На что способна длинная выдержка камеры: руководство и идеи

Хотите сфотографировать популярное туристическое место, но без толпы зевак в кадре? Или, может быть, вас больше интересует Млечный путь и «падающие звезды»? А морские пейзажи с загадочным эффектом «шёлковой воды»? Всё это можно сфотографировать с помощью длинной выдержки. Что это такое, как это работает и где применяется — давайте разбираться вместе.

Что такое длинная выдержка

Съемка на длинной (долгой) выдержке — это особая техника, которая, по сути, стала отдельным направлением в фотографии. Используя длинную выдержку, или как иногда говорят низкую скорость затвора, можно «смазать» движение элементов в кадре — движение воды, облаков, автомобилей или людей становится «размытым», «размазанным» по кадру.


Вообще же, выдержка — это время, в течение которого открыт затвор вашей камеры. Этот период измеряется в секундах или долях секунды. Если мы имеем дело с долями секунды, то чем больше знаменатель (x в дроби 1/x), тем короче выдержка. Например, выдержка в 1/10 секунды более длинная, чем в 1/1000 секунды. Чем длиннее выдержка, тем больше света попадает на матрицу вашего фотоаппарата, и соответственно, светлее становится снимок.

Точного числа, начиная с которого выдержка считается «длинной», нет. Хотя большинство фотографов согласятся с тем, что длинная выдержка — это такая, при которой уже не получится сделать резкую фотографию при съемке с рук (без штатива). Точное же значение в секундах (или долях секунды) будет зависеть от камеры и выбранного фокусного расстояния.


Эта техника пользуется особой популярностью среди фотографов-пейзажистов, но ее используют и в других жанрах, среди которых уличная, абстрактная, архитектурная и даже портретная фотография. Ниже мы расскажем, где и как можно применять длинную выдержку, чтобы получить самые интересные кадры. Но сначала краткое руководство, как же снимать на длинной выдержке.

Как снимать на длинной выдержке

Для начала разберёмся, как фотографировать на длинной выдержке и что для этого понадобится. Сегодня мы рассмотрим только основы, так как в этой технике немало тонкостей, которым лучше посвятить отдельный материал.

Что понадобится

Для того, чтобы делать фотографии на длинной выдержке, вам понадобится три вещи:


Камера и объектив (считаем за одну вещь).
Штатив для стабилизации.
ND-фильтр для съёмки днём («тёмные очки» для камеры).

Что делаем

0002.jpg

Фотография: Pok Rie/pexels.com


1. Для начала нам нужно хорошо застабилизировать камеру. 

Если вы снимаете на улице в ветреную погоду, лучше утяжелить ваш штатив, повесив что-нибудь на крюк (да, лучше выбрать штатив с крюком в нижней части, например Raylab Pro 65).

Также следите, чтобы поверхность, на которую установлен ваш штатив, была ровная и статичная. К примеру, некоторые мосты немного вибрируют, что может помешать съемке на очень длинных выдержках. То же самое касается всевозможных деревянных настилов, которые могут выгибаться, когда по ним проходят люди. 


2. Устанавливаем все настройки в ручной режим (ISO, экспозицию, длину выдержки).

У многих камер максимальная длина выдержки составляет 30 секунд. Для того, чтобы использовать более длинные выдержки, нужно переключиться в специальный режим Time / Bulb в меню камеры.


3. Отключаем автоматическую вспышку (если такая есть) и стабилизацию на камере и объективе.

Нам не нужно, чтобы камера случайно скомпенсировала несуществующее движение или вибрацию во время съемки.


4. Устанавливаем базовое ISO.

Чем меньше ISO, тем более «чистыми» будут снимки. Для дневных фотографий просто выбирайте наименьшее доступное значение. 

В ночной фотографии обойтись минимальным значением, скорее всего, не получится — его придётся повышать, чтобы получить больше света. Поэтому выставляйте базовое ISO. Да, минимальное и базовое ISO — это не одно и то же. Базовое ISO для конкретной модели камеры может быть довольно высоким (например, 800 единиц): минимальное ISO получается из него ослаблением сигнала, а более высокие значения — усилением. Для того, чтобы узнать базовое ISO своей камеры, просто погуглите название модели + “базовое ISO” (или “native ISO”).


