Смартфон против большой камеры: в чем разница

0001.jpeg
Фотография: Jessica Lewis Creative / pexels.com

Зачем вообще нужен громоздкий фотоаппарат и вся эта гора объективов, когда есть миниатюрный Айфон, создающий шедевры одним нажатием? У нас есть сразу несколько ответов на этот вопрос! Хотя, конечно, не поспоришь, современные смартфоны прекрасно покрывают большинство потребностей среднестатистического пользователя.

Впрочем, не будем торопить события: давайте разберемся вместе, в чем же разница этих девайсов, и в каком случае вам хватит смартфона, а когда понадобится полноценная камера? 

Тайный метод

При сравнении любого современного смартфона с «полноразмерным» фотоаппаратом, мы прежде всего, задаемся вопросом: насколько продвинулись методы вычислительной фотографии. Вычислительная фотография позволяет преодолевать физические ограничения традиционных «оптических» методов фотографии с помощью цифровых вычислений,

Давайте отталкиваться от всеобщего любимца и одного из лучших смартфонов в плане фото и видеосъемки (да простят меня поклонники Samsung) — iPhone 12 .

Этот смартфон оснащен сравнительно маленькой матрицей и очень маленьким объективом (вернее целым набором маленьких матриц и объективов). С технической точки зрения получить хорошие результаты с таким оборудованием невозможно — мы «ловим» слишком мало света и, соответственно, получаем мало информации. Но именно тут на помощь айфону приходит мощный процессор и отличное программное обеспечение, которые позволяют получать прекрасные результаты из весьма слабого «сырого» материала. Смартфон использует множество приемов, чтобы «дорисовать» картинку так, чтобы она выглядела не хуже снимков, снятых на профессиональные камеры.

Для многих пользователей нет особой разницы, каким именно образом такой результат был достигнут. Однако у всех современных смартфонов остается целый ряд ограничений, которые не дают им полностью заменить традиционные камеры.

Цвета

0002.jpg
Насыщенные цвета прямо «из камеры» — то что прежде всего, бросается в глаза при сравнении снимков со смартфонов и традиционных фотоаппаратов. Слева: iPhone 12, справа: Sony a6400. Фотография: Youtube-канал MountMedia

Айфон и другие хай-энд смартфоны делают фотографии с очень красивыми насыщенными цветами. Цвета же JPEG-фотографий (формат по умолчанию) в полноразмерных камерах обычно намного более сдержанные. Конечно, в меню фотоаппарата вы можете выкрутить настройки насыщенности на максимум, однако обычно это не очень хорошая идея. Хотя встречаются и исключения, вроде режимов симуляции пленки в камерах Fujifilm: например, режим Velvia с яркими сочными цветами делает весьма неплохие готовые JPEG-и.

В чем же дело? Смартфоны настроены так, чтобы сразу создавать готовые снимки, которые удовлетворят большинство пользователей. А среднестатистический юзер любит насыщенные цвета. Традиционные же камеры предлагают более натуральные тона, при этом в них вы получаете намного больше информации для последующего редактирования. Так JPEG-и кроповых (APS-C) беззеркалок в два раза больше JPEG-ов на 12-м iPhone. 

А еще больше информации сохраняется в RAW-файлах, которые специально созданы для последующей постобработки и цветокоррекции. Хотя, надо отметить, что многие камерофоны сегодня также позволяют сохранять снимки в RAW, но, как и в случае с JPEG, информации там сохраняется намного меньше, чем у традиционных камер.

Тона кожи

Другая сфера, в которой разница между смартфонами и камерами видна невооруженным взглядом — тона кожи. Большинство смартфонов и новые Айфоны, в частности, ощутимо выравнивают тон кожи, то есть используют меньше оттенков, когда вы фотографируете лица людей. С одной стороны, это визуально сглаживает и выравнивает кожу, на ней становится меньше пятнышек и морщин. Но при этом кожа выглядит менее натурально, приобретая легкий оранжевый оттенок (характерно и для Айфонов, и для смартфонов других производителей).

Динамический диапазон

В чем современные смартфоны (главным образом, конечно, топовые модели) очень серьезно поднаторели, так это в отображении широкого динамического диапазона с сохранением деталей самых темных и самых светлых участках. Если вы посмотрите на фотографии, снятые на iPhone 12 вы будете удивлены, насколько классно он умеет передавать детали в тенях и справляется засветками. Делается это, естественно, не за счет большой матрицы, которая может уловить кучу информации, как это делают полнокадровые фотоаппараты. Смартфоны очень хорошо работают с режимом HDR (High dynamic range — высокий динамический диапазон): они делают сразу несколько снимков с разной экспозицией, чтобы получить максимум деталей во всех частях снимка, а потом программно склеивают его в одну фотографию.

Конечно, вы можете достичь схожих и даже более качественных результатов, редактируя RAW-файлы, полученные с большой камеры, но на это нужно время. Смартфон же делает все это за вас в считанные секунды.

0003.jpg
Даже в таких весьма сложных условиях, Айфон сохраняет детали и на небе, и на земле. Фотография: Youtube-канал MountMedia

Да, иногда HDR-снимки со смартфона выглядят немного искусственными, но с каждым годом технологии совершенствуются. Забавно, что на том же двенадцатом Айфоне практически невозможно «пересветить» небо, если специально не менять настройки экспозиции вручную. Для новичка с большой камерой все наоборот: заполучить небо нормальной яркости может стать настоящим квестом.

