Оттенки лета: как управлять цветом на съёмке и при постобработке

Лето — идеальное время для создания красочных фотографий: много солнца, потрясающие закаты и восходы, яркие цветы и сочная зелень. На деле же не всё из этого списка — плюс. Листва, например, попортила немало крови портретистам.

В этом материале собрали советы о том, как работать с цветом, чтобы запечатлеть на фото краски лета во всём их великолепии.


Лето — это маленькая жизнь / Фото: Алиса Смирнова

В этой статье:

  1. Для хорошего цвета контролируйте экспозицию и баланс белого
  2. Используйте цветовые профили в фотоаппарате
  3. Снимайте в RAW
  4. Обращайте внимание на цветовые рефлексы
  5. Как обрабатывать летние фото

Для хорошего цвета контролируйте экспозицию и баланс белого

Часто некрасивый цвет обусловлен некорректным балансом белого. Например, если в пасмурную погоду снимать с солнечным балансом, фотографии будут выглядеть слишком синими. 


Вот что некорректный баланс белого может сделать с фотографией: варианты справа и слева отличаются только ББ / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Правильный баланс белого — это когда:

  • белые вещи выглядят белыми;
  • чёрные вещи выглядят чёрными;
  • люди — человеческого цвета.

Всё остальное — уже детали.

У любой камеры есть автобаланс — его можно использовать, но стоит помнить, что автоматика тоже ошибается, особенно в сложных условиях. Например, на закате. Тут соль в том, что в это время свет солнца становится тёплым и окрашивает весь мир в золотистые цвета (допустим, белая блуза будет выглядеть желтоватой), а автоматика стремится выбелить сцену. В результате мы получаем снимок, который выглядит слишком синим, хотя технически баланс белого корректный.


Если занудствовать, то технически правильный ББ — слева. Но, согласитесь, атмосферу момента лучше передают настройки на правом снимке / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Этот подход имеет отношение и к постобработке фотографий. Хороший свет не всегда равен технически грамотному — иногда нужно нарушать правила ради художественного эффекта. Правда, чтобы храбро делать цветокоррекцию на глазок, нужны насмотренность и хорошо откалиброванный монитор.

Кстати, лайфхак: чтобы проверить, не слишком ли «накручен» цвет, можно пересылать фотографию на смартфон и смотреть, как она будет выглядеть там. Большинство современных смартфонов калибруются плюс-минус одинаково неплохо, да и чаще всего готовые кадры смотрят именно на телефонах.

Ещё одна важная вещь — общая экспозиция фотографии. Большинство цветов (кроме жёлтого) живёт в тенях, и если мы хотим, чтобы они были сочными и насыщенными, важно не пересвечивать снимки.


Сравните насыщенность и глубину зелёного на фотографиях слева и справа. Опять же, если смотреть на гистограмму, технически настройки корректнее справа / Иллюстрация: Алиса Смирнова


Используйте цветовые профили в фотоаппарате

У каждой камеры есть встроенные цветовые профили. Это специальные настройки интерпретации матрицей фотоаппарата цвета и контраста, которые созданы для нас производителями камер. Далеко не все люди ими пользуются, а очень зря: это отличная возможность дополнительно управлять цветом в момент съёмки.


Один и тот же сюжет — разница только в использованном цветовом профиле / Иллюстрация: Алиса Смирнова

От выбранного профиля будет зависеть, как выглядит фотография. Хотите сочных красок, выбирайте более насыщенный профиль: например, Vibrant, Vivid, Landscape — в зависимости от системы, которую вы используете. Нужны более мягкие и нежные цвета — берём Portrait, Neutral, Natural.


Снимайте в RAW

Баланс белого — это важно, особенно, если вы снимаете в JPEG. Ошибка по балансу при съёмке в этом формате может полностью испортить кадр, а вот в RAW таких проблем не будет: даже если вы сильно ошиблись по ББ, и фотография получилась очень синей или чересчур жёлтой, её, скорее всего, можно исправить на постобработке.

RAW — очень гибкий формат, который хранит в себе много информации и позволяет допускать даже серьёзные ошибки. Но есть два недостатка: его обязательно нужно обрабатывать (фото в RAW нельзя просто закинуть в соцсеть или отправить кому-то) и такие файлы существенно больше весят. Неизбежная плата за большие возможности.


Обращайте внимание на цветовые рефлексы

Рефлексы — это цветные отражения. Допустим, если солнце светит на ярко-красную стену, от неё будет отражаться выраженный красный свет. 

Обычно летом возникают две проблемы с рефлексами: синие — от неба, зелёные — от листвы деревьев, кустов, травы. Причём синие рефлексы портят жизнь вообще всем — от портретистов до пейзажистов, — а зелёные обычно мешают тем, кто снимает людей.

Если, например, посадить человека в залитую солнцем траву, на подбородке у него гарантированно будет зелёный рефлекс.


На щеке невесты и на шее жениха можно заметить ненужную зелень / Иллюстрация: youtube.ru

К счастью, справиться с цветными рефлексами помогает обычный поляризационный фильтр. Он убирает любой переотражённый свет — просто накручиваем и радуемся. Чаще всего такие фильтры используют пейзажисты, ведь они очень полезны при съёмке воды, но никто не запрещает пользоваться поляриками в любых жанрах: от свадебной съёмки до макро.

Второй вариант борьбы с рефлексами — перебить их при помощи света правильной цветовой температуры и большей мощности. Для этих целей подойдут источники постоянного света или импульсные светильники. Также хорошо справляется с подобной задачей обычный отражатель: если поймать им чистый солнечный свет и направить на объект или модель, рефлекс будет менее заметным.

И самый простой вариант избавиться от зелёных рефлексов — выбор точки. Чтобы паразитный зелёный не красил лица, стоит держаться подальше от освещённых прямым солнцем травы или деревьев. В мягком рассеянном свете рефлексы получить сложнее.


Как обрабатывать летние фото

Самая частая проблема летних фото — агрессивный зелёный. Если его в кадре много, он может начать доминировать, а значит, нужно приглушить. 

Для этого можно использовать, например, Adobe Lightroom. Чтобы изменить насыщенность конкретно зелёного, нам потребуются инструмент HSL и опущенный вниз бегунок Saturation/Насыщенность.


Одна простая коррекция, и зелёная листва перестала быть главным героем кадра, уступив роль девушке / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Интересно (и очень полезно для обработки летних фотографий на природе), что в случае с зеленью можно контролировать не только её насыщенность, но и оттенок, светлоту. Например, если вам хочется, чтобы зелень была более тёплой или, наоборот, холодной.


Обратите внимание, как меняется настроение кадра с зеленью разных оттенков / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Меняя оттенок, стоит следить за другими параметрами цвета. Так, изумрудной зелени гораздо больше идёт быть приглушённой и достаточно тёмной, а тёплой жёлто-зелёной — светлой и насыщенной.

Такие фокусы прокатывают, поскольку зелёный обычно не трогает цвет человеческой кожи, и его можно крутить, не боясь испортить лицо модели. Но если на девушке зелёное платье, оно будет менять цвет вместе с листвой и травой — тут ничего не поделаешь.

Вторая проблема, с которой можно столкнуться при создании летних фотографий — избыточный контраст. Особенно, если речь идёт о съёмке с солнечный день.

Например, на снимке выше используются следующие настройки для коррекции избыточного контраста. Здесь его создаёт точка съёмки: девушка стоит в лучах вечернего солнца, а вот на аллею за её спиной свет уже практически не попадает.


Опускаем блики, приподнимаем тени и снижаем общий контраст на фото / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Напишите нам