Съёмка активных видов спорта — один из самых сложных и требовательных к аппаратуре жанров фотографии. Чтобы поймать в кадр решающий момент и при этом не допустить смаза, важно, чтобы объектив был подходящим.
В этом материале расскажем, какие характеристики линз принципиальны для спортивного фотографа и что нужно учитывать при репортажной съёмке.
Оптимальный вариант для съёмки любительского и профессионального спорта — длинный светосильный зум-телевик / Фото: canon.hu
Чаще всего для съёмки спорта используют длинные телеобъективы, которые позволяют сильно приближать изображение.
Хотя, конечно, спорт — понятие растяжимое: видов очень много и для каждого — свои подходы к съёмке, определённая поправка на аппаратуру. Например, профессиональный футбол можно снять удачно только на очень длинный телевик (от 400 мм и больше), а для циклических видов спорта — бег, плавание, лёгкая атлетика, — напротив, слишком большие фокусные расстояния не нужны. Более того, если соревнования проходят в небольшом зале или бассейне, серьезные зумы будут только мешать.
Поэтому один из самых распространённых вариантов для съёмки спорта — умеренный телеобъектив с фокусным расстоянием в 70-200 мм. Такие линзы есть абсолютно для всех систем. Например, Canon 70-200 f/2.8 L, NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S, Sony FE 70-200mm f/2.8 GM. Эти объективы позволяют снимать и крупные планы, и более общие, где видно всё игровое поле.
Поймать эмоции спортсмена — задача, с которой успешно справляется умеренный телевик / Фото: Алиса Смирнова
Объективы этого класса достаточно распространены и часто используются. Помните, что это дорогая профессиональная аппаратура, о которой важно заботиться, в том числе, закрывать переднюю линзу защитным фильтром. Чаще всего у подобных объективов фильтры на 77 и 82 мм.
Сверхтелевики 400-600 (например, Canon EF 600mm f/4L IS III USM, NIKKOR 200-500mm f/5.6E ED VR) подходят для профессионального футбола, автогонок, горных лыж и других подобных видов спорта, где приближаться к спортсменам опасно. Это очень дорогая и тяжёлая аппаратура, которая обычно нужна только узким специалистам. Для работы с подобными объективами обязательно купите монопод — долго удерживать в руках камеру с таким стеклом нереально.
Также спорт иногда снимают на широкоугольные объективы, дающие выразительную картинку.
Снимать велоспорт и мотоспорт на широкоугольник — само по себе экстрим / canon-europe.com
Чаще широкоугольные объективы используют для постановочных фотографий спортсменов, но есть метод работы, когда камеру со сверхшириком ставят на штатив (например, позади футбольных ворот) и снимают дистанционно, используя пульт ДУ.
Второй момент, на который нужно обращать внимание при выборе объектива для спортивной съёмки — возможности автофокуса. В случае с объективами это во многом завязано на тип мотора, который используется в конструкции.
Есть разные варианты фокусировочных моторов. Самый древний и редко встречающийся, разве что у старых Nikon — это отвёрточный привод напрямую с камеры. Его проблема в том, что он очень медленный и не очень точный, а значит, крайне плохо подходит для съёмки спорта.
Ультразвуковые моторы (SWD) — фокусировочные двигатели, которые используются в большинстве объективов для зеркальных камер. Работают достаточно быстро, чётко, красиво, но плохо подходят для съёмки видео, потому что имеют свойство рыскать туда-сюда и жужжать.
Шаговые двигатели (STM) используются в большинстве объективов для беззеркалок и некоторых зеркалочных объективах. Фокусируются очень быстро, хорошо подходят для видеосъёмки, позволяют быстро навестись на объект. При этом шаговые моторы совершенно бесшумные.
