообразия при съёмке в контровом свете. Такой подход существенно упрощает финальную обработку фото — их не приходится так тянуть.

Важно помнить, что здесь отражатель выполняет роль рисующего света, а значит, важно делать его правильным. Здесь отражатель находится выше головы модели, перед её лицом, немного слева (чтобы не перекрывать камеру). Если бы отражатель был ниже уровня лица (как на предыдущем примере), картинка бы выглядела существенно хуже — нижний свет вообще мало кому идёт. Он создаёт непривычные для человеческого глаза тени, которые искажают черты лица и делают его пугающим.

Освещаем модель, стоящую в глубокой тени. Это вариант отличается от того, который был выше, тем, что там солнце у нас било прямо в спину модели, а здесь мы поставим её в тень. И направим на неё свет солнца отражателем.


Разные отражатели дают разный результат / Фото: fixthephoto.com

Белый нужно держать существенно ближе к модели, чтобы эффект был заметен. Серебряным можно засветить модель с существенного расстояния, что иногда бывает важно. Например, если модель стоит достаточно глубоко в тени, как на предыдущем примере. В этом случае её можно подсветить серебряным отражателем, даже если до границы света и тени 5 и более метров. С белым отражателем такой фокус не пройдёт. Плюс серебряный можно использовать даже в пасмурную погоду — он будет собирать и концентрировать свет. От белого, когда солнца нет, эффект практически незаметен.

С другой стороны, не все люди способны терпеть свет серебряного или золотого отражателя. Многие начинают щуриться: точно так же, как от прямого солнца. С белым таких проблем обычно не возникает. Так что, если вы снимаете чувствительного к свету человека или маленького ребёнка, белый отражатель будет предпочтительнее.

Золотой отражатель сопоставим по яркости с серебряным, но дополнительно подкрашивает свет в жёлтый. С его помощью можно сделать имитацию низкого закатного солнца.

Съёмка с отражателем на просвет

В комплектах «5 в 1» есть ещё дополнительный полупрозрачный слой, который правильно называть даже не отражателем, а рассеивателем. Это очень полезный инструмент при съёмке на улице в яркий солнечный день. Благодаря нему можно с гарантией получить портреты с мягким рассеянным светом даже в том случае, если солнце стоит строго в зените.

Суть приёма с рассеиванием в том, чтобы прикрыть модель от солнца полупрозрачным рассеивателем. Модель точно скажет вам за это «спасибо». А вот ассистенту придётся сложнее: долго держать рассеиватель над головой тяжёло.


Процесс и результат съёмки с рассеивателем на просвет в солнечный день / Фото: oreilly.com

Если съёмка идёт в студии, рассеиватели и отражатели можно ставить на стойки. Для этого потребуются специальные зажимы или телескопические конструкции. А вот в полевых условиях такой фокус не пройдёт. Да, конечно, стойки можно вынести и на улицу, но проблема отражателей в том, что даже самый маленький довольно сильно парусит даже от слабого ветра. И рисковать тем, что отражатель в самый неподходящий момент уронит стойку прямо на голову модели не стоит.


Напишите нам