Серебряные и золотые отражатели: в чём разница и как использовать

Отражатель — один из самых полезных и при этом бюджетных аксессуаров для фотографа любого профиля. Он помогает управлять светом, делая кадр выразительнее. Однако, в зависимости от цвета и типа отражающей поверхности, эффект будет разниться.

Чем отличаются белый, серебристый и золотой отражатели и как выбрать подходящий, читайте в этом материале.


Отражатель — мастхэв для фотографа, который хотя бы изредка снимает портреты. Эта штука полезна и в студии, и при съёмках под открытым небом / Фото: digitalcameraworld.com

В этой статье:

  1. Какие бывают отражатели по цвету
  2. Какие бывают отражатели по комплектации
  3. Как выбрать отражатель
  4. Как работать с отражателем

Какие бывают отражатели по цвету

Отражатель — это полотно из ткани или другого материала, которое позволяет перенаправлять свет, изменяя угол его падения и характер. Самые простые отражатели — это обычный лист бумаги или кусок фольги. Профессиональные же состоят из нескольких слоёв ткани, натянутых на жёсткую раму.

Серебристый отражатель даёт самый яркий, выраженный блик и эффективен даже при рассеянном свете пасмурного неба. Что касается работы с прямым солнечным или искусственным направленным светом — интенсивности отражателя хватит, чтобы подсвечивать модель или главный объект с большого расстояния.

Однако, у этой черты есть и обратная сторона. Например, если вы снимаете портрет в ясный день, используя серебристый отражатель, модель может щуриться, поскольку свет будет практически таким же ярким, как и прямой солнечный.

Белый отражатель даёт более мягкий, рассеянный свет, не вызывающий дискомфорта у модели. Но и у него есть минусы. Во-первых, белые отражатели хуже подходят для использования слабых источников света. А во-вторых, их часто приходится держать практически впритык к объекту съёмки. Если для предметной фотографии это не проблема, то при портретной съёмке близкое расположение может быть неудобным.


Чтобы блик белого отражателя был заметен, его нужно поднести совсем близко / Фото: digitalcameraworld.com

Золотой отражатель занимает промежуточное положение по яркости, но при этом придаёт свету тёплый оттенок. Его часто используют при съёмке на закате, чтобы сделать изображение более насыщенным и «золотистым».


Золотой отражатель делает кожу модели на снимке более загорелой / Фото: digitalcameraworld.com

Посмотрите, как меняется свет на фото при использовании разных типов отражателя. Первый снимок на иллюстрации — без отражателя. Обратите внимание, что на следующих кадрах в глазах модели появляется огонёк.


Слева направо: без отражателя, серебряный отражатель, золотой отражатель / Фото: digitalcameraworld.com


Какие бывают отражатели по комплектации

Чаще всего в продаже можно встретить два основных варианта отражателей — «2 в 1» и «5 в 1».

«2 в 1» — это двухсторонние отражатели, с одной стороны которых серебристая материя, а с другой — золотистая. Это удобный минималистичный вариант, позволяющий отражать холодный или тёплый свет. Также можно встретить бело-серебряные модели — они идеально подойдут для предметных фотографов, которым чаще всего нужен чистый белый цвет, но и подкрашенный иногда пригождается.

Отражатели «5 в 1» выглядят так же, как «2 в 1», но имеют молнию по краю отражающего полотнища, которая позволяет вывернуть его наизнанку. На внутренней стороне расположены белый отражатель и чёрный флаг. Пятая часть комплекта — фрост-рама, или рассеиватель. Это полупрозрачная ткань, которая натянута на раму под отражающей «кожурой». Она помещается между источником света и объектом съёмки, смягчая поток света.


Как выбрать отражатель

Помимо цвета, важно учитывать ещё и размер. Чем крупнее объект, который вы будете подсвечивать отражателем, тем больше нужен отражатель. 

Так, для съёмки ювелирных украшений достаточно самых маленьких моделей размером 80х80 сантиметров, а вот под ростовые портреты людей нужен отражатель не менее 90х180 сантиметров. Чтобы работать с таким, понадобится либо стойка со специальным креплением, либо ассистент.


Отражатель средних размеров фотограф может удерживать сам — одной рукой / Фото: digitalcameraworld.com

При выборе обратите внимание на качество изготовления — самые дешёвые модели, как правило, недолговечны.

Типичные слабые места отражателей:

  • молния. В моделях «5 в 1» она используется для смены сторон, поэтому часто ломается первой. «2 в 1» в этом плане надёжнее — нет молнии, значит, нет проблем;
  • петля для переноски. Должна быть надёжно пришита, чтобы отражатель не порвался в самый неподходящий момент;
  • рама, на которую натянута ткань. Ломается она редко, но если всё же треснет, проще купить новый отражатель, чем починить старый.

Как работать с отражателем

Есть два основных сценария работы с отражателем. Первый — использовать блестящую (или белую) поверхность, чтобы направлять свет. Второй — применять фрост-раму на просвет (в моделях «5 в 1»), размещая её между источником света и объектом.

Рассмотрим самые распространённые варианты работы с отражением:

  • 1. Контровый свет + отражатель. Эта схема особенно популярна при портретной съёмке в «золотой час». Модель ставят спиной к солнцу, а отражатель располагают перед лицом. Главное — не направлять свет снизу, чтобы избежать неестественных теней. В этом случае идеально подойдёт золотой отражатель.

  • Снимок с отражателем и снимок без отражателя + постобработка. Обратите внимание на разницу в объёме на лице модели / Фото: Алиса Смирнова

  • 2. Студийная съёмка с верхним светом. Часто в качестве рисующего света используется портретная тарелка, которая дает на лице выраженные жёсткие тени. Чтобы смягчить их, отражатель помещают перед лицом модели снизу — тогда он работает как заполняющий свет и «подбивает» тени.

  • Такая схема света часто используется в бьюти-фотографии и называется «ракушка» /Фото: digitalcameraworld.com

    Иногда для ракушки вместо отражателя используют источник импульсного или постоянного света в стрипбоксе — это даёт больше контроля над количеством света на фото.

  • 3. Полупрозрачная фрост-рама на просвет. Это универсальный вариант при съёмке под ярким солнцем — например, в ясный полдень. Если свет слишком жёсткий и даёт некрасивые тени, фрост-раму размещают между лучом и моделью — она создаёт мягкую полутень и делает изображение естественным и объёмным.

  • С небольшой фрост-рамой крупные портреты можно снимать и в одиночку / Фото: diyphotography.net

    Напишите нам