Силуэты — популярный приём, который позволяет сделать фотографии интереснее. Его суть в том, чтобы показать красивую форму объекта, игнорируя его объём и детали. Хорошо сделанные силуэтные снимки завораживают зрителя своим минимализмом и графичностью. О том, как снять выразительный силуэт, читайте в этом материале.
Силуэт в женском портрете / Фото: jamesaphoto.co.uk
Прелесть силуэта в том, что он доступен человеку с практически любой техникой в руках. При правильном подходе хорошую картинку можно снять не только в студии с крутой камерой и хорошим набором света, но и на улице на простой смартфон.
Чтобы получить силуэт, понадобится источник света. Он может быть любым:
Классический «чистокровный» силуэт снимается строго против света: источник нужно помещать за объектом — героем или предметом в кадре.
Солнце и засвеченное небо в дымке создают светящийся фон за спинами людей / Фото: digital-photography-school.com
Чуть менее классический подход к силуэтам — когда свет летит не только сзади, но и, например, немного сбоку, прорабатывая объект по краю. Таким образом часто снимают портреты, чтобы человек на фото слегка угадывался.
Сравните два кадра: на первом женщина совсем неопознаваема — это просто абстрактная картинка, на второй — портрет конкретного человека / Фото: unsplash.com
Что касается настроек камеры, важны два момента: правильные экспозиция и баланс белого.
При съёмке силуэтов лучше всего работать по одной из схем: либо настраивать экспозицию полностью вручную, подбирая параметры таким образом, чтобы силуэт оставался тёмным; либо делать экспокоррекцию на минус 1-2.
Дело в том, что практически любая камера стремится хорошо проработать объект съёмки, выделить детали в тенях. Но наша задача, наоборот, сделать так, чтобы этих деталей не было видно, иначе силуэт не получится.
Если у камеры есть функция фокуса по лицам или расширенный динамический диапазон, их лучше отключить. Они также влияют на экспозицию, осветляя силуэты.
Баланс белого при съёмке подобных картинок тоже рекомендуем задавать вручную. Особенно в случае с силуэтами на закате — при использовании автоматики небо может потерять свои краски.
Один и тот же снимок может выглядеть совершенно по-разному с разным балансом белого / Фото: unsplash.com
Ещё одна техническая проблема, с которой вы рискуете столкнуться при съёмке в контровом свете (а силуэтов без него не получить) — сложности с фокусировкой. Фокус камеры любит контраст, но в нашем случае его не будет, а значит, автофокус начнёт ёрзать или вовсе уйдёт в бесконечность.
Бороться с этой трудностью можно двумя способами: использовать ручной фокус (удобнее работать со штативом) или подсвечивать объект, героя кадра на момент фокусировки. Для этого берём обычный фонарик, направляем луч, фокусируемся полунажатием кнопки спуска, гасим фонарик, чтобы не портить силуэт, и делаем кадр.
Лучшее время для съёмки силуэтов — час перед закатом, когда солнце стоит очень низко и позволяет поймать хороший контровый свет. Кроме того, на закате можно запечатлеть всю цветовую палитру — от красного до синего — поэтому кадр будет еще эффектнее.
В это время хорошо снимать силуэты людей, животных, зданий, цветов — в принципе любых объектов.
Также в качестве фона для силуэтов хорошо подойдёт ещё светлое небо сразу после заката солнца / Фото: digital-photography-school.com
Важно выбрать правильную локацию для съёмки силуэтов. В идеале нужно большое открытое пространство, чтобы можно было снимать выразительные картинки на фоне бесконечного неба.
Люди в полный рост выглядят лучше, чем фигура, наполовину обрезанная горизонтом / Фото: unsplash.com
Для съёмки силуэтов хорошо подходят пляжи, поля и подобные открытые локации. Но если найти такую не получается, на помощь приходит ракурс. Лучше всего снимать силуэты с нижней точки: сидя или лёжа на земле.
А если модель сможет красиво подпрыгнуть — считайте, что вы сорвали джекпот / Фото: unsplash.com
Ещё один способ сделать силуэтную фотографию эффектнее — найти что-либо, что может дать вам отражение.
Для этого может подойти спокойное озеро или даже лужа / Фото: unsplash.com
Отметим, чтобы получить кадр с силуэтом, солнце не обязательно, однако, с облачностью работать сложнее.Проблема пасмурного неба в том, что его свет максимально рассеян и летит со всех сторон, а для силуэта нам всё же нужен выраженный контровый. Получить такой в естественных условиях можно при помощи крыши, которая отсечёт лишний свет. Это может быть арка под жилыми домами, козырёк подъезда, низко висящие ветки дерева.
Идея такая: ставим модель под самый край козырька, сами уходим поглубже в тень и снимаем в сторону света. Результат будет выглядеть примерно так:
Справа над головой модели можно заметить кусочек козырька / Фото: Алиса Смирнова
Схожего эффекта реально добиться, снимая силуэт в помещении напротив «светящегося» окна. Окна и дверные проёмы — вообще отличный ход для силуэтной фотографии. Они не только обеспечивают подходящий свет, но и помогают в создании композиции.
Рамка, созданная окном, акцентирует внимание зрителя на главном герое снимка / Фото: unsplash.com
Есть два основных подхода к съёмке силуэта в студии. Первый — подобные портреты можно делать прямо на фоне большого софтбокса или октобокса.
В этом варианте софтбокс используется одновременно и как фон, и как главный источник света для силуэтного портрета / Фото: jamesaphoto.co.uk
Но учтите, что при такой схеме света силуэт не получится совершенно чёрным и лаконичным: лицо и тело модели всё равно будут частично подсвечены с боков. Впрочем, часто это выглядит уместно и эффектно.
Женский портрет на фоне октобокса. Если скадрировать плотнее, останется только белый фон / Фото: Алиса Смирнова
Второй вариант, который даёт больше контроля над ситуацией, требует однотонного фона и минимум двух источников света. Задник может быть как белым, так и цветным, в зависимости от того, какой результат вы хотите видеть на фотографии.
Свет лучше выбирать импульсный, поскольку он более мощный. Оба источника направляются на фон — за спину модели или за объект, если речь идёт о предметной съёмке.
Чтобы получить силуэт без засветов, с двух сторон от моделей размещают чёрные флаги — тёмные предметы, которые не дают свету отражаться и подсвечивать модель / Фото: layersmagazine.com
Эта схема более универсальна, поскольку позволяет получить и совершенно тёмный силуэт, как на снимке выше, и частично засвеченный, как в варианте с софтбоксом. Также есть возможность играть с фоном: он может быть любого цвета и даже с градиентом — его легко сделать при помощи цветных гелевых фильтров.
Здесь белый фон «залит» синим цветом. Выглядит эффектно / Фото: unsplash.com
Однако при работе на отражение света от фона удобнее использовать источники импульсного света: их мощности точно хватит на то, чтобы свет долетел до модели, даже если она стоит достаточно далеко от задника.
На схему, в которой софтбокс выступает в роли фона, можно использовать и постоянник — в этом случае его мощность не так важна. К слову, с источником постоянного света работать будет даже проще, поскольку сразу видно световой рисунок.