Цветок сирени, пчела над одуванчиком, мелкие капли воды после дождя — лето дарит множество вариантов для съёмки макро. Однако просто крупно сфотографировать объект — недостаточно для качественного кадра.
Макрофотография — технически сложное направление, и этот материал поможет вам его освоить.

Макрофотография предлагает посмотреть на мир под другим углом / Фото: unsplash.com
В этой статье:
В строгом понимании «макрофотографией» называют снимки, на которых мелкие объекты снимаются в масштабе 1:1 или крупнее. Но если не зацикливаться на терминологической точности, то это любые снимки мелких объектов, сделанные достаточно крупно.
Масштаб считается в соотношении с размером матрицы.

Если включить зануду, то перед нами не макрофото, поскольку матрица современного фотоаппарата редко бывает крупнее спичечного коробка / Фото: unsplash.com
У макрофотографии есть три основные проблемы:
С этими трудностями борются при помощи техники — рассказываем по порядку.
С дистанцией фокусировки всё относительно просто: чтобы снимать достаточно крупно, нужно поднести линзу близко к сюжету. Да, далеко не все объективы способны фокусироваться близко: часто минимальная дистанция фокусировки составляет 10-20 сантиметров, чего мало для макро. Выход — купить специализированный макрообъектив с самой маленькой дистанцией фокусировки или сократить значение, используя специальные макрокольца.

Макрокольца — это насадки, которые крепятся между камерой и объективом / Фото: digitalcameraworld.com
Вторая проблема — глубина резкости, которая уменьшается по мере уменьшения сцены. Из-за этого легко, например, получить снимок, на котором усы у бабочки резкие, а всё остальное — нет. И если в портретной фотографии с этой сложностью борются, прикрывая диафрагму, то при съёмке очень мелких объектов даже закрытая диафрагма плохо спасает.

Типичная история: глазки в фокусе, всё остальное уже выскочило из резкости / Фото: unsplash.com
Для таких случаев есть достаточно сложная комбинированная техника — стекинг по резкости: снимается десяток снимков с фокусом на разных частях объекта, а потом эти фото объединяются в графическом редакторе.
Но стекинг — тема для отдельного разговора. Если в такие дебри пока лезть готовности нет, можно выбирать более крупные объекты или простые ракурсы.

Например, бабочки в профиль — отличное решение. Малая глубина резкости совершенно не мешает / Фото: Алиса Смирнова
Ещё один очень неожиданный лайфхак — снимать на технику с небольшой матрицей. Тут фишка в том, что размер условного муравья физически ближе к размеру маленькой матрицы, а значит, кадр получится плотнее и у вас будет больше шансов на макро.

Муравей и кроп-матрица, муравей и микро 4/3 / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Например, снимать можно на «мыльницу», камеру с матрицей формата микро 4/3 или на смартфон.
Смартфоны, кстати, очень недооценены в плане макрофотографии на пленере, а зря — с их помощью можно создавать неплохие макрокартинки.

Портреты жука и бабочки на среднебюджетный смартфон / Фото: Алиса Смирнова
С третьей проблемой — светом — относительно легко справиться при помощи вспышки или компактных источников постоянного света.
Первое, что облегчит жизнь макрофотографу — правильный выбор времени. Традиционно считается, что лучший свет на рассвете и закате, но для макро важнее другое: главное — чтобы было безветренно.
Как мы уже говорили, ключевая проблема макро — резкость. Когда сюжет очень маленький, глубина резкости обычно составляет несколько миллиметров, и в неё в принципе сложно попасть, особенно при съёмке с рук. А уж когда ветка качается от ветра…
Во-первых, есть радикальное решение: цветы можно срезать, принести домой и снимать там — например, расположив в зоне нерезкости однотонный бумажный зелёный фон и используя штатив, чтобы избежать непроизвольного сдвига камеры в руках.

Это снято в студии или на природе? Вы на 100% уверены в ответе? / Фото: unslpash.com
Также в студийных условиях можно использовать любой импульсный или постоянный свет, который у вас есть. Это позволит не ловить удачные лучи, а создавать их.
Если же хочется снимать на пленере, доработать свет можно при помощи компактных аккумуляторных led-панелей. Особенно удобно работать с накамерными вариантами, которые можно крепить в горячий башмак.
Также допустимо использовать вспышку, но учтите, что нужна не обычная, а макровспышка — выглядит как кольцо, крепящееся вокруг объектива. От стандартной толку будет мало: её очень сложно направить на сюжет, который находится прямо у передней линзы объектива.

Cъёмка букета с макровспышкой / Фото: photographylife.com
Интересный момент в том, что многие цветы в принципе не требуют макрообъективов или макроколец, поскольку они достаточно крупные. Исключение — когда вы хотите снять фрагменты цветка: тычинки, отдельные лепестки и подобные сюжеты.

Или, например, в категорию макро попадают цветы сирени, поскольку они очень мелкие / Фото: unslpash.com
В случае с насекомыми возникнет та же проблема с резкостью, что и у цветов — только помноженная на десять. Если ветки просто качаются на ветру, то насекомые при попытке тыкать в них фотоаппаратом будут ещё и разбегаться.

Попробуйте начать с улиток — им разбегаться сложнее. Впрочем, испортить картинку, не вовремя спрятав усы, могут и эти медлительные моллюски / Фото: unsplash.com
Есть не очень гуманный лайфхак: некоторых насекомых можно заморозить в холодильнике, чтобы сфотографировать неподвижными. Многие мелкие твари (например, жуки и бабочки) хорошо переносят низкие температуры в природе: впадают в анабиоз, когда холодно, и возвращаются к жизни, когда теплеет. Этот процесс можно сымитировать искусственно, но стоит ли подвергать живность стрессу ради красивой фоточки — вопрос этически спорный.
Гуманная альтернатива — выходить на съёмки на рассвете. Насекомые — холоднокровные, поэтому прохладным утром они будут более вялые, и сфотографировать их существенно проще.
Днём насекомые могут двигаться быстро, ночью — прятаться и закапываться в землю.

В траве сидел… / Фото: unsplash.com
Ищите места, где насекомые питаются: там они будут задерживаться дольше и относиться к вашему присутствию спокойнее. Кстати, тех, кто пьёт нектар, можно приманить, капнув на листья сахарным сиропом, а хищники вроде ос с удовольствием будут есть варёное мясо или рыбу.
Если вам интересно снимать насекомых, придётся как следует ознакомиться с их повадками: например, некоторые бабочки едят нектар только конкретных цветов, а стрекоз часто можно встретить около водоёмов — они там охотятся.
Что касается самих фотографии, попробуйте снимать кадры разных крупностей: интересен и мелкий паук на большой паутине, и крупный портрет кузнечика. В момент съёмки следите за задним планом: фон в любом случае будет уходить в размытие из-за маленькой глубины резкости, но иногда это может стать дополнительным средством выразительности.

Божья коровка отлично контрастирует с зелёным фоном / Фото: unsplash.com