Фотография: photoshootmi.com
Люди любят покушать. А ещё они любят фотографировать то, что едят, и это не ограничивается стандартными «отчётами» в социальных сетях. Фуд-фотография — крайне популярный и разнообразный жанр: её можно найти в кулинарных блогах, в рекламе, в онлайн-каталогах, в меню ресторанов и на страницах глянцевых журналов. Да что там говорить, существует художественная и даже социальная фуд-фотография.
Однако подобрать правильное освещение для съёмки еды бывает не просто. В этой статье поговорим о необходимом оборудовании, рассмотрим несколько простых схем освещения и пару полезных лайфхаков.
Постоянный свет — это источник освещения, который остаётся включенным на протяжении продолжительного промежутка времени. Преимущество такого света в том, что вы можете сразу увидеть, какой световой рисунок будет в вашей фотографии.
Фотография: photojaanic.com
Такое освещение может быть отличным выбором для новичков, которые начинают осваивать азы фуд-фотографии. Сегодня достойный постоянный свет можно приобрести по относительно выгодной цене.
Так светодиодная панель RL-50 256 Adv 3200-6500K подойдёт для социальных сетей и начинающих фуд-фотографов. К сожалению, для более продвинутой работы она не очень мощная, поэтому для более серьёзных задач лучше взять 2 осветителя в комплекте RL-50 Kit.
Кроме того, если вы хотите снимать не только фото, но и видео, то вам тоже нужен постоянный свет. Для продвинутой фуд-видеосъёмки и фотосъёмки онлайн-каталогов подойдёт светодиодный моноблок Raylab RL-100 3200-6500К
Для съёмки профессиональных рекламных материалов, вам нужно использовать очень маленькую диафрагму (высокое f-число), например f/16, чтобы добиться необходимой глубины резкости для вашего объекта.
Для такой работы понадобится мощный источник освещения, и именно импульсный свет, при прочих равных, более мощный, чем большинство постоянных источников освещения.
Фотография: praernakartha.com
Для съёмки в стиле журнальной фотографии, которая подойдёт и для печатных каталогов, и для меню ресторанов, вам нужен студийный моноблок, мощностью от 300Дж, к примеру, студийная вспышка Raylab Rossa RS-400.
Моноблоки серии Rossa оснащены 15Вт постояннм пилотным светом, который поможет точно выставить световой рисунок ещё на этапе создания композиции.
Для профессиональной рекламной фотографии рекомендуется использовать ещё более мощные светильники — на 500Дж и выше.
Вы также можете разнообразить съёмку с помощью креативных световых эффектов, используя компактные RGB-светильники. Добавьте в кадр световые акценты или немного подсветите неоновым светом задний фон. RGB-свет особенно интересно смотрится при съёмке напитков.
Фотографии: whereandwander.com/foodphotographyacademy.co
Однако только «светильников» будет недостаточно. Ваше освещение должно быть не только ярким, но и красивым — «мягким», объёмным, без резких теней и неэстетичных контрастов. Для этого используют световые модификаторы, которые «одеваются» на светильник через специальное кольцо-байонет. Самый распространённый байонет — Bowens, им оснащено большинство осветителей и световых модификаторов на рынке.
Софтбокс — самый распространенный модификатор света для предметной и фуд-фотографии. Для ваших целей отлично подойдёт быстроскладной софтбокс Raylab RL-SQ6090 60x90см или октобокс Raylab SPG95.
Для более контрастных снимков можно воспользоваться рефлектором. Это стандартный модификатор для студийной вспышки, который часто поставляется в комплекте. Вместе с рефлектором удобно использовать сотовые насадки: они отсекают лишний свет и сужают световой поток. Это создает красивый контраст на фуд-фотографиях, но без лишней резкости. Самые популярные насадки — 20- и 30-градусная сетка.
Вам также понадобятся инструменты для отражения и поглощения света. Вы можете приобрести набор отражателей 5-в-1 Raylab RF-02 90x120см. В нём имеются поверхности разных цветов, которые модифицируют ваш световой рисунок. Например, серебряный отражатель сделает сцену более яркой и холодной. Золотой отражатель, наоборот, придает освещению теплоту.
В комплект также входит рассеиватель. Это панель из полупрозрачного материала, которую вы можете разместить на краю стола, чтобы дополнительно смягчить свет, падающий на сцену. Он может понадобиться, даже если вы уже смягчили свет с помощью софтбокса, и тем более пригодится при использовании осветителя с рефлектором.
