Золотой рудник Серра Пелада. Себастьян Сальгадо, 1986
Есть жанр фотографии, чьё влияние простирается далеко за пределы фотогалерей, социальных сетей и модных журналов. Неудивительно, ведь с самого своего зарождения его представители ставили своей целью изменение мира вокруг.
Социальная фотография — особый жанр документальной съёмки, в фокусе которой взаимодействие между людьми, их повседневная жизнь, её проблемы и радости.
В англоязычной среде обычно используют термины “social documentary photography” (социальная документальная фотография) и “concerned photography” (заинтересованная, или даже обеспокоенная, фотография).
Чем же так «обеспокоена» социальная фотография? Дело в том, что одной из целей жанра (некоторые фотографы и критики считают её основной) является привлечение внимания публики к различным социальным проблемам.
Поэтому фотографы часто посвящают свои работы трудностям жизни непривилегированных слоёв населения — бедных, беженцев, мигрантов и т.д.
Ребёнок, работающий на заводе. Льюис Хайн, 1908.
Первые социальные фотографии были сняты ещё в 19 веке: они демонстрируют условия жизни и труда представителей рабочего класса. Такие кадры можно найти у Томаса Аннана в серии «Фотографии старых кварталов и улиц Глазго, 1868–1877 гг.», в книге Смита и Томпсона «Уличная жизнь Лондона» 1877 года, а также в сериях фотографий американского фотографа и профессора социологии Льюиса Ханна.
«Счастье, проходящее мимо». Владимир Соколаев, 1983.
За годы существования социальной фотографии в ней выработались определенные правила и даже эстетические ходы (что весьма необычно для жанра, в котором содержание главенствует над формой):
— Документальность (снимки не постановочные).
— Приоритет серий перед одиночными фотографиями (позволяет подробно раскрыть сюжет, рассказать историю).
— «Значительное содержание при внешней незначительности происходящего» (часто на снимках запечатлены совершенно обыденные и повседневные вещи, которые тем не менее раскрывают сюжет и суть проблемы, документриуют «дух времени»);
— Даже сегодня представители жанра очень часто используют чёрно-белую фотографию.
— Кроме чёрно-белых снимков современные фотографы часто использую плёночную lo-fi эстетику.
«День костра» из серии «Комендантский час» (Curfew). Тобиас Зилони, 2001 (Источник: lensculture.com / Tobias Zielony / KOW, Berlin).
Пионеры жанра освещали в своих работах, главным образом, проблемы рабочего класса, бедняков и других угнетенных слоёв населения. Но со временем рамки социальной фотографии расширялись: предметом интереса становилась жизнь не только обездоленных, но самых различных групп и сообществ. А вопросам культурной идентичности, гендера и экологии стали уделять внимание наравне с «традиционными» социально-экономическими проблемами.
С конца 70-х годов 20 века социальная фотография всё чаще занимает место в крупных галереях наряду с художественной. Сегодня это один из наиболее уважаемых жанров фотографии, и не случайно. Кроме непосредственного влияния на мир вокруг нас, он также многого требует от самого фотографа: не только хорошего эстетического вкуса и технических знаний, но и журналистских навыков, особой коммуникабельности, а также познаний в гуманитарной и социальной сфере.
Среди известных современных представителей жанра можно назвать Тобиаса Зилони, Себастьяна Сальгадо, Джеймса Нахтвея. Среди российских фотографов — Владимира Соколаева, Марию Гельма, Дмитрия Маркова.