Отражатель — один из самых полезных и при этом бюджетных аксессуаров для фотографа любого профиля. Он помогает управлять светом, делая кадр выразительнее. Однако, в зависимости от цвета и типа отражающей поверхности, эффект будет разниться.
Чем отличаются белый, серебристый и золотой отражатели и как выбрать подходящий, читайте в этом материале.

Отражатель — мастхэв для фотографа, который хотя бы изредка снимает портреты. Эта штука полезна и в студии, и при съёмках под открытым небом / Фото: digitalcameraworld.com
В этой статье:
Отражатель — это полотно из ткани или другого материала, которое позволяет перенаправлять свет, изменяя угол его падения и характер. Самые простые отражатели — это обычный лист бумаги или кусок фольги. Профессиональные же состоят из нескольких слоёв ткани, натянутых на жёсткую раму.
Серебристый отражатель даёт самый яркий, выраженный блик и эффективен даже при рассеянном свете пасмурного неба. Что касается работы с прямым солнечным или искусственным направленным светом — интенсивности отражателя хватит, чтобы подсвечивать модель или главный объект с большого расстояния.
Однако, у этой черты есть и обратная сторона. Например, если вы снимаете портрет в ясный день, используя серебристый отражатель, модель может щуриться, поскольку свет будет практически таким же ярким, как и прямой солнечный.
Белый отражатель даёт более мягкий, рассеянный свет, не вызывающий дискомфорта у модели. Но и у него есть минусы. Во-первых, белые отражатели хуже подходят для использования слабых источников света. А во-вторых, их часто приходится держать практически впритык к объекту съёмки. Если для предметной фотографии это не проблема, то при портретной съёмке близкое расположение может быть неудобным.

Чтобы блик белого отражателя был заметен, его нужно поднести совсем близко / Фото: digitalcameraworld.com
Золотой отражатель занимает промежуточное положение по яркости, но при этом придаёт свету тёплый оттенок. Его часто используют при съёмке на закате, чтобы сделать изображение более насыщенным и «золотистым».

Золотой отражатель делает кожу модели на снимке более загорелой / Фото: digitalcameraworld.com
Посмотрите, как меняется свет на фото при использовании разных типов отражателя. Первый снимок на иллюстрации — без отражателя. Обратите внимание, что на следующих кадрах в глазах модели появляется огонёк.

Слева направо: без отражателя, серебряный отражатель, золотой отражатель / Фото: digitalcameraworld.com
Чаще всего в продаже можно встретить два основных варианта отражателей — «2 в 1» и «5 в 1».
«2 в 1» — это двухсторонние отражатели, с одной стороны которых серебристая материя, а с другой — золотистая. Это удобный минималистичный вариант, позволяющий отражать холодный или тёплый свет. Также можно встретить бело-серебряные модели — они идеально подойдут для предметных фотографов, которым чаще всего нужен чистый белый цвет, но и подкрашенный иногда пригождается.
Отражатели «5 в 1» выглядят так же, как «2 в 1», но имеют молнию по краю отражающего полотнища, которая позволяет вывернуть его наизнанку. На внутренней стороне расположены белый отражатель и чёрный флаг. Пятая часть комплекта — фрост-рама, или рассеиватель. Это полупрозрачная ткань, которая натянута на раму под отражающей «кожурой». Она помещается между источником света и объектом съёмки, смягчая поток света.
Помимо цвета, важно учитывать ещё и размер. Чем крупнее объект, который вы будете подсвечивать отражателем, тем больше нужен отражатель.
Так, для съёмки ювелирных украшений достаточно самых маленьких моделей размером 80х80 сантиметров, а вот под ростовые портреты людей нужен отражатель не менее 90х180 сантиметров. Чтобы работать с таким, понадобится либо стойка со специальным креплением, либо ассистент.

Отражатель средних размеров фотограф может удерживать сам — одной рукой / Фото: digitalcameraworld.com
При выборе обратите внимание на качество изготовления — самые дешёвые модели, как правило, недолговечны.
Типичные слабые места отражателей:
Есть два основных сценария работы с отражателем. Первый — использовать блестящую (или белую) поверхность, чтобы направлять свет. Второй — применять фрост-раму на просвет (в моделях «5 в 1»), размещая её между источником света и объектом.
Рассмотрим самые распространённые варианты работы с отражением:

Снимок с отражателем и снимок без отражателя + постобработка. Обратите внимание на разницу в объёме на лице модели / Фото: Алиса Смирнова

Такая схема света часто используется в бьюти-фотографии и называется «ракушка» /Фото: digitalcameraworld.com
Иногда для ракушки вместо отражателя используют источник импульсного или постоянного света в стрипбоксе — это даёт больше контроля над количеством света на фото.

С небольшой фрост-рамой крупные портреты можно снимать и в одиночку / Фото: diyphotography.net