5. Решаем, какую глубину резкости хотим получить (настройка диафрагмы).

Глубина резкости — это то, сколько пространства в кадре будет находиться в зоне резкости, а сколько будет размытым. Этот показатель зависит от диафрагмы объектива: чем более открыта диафрагма (меньшее f/ число), тем более размыто пространство вокруг вашего объекта. 

Если вы не используете ND-фильтры, диафрагму нужно держать прикрытой, в районе f/11. При этом помните, что на более закрытой диафрагме (большее f/ число), источники света могут создавать эффект «солнечных звезд» (когда вокруг источника видны яркие острые лучи), который уместен не на каждом снимке.


6. Выставляем выдержку с помощью экспонометра (до накручивания ND-фильтра).

Если вы пользуетесь цифровой камерой, в ней есть встроенный экспонометр. 

3.jpeg

Экспонометр в меню камеры. Индикатор (стрелочка) должна находиться посередине. Изображение: bwillcreative.com


Он даст вам понимание, какое время выдержки вам нужно. Настраивайте время до того момента, как экспонометр будет показывать, что ваше изображение ни переэкспонированное, ни недоэспонированное — индикатор будет прямо посередине.


7. Накручиваем ND-фильтр.

Для ночной съёмки ND-фильтр вам не нужен, а вот днём он может быть крайне полезен. ND-фильтр понижает количество света, которое попадает в камеру, за счет чего вы можете повышать выдержку в дневное время, не пересветляя при этом снимок. 

Итак, сначала сфокусируйте камеру, затем накрутите ND-фильтр и после этого переключите камеру/объектив в ручную фокусировку.

Теперь, когда количество света уменьшилось засчёт ND-фильтра, вам нужно скорректировать длину выдержки, которую вы получили с помощью экспонометра.

Для этого вам нужно умножить то время, которое вы получили при помощи экспонометра, на номер ND-фильтра. Номер фильтра указан в названии (например, номер фильтра ND1000 — 1000), так же есть фильтры переменной плотности, в котором вы можете регулировать количество света, проходящего через объектив (ND2-400 — от 2 до 400).

Итак, если у вас накручен фильтр ND1000, вам нужно умножить выдержку, полученную в прошлом пункте (про экспонометр), на 1000. К примеру, экспонометр сказал, что выдержка должна быть 1/125 секунды (без фильтра) умножаем её на 1000 (номер фильтра) и получаем выдержку 8 секунд (скорректирвоанная выдержка с фильтром). Если экспонометр предлагал выдержку 1/8 секунды * 1000 (номер ND-фильтра) = 125 секунд (скорректированная выдержка с фильтром). 


Если вся эта математика кажется вам сложной, есть приложения которые считают выдержку автоматически. Например, Exposure Calculator или Photopills.


9. Для самой съёмки лучше пользоваться таймером, пультом управления или приложением для смартфона. Проще говоря, не надо трогать кнопку спуска затвора руками, так вы избавитесь от любых вибраций, которые могут испортить вам снимок. Чем длиннее выдержка, тем меньше влияние от нажатия кнопки: условную 3-секундную выдержку испортить легче, чем 20-минутную.


Это базовый гид по технике, а теперь посмотрим, что же можно, с ее помощью получить. 

Снимаем ночью 

Когда вы фотографируете ночью, вам почти всегда приходится использовать длинную выдержку. Недостаток света вынуждает держать затвор открытым в течение более длительных промежутков времени, чтобы матрица камеры смогла получить достаточно света.

Все приведенные ниже длины выдержек являются примерными — на практике всё зависит от множества факторов, включая другие настройки камеры, использование фильтров и различные внешние условия.

Астрофотография

Для съемки любых небесных тел и феноменов — Млечного пути, северного сияния или звездных следов вам нужно использовать длинную выдержку, независимо от того, хотите ли вы «размыть» движение или получить картинку такой, как мы видим её глазами. Однако длительность выдержки для разных объектов будет различаться.

