Смешанный свет — это когда в одной схеме света используются источники разных типов. Например, импульсный и постоянный. Или импульсный и естественный. Если совсем коротко, работать со смешанным светом — это сложно. Эта техника позволяет добиться интересных и впечатляющих результатов, но требует много внимания к деталям. О том, как приручить смешанный свет, читайте в этом материале.
Может показаться, что эта картинка создана в фотошопе, на деле она снята одним кадром в технике смешанного света / Фото: Алиса Смирнова
Работать со смешанным светом — сложно. Если опыта немного и есть возможность использовать только с естественный свет, или только импульсный, или только постоянники — лучше так и делать.
Но иногда со смешанным светом снимать просто приходится. Например, вы снимаете в светлом помещении с большими окнами, но вам нужна более сложная схема света, чем просто один источник (окно).
Посмотрим несколько конкретных сценариев, когда приходится работать со смешанным светом и разберём, как лучше строить работу со светом, чтобы добиться хорошего результата.
Бывают ситуации, когда под рукой есть, например, только один импульс и один постоянник. В принципе из них можно собрать вполне рабочую схему света, и снимки на выходе будут ничем не отличаться от тех, которые сняты, например, с двумя импульсами.
Но нужно учитывать три нюанса. Во-первых, баланс мощности источников света. Чаще всего импульсы дают больше света, чем постоянники, поэтому при использовании разных светильников внутри одной схемы часто приходится делать так:
В принципе импульсный источник на высоком журавле сверху, и постоянник в октобоксе на заполнение — вполне рабочая схема для съёмки портрета.
Второй момент, который нужно держать в голове — цветовая температура. Самый плохой расклад — когда цветовая температура двух источников в одной схеме чуть-чуть отличается. Например, импульс — 5500, а постоянник настроен на 4500 (чуть тепловатый свет).
Нестрашно, когда один из источников света ощутимо окрашен. Например, здесь тёплый контровик создаёт атмосферу / Фото: Алиса Смирнова
А в случае, когда разница в цветовой температуре совсем небольшая, возникают ощущение, что это брак. И такой брак вызывает проблемы при работе с цветом. На постобработке сложно подобрать правильный баланс белого, а если в кадре человек, одна часть лица может, например, казаться более красной, чем другая.
Поэтому важно выставлять температуру так, чтобы свет был одинакового цвета. С постоянными led-светильниками с переменной цветовой температурой работать проще — у них можно выставить любое необходимое значение.
С импульсными светильниками всё немного сложнее — их температура постоянна, её скорректировать можно используя цветные фильтры. Удобно использовать набор, а подбирать нужную плотность и толщину придётся методом проб и ошибок.
И третий момент, который нужно учитывать при работе со смешанным светом — правильная выдержка. Кто привык работать с чистым импульсным светом, знает, что при работе со вспышкой с выдержкой можно особо не заморачиваться — всё равно движение будет заморожено за счёт длины импульса. В случае со смешанным светом такой фокус не прокатит, поэтому ставим правильные выдержки:
В случае со смешанным светом при использовании более длинных выдержек, может появляться эффект двоения. Это происходит из-за того, что матрица камеры успевает зафиксировать чуть смазанное изображение при свете постоянника, а потом в момент вспышки фиксирует резкое, замороженное импульсом.
И получается человек с резкими чертами, словно в облаке своего собственного движения. Этот эффект смешанного света можно использовать в художественных целях. Об этом речь пойдёт во втором разделе.
В этом случае чаще всего работа идёт с использованием вариантов естественный свет + импульс или естественный свет + постоянник. Та же самая история будет при съёмке в помещении с большими окнами, которые нельзя закрыть или занавесить. За одним исключением — в помещении свет обычно летит с одного направления, с других его отсекают стены.
В принципе проблемы будут схожими с теми, о которых речь шла в разделе выше, но с некоторыми вариациями. Например, рассмотрим растространённую схему, когда модель стоит спиной к солнцу, а искусственный свет используется для того, чтобы подсветить человека спереди. Чтобы получить не силуэт а портрет с проработанными объёмами и выраженным контровым светом.
Сбоку сзади контровое солнце, в лицо модели светит вспышка / Фото: flickr.com
Могут возникать проблемы с балансом мощности. Например, в солнечный день постоянникам может просто не хватать мощности, чтобы хорошо проработать объект в контровом свете. Для этой цели лучше подойдут источники импульсного света.
А в пасмурный день может быть достаточно и постоянников.
Также могут возникать проблемы с температурой. Чтобы их избежать важно помнить контрольные цифры.
Пожалуй, одна из самых сложных ситуаций — когда вы работаете с каким-либо своим светом, а в помещении, где идёт съёмка, установлены другие светильники. Особенно сложно, если лампы неодинаковые — на потолке галогенки с зеленоватым спектром, на стенах какие-нибудь тёплые бра, и ещё до кучи — окно, в которое льётся холодный дневной свет.
В такую ситуацию лёгко попасть на репортажной или околорепортажной съёмке — например, в ЗАГСе, в квартире или в отеле. Принцип работы со смешанным светом тут не изменяется: нужно подобрать баланс мощности, постараться выровнять температуру и использовать правильные выдержки.
С последней частью проблем обычно не возникает, то с первыми двумя может быть очень по-разному. Что касается мощности: если лампы не слишком яркие, а у вас есть в распоряжении несколько сильных импульсных светильников, лучше не пытаться строить баланс, а полностью перебить свет ламп, которые находятся в помещении. По сути не пытаться снимать со смешанным светом, а уйти в сторону чистого. Таким способом за раз решаются проблемы и с цветом и с неудачным расположением ламп (например, висящие строго над головами светильники могут нарисовать людям синяки под глазами).
Комбинацию из постоянных и импульсных светильников иногда намеренно используют при студийной съёмке, чтобы добиться необычного сюрреалистичного эффекта на фото. Помните проблему с двоением, о которой шла речь в первом разделе? Если сделать это двоение выраженным и заметным, можно получить очень красивые фото. Например, такие:
Смешанный свет помогает добавить динамики в простой кадр / Фото: westcottu.com
Здесь модель держит в руках источник постоянного света (бенгальский огонь), движение которого оставляет на длинной выдержке интересные размытые следы в кадре. А сработавший в последнюю секунду импульс фиксирует лицо девушки, делая её резкой.
Интересно посмотреть на сетап этого снимка:
Здесь в качестве рисующего света стоит импульс, а волосы сзади подсвечивают сразу два постоянника: белый и синий / Фото: westcottu.com
За счёт длины выдержки и небольшого движения в кадре, волосы слегка размываются, а лицо остаётся чётким, благодаря импульсу.
Чтобы получить подобные изображение нужно использовать длинные выдержки. Например, конкретно этот снимок сделан на 8 секундах. Можно использовать разные значения — в зависимости от того, какого эффекта необходимо добиться. Чем длиннее выдержка, тем больше времени на то, чтобы оставить след в кадре.
Чтобы добиться такого эффекта, важно выставлять синхронизацию вспышки по задней шторке. Чаще всего подобные снимки делаются на штатив, чтобы избежать размытия от рук фотографа.
Хотя есть и противоположная техника: ставить синхронизацию по передней шторке (чтобы сначала импульсом зафиксировать модель), а потом делать резкое движение камерой — в этом случае тоже можно добиться интересного эффекта.
Движение камеры в руках превращает блики блёсток в подобные полосы / Фото: trendland.com