Октабокс — это модификатор освещения, восьмиугольная (отсюда и название) разновидность софтбокса. Он крепится к передней части вспышки, студийного моноблока или к светодиодному источнику постоянного света и создает красивый рассеянный мягкий свет.
Большие октобоксы дают много мягкого света, поэтому их любят детские фотографы / Фото: artoftheportrait.co.uk
Существуют как большие октобоксы для студийных вспышек, размером 150 или даже 180 сантиметров (например, Raylab SPG150), так и небольшие портативные варианты, которые используются с накамерной вспышкой. Начинающие фотографы очень любят большие студийные октобоксы: считается, что октобокс прощает многие ошибки и фото с его участием очень сложно испортить. Даже если фотограф ничего не понимает в схемах света, он может прийти в студию, взять 1-2 больших октобокса, направить в сторону моделей и получить более-менее равномерный свет. Этого света хватит и на крупный портрет, и на ростовой, и даже для съёмки группы людей.
Но светить прямо «в лоб» — не единственный, и точно не самый интересный вариант применения октобокса. В этом тексте покаже несколько интересных схем с использованием октобоксов, которые помогут сделать интересные, выразительные и разнообразные фотографии.
Простая схема, которая позволит получить красивый студийный портрет с всего одним источником света. Октобокс устанавливается под углом 45 градусов к модели и наклоняется так, чтобы свет падал немного сверху.
Высота стойки с октобоксом должна быть такая, чтобы его центр был чуть выше уровня глаз модели / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Такая схема даёт мягкий свет с выраженным светотеневым рисунком. Насколько мягким он будет, зависит от двух параметров: от размера октобокса и расстояния до модели. Например, при равном расстоянии до модели большой октобокс диаметром 120 см даст более мягкий свет, чем портативный октобокс для накамерной вспышки. При этом большой октобокс можно отодвинуть от модели на 3-4 метра, и снять не только крупный портрет, но и поясной или даже ростовой. С маленьким такое сделать сложнее — на больших расстояниях свет будет слишком жёстким и неравномерным.
Яркость фона в этой схеме тоже регулируется с помощью расстояния. Чем дальше фон от модели и источника света, тем темнее он будет / Фото: digital-photography-school.com
Эта схема очень похожа на предыдущую и тоже использует всего один источник света с октобоксом. Отличие в том, что октобокс располагается позади модели, и даёт так называемый короткий свет, при котором большая часть лица остаётся в тени.
Высота и наклон октобокса такие же, как в прошлой схеме / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Работать с этой схемой сложнее. Нужно следить, чтобы свет падал на лицо человека и освещал хотя бы один глаз. При этом даже небольшой наклон ил поворот головы может заметно поменять светотеневой рисунок на лице. Чаще всего схему с октобоксом сзади применяют для драматичных и выразительных мужских портретов. Женщин снимать с таким светом тоже можно, но стоит следить, чтобы не появилась длинная тень от носа на щеке — далеко не всем моделям она нравится.
Если фон далеко от модели, при такой схеме он будет очень тёмным, так как свет на него практически не попадает / Фото: digital-photography-school.com
В этой схеме используется два источника света с октобоксами, стоящими перед моделью. Один (рисующий) светит на неё сверху, а второй подсвечивает тени снизу и делает свет менее контрастным. Если взглянуть на эту схему сбоку, октобоксы будут напоминать раскрытую раковину какого-то моллюска — из-за этого данную световую схему часто называют «ракушкой».
Фотограф снимает сквозь щель между верхней и нижней створкой «раковины» / Фото: youtube.com/@MiguelQuilesJr
«Ракушка» хорошо подойдёт для крупных и поясных портретов в бьюти-стиле. При работе с этой схемой сперва настраивают верхний источник света, на котором установлен октобокс среднего размера (например, Raylab RL-SQ120 диаметром 120см). Его мощность должна быть такой, чтобы лицо модели было правильно экспонировано, без пересветов в самых светлых областях. После этого можно включить нижний моноблок и настроить его так, чтобы тени стали мягче.
При этом мощность нижнего источника всегда должна быть меньше, чем у верхнего. Если их мощность будет одинаковой, свет станет слишком плоским. Октобокс на нижнем моноблоке может быть таким же, как на верхнем, или немного меньше. Например, можно использовать Raylab RL-SQ95.
Свет от «ракушки» красиво подчеркнул скулы девушки. Слева — фото прямо из камеры, справа вариант после ретуши / Фото: youtube.com/@MiguelQuilesJr
Если же второго моноблока (или второго октобокса) нет, вместо нижнего источника света можно использовать отражатель на стойке с держателем. В этом случае интенсивность заполняющего света регулируется либо расстоянием до модели (чем ближе, тем больше света), либо выбором отражающей поверхности (серебряная сторона отражает сильнее и даёт больше света, белая отражает меньше).
Свет при использовании этой схемы похож на естественный свет на улице при съёмке в облачную погоду. Он очень мягкий и равномерный, хорошо сглаживает все неровности на коже модели. Для этой схемы нужна студия с высокими (не меньше трёх метров) потолками, фон на подвижных стойках и студийная вспышка на высокой стойке.
Вспышка на стойке устанавливается прямо за фоном и светит почти параллельно полу. Октобокс на вспышке нужен небольшой, достаточно модели диаметром 65 или 90 сантиметров. Перед моделью устанавливаются два белых флага, которые отражают свет на модель, а фотограф снимает через щель между флагами.
С этой схемой можно снимать крупные, поясные или даже ростовые портреты / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Основной свет в этой схеме идёт от белых флагов, а контровый свет от октобокса даёт красивый блик на волосах и плечах модели, отделяя её от фона.
Пример съёмки. Слева — фото прямо из камеры, справа вариант после ретуши. / Фото: youtube.com/@MiguelQuilesJr
Если поместить большой октобокс прямо за моделью, можно получить снимок на ярко-белом фоне с интересным контровым светом. В первом случае используется только один источник света. Модель находится почти вплотную к октобоксу, а экспозиция выбирается так, чтобы лицо было достаточно проработанным и не проваливалось в тень. С таким светом снимки получаются очень атмосферными и кинематографичными, с интересными ореолами по краям. Для усиления эффекта можно поставить мощность моноблока на минимум и открыть диафрагму, а на объектив прикрутить смягчающий светофильтр.
Схема света с одним софтбоксом сзади и готовый снимок / Фото: digital-photography-school.com
Во втором случае к добавляется ещё один источник света спереди, и получается хорошо освещённый портрет с выраженным контровиком.
Схема с двумя октобоксами даёт что-то среднее между бьюти-светом и фото на паспорт. Контровый свет выраженный и подчёркивает форму лица модели. / Фото: digital-photography-school.com
Октобоксы (как и многие другие модификаторы света) можно использовать с сотами. Соты — это тканевая (или металлическая в случае небольшого диаметра) решётка с глубокими ячейками, которая позволяет сделать световой поток более направленным и ограничить его по краям. У некоторых моделей октобоксов соты входят в стандартную комплектацию. Например, октобоксы Raylab SPG95 или Raylab SPG120 можно купить сразу с сотами.
Чаще всего соты используют, чтобы сосредоточить свет на модели и избежать засветки фона. Но иногда их можно использовать как декоративный элемент. Для этого свет выставляют так, чтобы получить на фото отражение октобокса с сотами в блестящей поверхности — например, в лобовом стекле автомобиля ил в солнцезащитных очках.
Petri damstén, автопортрет «The Fly» и его схема света. / Фото: petridamsten.com