Звездные треки (звездные следы) можно снять одним кадром с длинной выдержкой от 5 минут до нескольких часов, а можно с помощью серийной съёмки 100+ фотографий (каждая с выдержкой до 30 секунд), которые потом склеиваются в одну фотографию.

s1.jpg

Звёздные следы со склейкой. Фотография: Uros Fink

Если вы хотите сделать фотографию Млечного пути, или просто запечатлеть звёзды так, как мы видим их невооруженным глазом (то есть без следов от «движения по небу»), лучше использовать выдержку не длиннее 20 секунд.

s2.jpg

Выдержка: 20 секунд. Фотография: Jose Luis Cantabrana / capturetheatlas.com

Чтобы поймать в кадр метеоры стоит установить выдержку от 3 до 25 секунд, в зависимости от интенсивности «звездопада».

А вот с северным сиянием есть два основных варианта. Если северное сияние слабое и статичное, вам потребуется выдержка от 8 до 25 секунд. Если северное сияние более активное, можно использовать более короткую выдержку — от 1 до 8 секунд.

s3.jpg

Выдержка: 3 секунды. Фотография: Jose Luis Cantabrana / capturetheatlas.com

Конечно, съемка светлячков не совсем относится к астрофотографии, но принцип тут примерно тот же. Если летом вам повезёт наткнуться на целое поле светлячков, попробуйте выдержку в районе 5 секунд.

s4.jpg

Выдержка: 5 секунд. Фотография: Joseph James

Ночной город

Согласитесь, есть некая магия в том, как город предстаёт в своей ночной ипостаси. Разноцветные огни, неоновые вывески, фары автомобилей, всё это вечное движение мегаполиса создаёт невероятную атмосферу.

Съемка на длинной выдержке драматично меняет внешний вид города. Если вокруг есть хоть немного источников света — статичных или движущихся, всегда есть шанс получить нечто удивительное. 

Городские огни. Для создания обычного ночного городского пейзажа нужна выдержка от 15 до 60 секунд.

И даже самые скучные на первый взгляд улицы можно раскрасить с помощью длинной выдержки, создавая яркий поток световых шлейфов от фар, проезжающих мимо авто. Эти шлейфы можно использовать в качестве направляющих линий, которые будут вовлекать пользователя в фотографию. Чем оживленнее перекрёсток или улица, тем более интенсивные линии  можно получить. Вам понадобится выдержка от 30 секунд до двух минут.

s5.jpg

Фотография: Sơn Bờm / pexels.com

Лайт пэйнтинг — один из самых весёлых и креативных способов использовать длинную выдержку в условиях слабого освещения. В качестве «кисти» подойдёт любой источник света — фонарик, карманный LED-осветитель, смартфон или даже зажигалка. Вы ставите фотоаппарат на длинную выдержку, и рисуете в воздухе всё, что пожелаете. Длина выдержки будет зависеть от вашей задумки, но обычно не меньше 5 секунд.

s6.jpg

Выдержка: 15 секунд.  Фотография: Jose Luis Cantabrana / capturetheatlas.com

Фейерверки. Чтобы на фотографии были видны длинные следы от каждого «хлопка», вам нужна выдержка от 2 до 10 секунд. Затем можно склеить несколько кадров в Фотошопе, чтобы получить одну красочную фотографию.

s7.jpg

Фотография: Anna-Louise / pexels.com

Снимаем днём

Съемка на длинной выдержке днём может показаться более сложной задачей, из-за опасности переэкспонировать снимки. Именно тут на помощь приходят ND-фильтры, о которых мы говорили выше.

Пейзажная фотография

Вода

Пожалуй, один из самых популярных сценариев использования длинной выдержки в пейзажной фотографии — это «сглаживание» воды. То, насколько вода поменяет свой внешний вид, как раз и будет зависеть от длины выдержки.