Детализация

На первый взгляд, камерофоны с 12-мегапиксельными матрицами (да, ваш «48-мегапиксельный монстр» на самом деле тоже делает 12-мегапиксельные снимки) создают очень резкие детализированные фотографии. Если взять среднестатистическую фотку со среднестатистической 20-мегапиксельной беззеркалки, она, скорее всего, будет выглядеть намного «мягче». Но стоит вам увеличить фотографию на компьютере и вы заметите разницу: смартфон искусственно увеличивает резкость (задирая контраст на границах светлых и темных объектов), из-за чего фотография может выглядеть детализированнее, если особо не приглядываться. Это отличный ход для социальных сетей, в которых снимки постят в достаточно маленьком формате.

0004.jpg
Детализация снимка с 600% увеличением. Слева: iPhone 12, справа: Sony a6400. Фотография: Youtube-канал MountMedia

Но в реальности больше деталей получает, естественно, более крупная матрица с бóльшим числом пикселей. Хотя тут очень важную роль играет качество оптики (объектива). Резкость вы всегда можете увеличить во время постобработки (особенно, если вы снимаете в RAW). А вот снизить резкость смартфонного фото без замыливания изображения будет уже сложнее.

Съемка в слабом освещении

Тут смартфоны традиционно проигрывали. Более крупная матрица полноразмерных камер улавливает больше света и поэтому, в теории, вы получите более классные результаты.

Но если посмотреть на прекрасные снимки, сделанные в специальном «Ночном режиме», который есть во многих смартфонах, теперь это не стопроцентное правило. К тому же смартфоны без проблем делают снимки в плохом освещении прямо с рук (на длинной выдержке). А вот для традиционных камер для съемки в плохом освещении чаще всего нужен штатив

Кстати, штатив может понадобиться и для смартфона, но для других целей — например, для селфи-фоток или для съемки видеоблога. Отличный мобильный вариант — мини-штатив, превращающийся в монопод, например RayLab MT-TR из коллекции BLOGGER

Вообще же качество ночной съемки в случае большой камеры будет сильно зависеть и от самого фотоаппарата (его матрицы), и от объектива. Так полнокадровые камеры (с большой матрицей) в основном очень хорошо справляются с плохим освещением. А объектив для такой съемки нужен светосильный: чем меньше f-число в названии объектива, тем лучше. Идеально — от f/1.8 и ниже.

Размытый задний фон

0005.jpg
На первый взгляд практически никакой разницы, но если приглядеться, можно увидеть, что на левом снимке (iPhone) ветви и цветы «вырезаны» не так аккуратно, ка на правом (Sony). Фотография: Youtube-канал MountMedia

Возможность хорошенько «размыть» задний фон всегда была одной из тех причин, почему многие фотографы и видеографы выбирали полноразмерные камеры. Объект резкий, а фон размытый: выигрышная картинка во многих жанрах, включая портреты и видеоблоги.

Но с появлением «Портретного режима» смартфоны научились симулировать этот стиль с помощью программных вычислений. Камера автоматически определяет объект съемки и «вырезает» его из окружения. При этом вы можете вручную настроить степень размытия, даже после того как сделали снимок.

Звучит классно, но и тут есть свои подводные камни. К сожалению, даже самые крутые смартфоны не всегда точно «вырезают» объект, особенно если дело касается мелких деталей, типа волос. Хотя прогресс не стоит на месте, и с каждым днем искусственный интеллект делает свою работу все более аккуратно. А еще в 12 Pro впервые появилось размытие фона для видео, то что до сих пор оставалось стопроцентным преимуществом камер. Опять же, для нового режима также есть нарекания по качеству «вырезки», при этом вы всегда можете несколько уменьшить степень размытия, что замаскирует мелкие огрехи. 

Уровень контроля

0006.jpeg
Тонкая настройка всех параметров — за это фотографы любят большие камеры. Фотография: pexels.com / JESHOOTS.com

В большой камере вы всё (практически) можете настраивать вручную. Для этого есть и физические кнопки, и подробное меню, а еще видоискатель для удобного кадрирования. 

Но самое главное, вы можете выбирать объективы, которые могут полностью поменять то, как в итоге будет выглядеть картинка. Плюс у вас есть выбор зум-объективов, которые позволят приближать объект с помощью оптики, без потери качества. Конечно, на некоторых моделях смартфонов присутствует 5-кратный оптический зум, но этой технологии еще очень далеко до возможностей среднестатистического зум-объектива.

Со своей стороны смартфоны позволяют абсолютно не париться насчет настроек (хотя базовые установки экспозиции присутствуют сегодня во многих камерофонах), что-то там придумывать, крутить вручную и так далее — смартфон всё сделает за вас. А еще вам не нужно тратить кучу денег на объективы. 

Итоги

0007.jpeg
Быстрый постинг в социальные сети — в этом большие камеры никогда не победят смартфоны. Фотография: Los Muertos Crew / pexels.com

Так мы приходим к основному различию между смартфонами и фотоаппаратами. 

Смартфоны делают (ну или пытаются) классные готовые снимки, которые чаще всего не требуют дальнейшего редактирования. Однако критерии «классности» снимка по большей части определяет сам смартфон (и программисты, которые разрабатывали ПО). Чем круче программное обеспечение вашего смартфона, тем круче снимок вы получите.

Камеры же оставляют намного больше пространства для маневра — даже если снимок из камеры выглядит «уныло», его будет намного проще отредактировать в таком стиле, в каком вы сами это видите.

Если ваша главная задача — быстрый постинг для социальных сетей, с минимумом настроек вручную и постобработки, выбирайте современный смартфон. Если же вам нужен максимальный контроль над стилем ваших снимков (и видео) — традиционные камеры пока выигрывают у своих «младших братьев».

* при подготовке статьи использовались материалы Youtube-канала MountMedia.

Напишите нам