Также важно обращать внимание на светосилу объектива (подробнее о ней речь пойдёт в следующем разделе). Для максимально быстрой и комфортной автофокусировки нужно, чтобы светосила была достаточной, но не избыточной. Учтите, что 2.8 — наименьшее значение, после которого легко получить проблемы с автофокусом из-за очень маленькой глубины резкости.
Важная функция, которой оснащены некоторые длиннофокусные объективы — ограничитель диапазона фокусировки. Для съёмки спорта удобно, когда она есть.
Рычажок ограничителя фокусировки на корпусе объектива / Фото: dancarrphotography.com
Ограничение фокусировки позволяет фокусу не уходить за пределы определённого расстояния. Это удобно, например, если камера потеряла объект, потому что автофокус не будет ёрзать взад-вперёд.
Ещё один важный параметр объектива для спортивной съёмки — это светосила, минимальное значение диафрагмы. Она имеет решающее значение, поскольку для съёмки динамики — а почти любой спорт — это динамика, — нужны короткие выдержки. Чем быстрее развиваются события в кадре, тем выдержка должна быть короче, иначе смаза движения не избежать.
Дело в том, что чем меньше выдержка — тем короче промежуток времени, за который на матрицу попадает свет. Таким образом, чтобы получить правильно досвеченный кадр, придётся компенсировать выдержку двумя другими параметрами треугольника экспозиции — ISO и значением диафрагмы.
Чем выше ISO (светочувствительность матрицы), тем больше на снимке будет шумов. Соответственно, для лучшего качества изображения важно, чтобы минимальное значение диафрагмы было как можно ниже. Именно поэтому светосильная оптика популярна среди спортивных фотографов.
Идеальный объектив для съёмки спорта. Ладно-ладно, шутка. Это картинка, нарисованная нейросетью / Иллюстрация: Алиса Смирнова
У светосильной оптики и длиннофокусных объективов есть небольшой, но неприятный побочный эффект — очень небольшая глубина резкости. Это означает, что объекту в кадре легко выскочить из фокуса и стать размытым.
Классическая проблема при съёмке спорта на светосильный объектив — человек выскочил из зоны резкости, которая осталась за его спиной / Фото: Алиса Смирнова
Основной минус длиннофокусных светосильных объективов — их цена. Обычно такие стёкла очень дорогие.
Понятно, что те, кто снимает Олимпийские игры и чемпионаты мира, будут использовать топовую технику, но для специалистов, чья сфера интересов — городские соревнования и любительские старты, есть варианты попроще и подешевле.
Например, Canon RF 100-400mm f/5.6-8, Tamron 70-300mm f/4.5-6.3 Di III RXD Nikon Z, Nikon Nikkor Z DX 50-250mm F4.5-6.3 VR. Они стоят существенно меньше, но при этом и сильно проигрывают по светосиле.
На практике это означает, что снимать в яркий солнечный день на подобную аппаратуру можно без проблем, а вот если нужно фотографировать быстрых лыжников в пасмурный день или сумерки — это уже задачка со звёздочкой. Либо выдержек будет не хватать, либо от ISO камера может начать захлёбываться, выдавая шумы размером с человеческий глаз.
Второй важный момент, касающийся бюджетных зум-объективов — у них непостоянное минимальное значение светосилы. Посмотрим на название «Canon RF 100-400mm f/5.6-8» — оно означает, что на широком конце светосила составит 5.6, а на длинном — 8. Так происходит, поскольку для обеспечения постоянной светосилы, которая не будет меняться при зуммировании, нужны большие и тяжёлые линзы. Поверьте, с такими сделать объектив компактным и бюджетным нереально.
Снимать на объектив с переменным минимальным значением диафрагмы несколько сложнее по сравнению с теми моделями, у которых этот параметр неизменен при любом фокусном расстоянии: приходится постоянно пересчитывать значения выдержки и ISO. Ещё и поэтому экономия на зум-телевике для съёмки спорта — достаточно сомнительная история, если только вы не профи в ручной настройке экспотройки.