При прочих равных, чтобы «разгладить» спокойную воду, получив эффект «шёлковой» поверхности, обычно нужна выдержка от пяти секунд.

s8.jpg

Выдержка: 8 секунд. Фотография: Dan Zafra / capturetheatlas.com

А вот для съемки водопада лучше подойдёт выдержка поменьше — между половиной секунды и одной секундой. Это позволит сохранить детализацию спадающих вниз потоков, и одновременно запечатлеть движение воды. А вот использование более длинной выдержки может привести к потере детализации, что сделает фотографию менее интересной.

s9.jpg

Выдержка: 0,5 секунды. Фотография: Dan Zafra / capturetheatlas.com

С озерами, наоборот. Если вы хотите получить больше отражений на воде, вам нужна более длинная выдержка.


Если же вы снимаете небольшую речку или ручей, с пеной, завихрениями и водоворотами, вновь лучше захватить побольше деталей — используем выдержку в 5–30 секунд.


Для съемки пляжа и морских побережий можно выбрать один из двух вариантов. Если вы хотите запечатлеть движение волн, то устанавливайте выдержку в районе 0,5–1 секунды. 

s11.jpeg

Выдержка: 0,4 секунды. Фотография: Christian Hoiberg / capturelandscapes.com

Если вы хотите получить более минималистичную сцену, увеличивайте выдержку — от 10 секунд и выше. 

Облака

Есть ещё один элемент, который драматически меняется на долгой выдержке — это небо, а вернее облака на небе. Длинная выдержка позволяет запечатлеть движение облаков. При этом выбор правильных погодных условий имеет решающее значение. Лучше снимать в пасмурные (а то и штормовые) и ветреные дни, предпочтительно во время восхода или заката солнца. Для быстродвижущихся облаков подойдут выдержки от 15 секунд.

s12.jpg

Выдержка: 180 секунд. Фотография: Фотография: Jose Luis Cantabrana / capturetheatlas.com

Для медленных или статичных облаков можно делать фотографии с более длинной выдержкой (использовать ND-фильтр обязательно) — от 120 секунд. Но наиболее впечатляющие результаты можно получить на выдержках от 5 минут и выше.

Городская фотография

Если вы не успели пофотографировать во время карантина, есть еще один способ «удалить» людей с улиц, площадей и других живописных мест. Для этого нужно использовать выдержку от 30 до 180 секунд, но можно и выше — чем дольше выдержка, тем меньше людей (за исключением тех, кто на протяжении всей съемки будет стоять на одном месте). Более короткие выдержки создают эффект «призраков», который любят многие уличные фотографы. Вновь крайне желательно использовать ND-фильтр.

s13.jpg

Фотография: Mike Chai / pexels.com

В чёрно-белой фотографии свет приобретает особую силу. Сочетая чёрно-белые фотографии с длинной выдержкой, можно получать самые прекрасные сюрреалистичные снимки. Используйте ND-фильтр на 10 стопов, чтобы делать очень минималистичные абстрактные городские пейзажи.

Быстрая шпаргалка по примерной длине выдержек


Млечный путь 12 - 20 сек.
Звездные треки от 30 сек.
Метеоры 3 - 25 сек.
Северное сияние 1 - 25 сек.
Городские огни 15 - 60 сек.
Шлейфы от фар 30 - 120 сек.
Фейерверки 2 - 10 сек.
Лайт пэйнтинг от 5 сек.
«Шёлковая» вода от 5 сек.
Вода с текстурой/бликами 0,5 - 3 сек.
Медленные облака от 120 сек.
Быстрые облака от 15 сек.
Удаляем людей от 30 сек.
*данные показатели являются примерными. Вы можете использовать их для общей ориентации. На практике всё будет зависеть от множества факторов, включая другие настройки камеры и внешние условия.


Итоги

0003.jpg

Фотография: Kelly L/pexels.com


Съемка на длинной выдержке — одна из тех вещей, которой невозможно овладеть без практики, но и без знания теории путь к цели будет чересчур тернист.

В этом материале мы лишь кратко рассмотрели основы данной техники и бегло взглянули, чего с её помощью можно добиться. Но мы призываем вас не останавливаться на этом и продолжить углублять свои знания — изучайте различные материалы, читайте статьи и смотрите обучающие видео. А ещё съемка на длинной выдержке учит «видеть» вещи по-новому. И только фотографируя как можно чаще и больше, вы сможете обрести этот особый «взгляд». Так что дерзайте!


Напишите нам