Перед съемкой стоит подумать, какую картинку вы стремитесь получить. Хотите ли вы, чтобы свет выглядел мягким и объемным, или вам нужен яркий контраст?
Чем больше контраст между светлыми и тёмными участками в кадре, тем более драматично будет выглядеть фотография.
Часто сам объект съемки диктует вам, какой свет выбрать.
Фотография: Darina Kopcok/expertphotography.com
К примеру, на фотографии побегов зелени слева мягкий свет помогает подсветить текстуру и придаёт приятное сияние каждому листику. А на фотографии спаржи справа жёсткий свет эффектно подчёркивает структуру каждого стебля.
Для получения мягкого или жесткого света нужно использовать соответствующие модификаторы. Как мы уже говорили выше, большой софтбокс создаст мягкое освещение. Отражатель — более контрастный свет. Какой бы свет вы ни выбрали, он должен быть достаточно рассеянным для приятных плавных переходов между светлыми и темными участками. Слишком резкий контраст будет выглядеть неэстетично.
К примеру, когда снимаешь с рефлектором с сотами, лучше расположить перед осветителем большой рассеиватель. Он будет имитировать естественное освещение, как будто свет проникает через окно.
Боковое освещение — универсальный вариант для фуд-фотографии, подходящий для большинства «сетапов» и студий.
В этой схеме мы располагаем основной источник сбоку, так что наш объект, камера и осветитель создают угол в 90 градусов.
Вы можете расположить свет, как слева, так и справа. Однако, стоит учитывать, что в нашей культуре принято читать слева-направо. Наш взгляд тяготеет к наиболее освещённой части изображения, поэтому логично расположить источник света именно слева.
Это не является жёстким правилом — каждая сторона вашего объекта выглядит по-особенному, поэтому часто выбор стороны освещения будет зависеть от композиции. Поэтому в следующий раз во время съёмки попробуйте обе позиции для основного света — слева и справа.
Боковое освещение. Фотография: blog.sigmaphoto.com
Расположите большой софтбокс довольно близко к столу. Чем больше источник освещения, тем мягче будет световой рисунок. А мягкий свет в большинстве ситуаций отлично подходит для фуд-фотографии.
Расположите отражатель с противоположной стороны, чтобы заполнить тени. Передвигайте его ближе или дальше, в зависимости от того, насколько глубокие тени вы хотите получить. Даже при съемке в светлых тонах вам всё равно нужны тени, чтобы добавить объема.
Контровое освещение
Контровый (задний) свет — отличный выбор для съёмки напитков и супов: он добавляет блеска, а также подчёркивает «жидкие» свойства продуктов, равно как и текстуру поверхности.
Основной источник освещения должен располагаться сзади вашего объекта.
Контровое освещение. Фотография: reganbaroni.com
Такой свет классно смотрится, но также весьма сложен для работы:
Контровое освещение. Фотография: Darina Kopcok/expertphotography.com
Контровый свет подчеркивает резкие цветовые контрасты, которые нужно научиться балансировать. Два отражателя под углом 45 градусов с противоположной стороны от основного света помогут смягчить тени.
Учитывайте все эти сложности, когда выбираете данную схему освещения.
Это комбинация двух прошлых схем: ваш основной источник должен располагаться сзади под углом примерно 45 градусов к объекту.
Этот стиль берёт лучшее из двух предыдущих. Вы получаете блеск на поверхностях от контрового света без риска пересвета на задней стороне сцены. Вам также не нужно отражать слишком много света на переднюю часть продукта, потому что свет падает под углом.
Боковое контровое освещение. Фотография: Darina Kopcok/expertphotography.com
Вы можете использовать один рефлектор на противоположной стороне от осветителя, чтобы смягчить контраст.
Ключевым моментом в этой схеме будет высота осветителя относительно объекта: она будет влиять на то, как будут падать тени.
На всех приведённых схемах вы можете заменить софтбокс на рефлектор с сотами, перед которым нужно разместить достаточно большой рассеиватель (рассеиватель должен находиться близко к столу/объекту). К примеру, схема с боковым освещением будет выглядеть так:
Нужно отметить, что есть несколько схем освещения, которые не подходят для фуд-фотографии.
Фронтальное освещение, которое часто используется в портретной съемке, в фуд-фотографии выглядит ужасно. С ним вы можете получить нежелательные тени, и картинке будет не хватать объёмности.
Другой нежелательный вариант — освещение сверху вниз. С ним вы получите абсолютно плоскую картинку.
Фотография: Darina Kopcok/expertphotography.com
Фотография: artandcreativity.com