Светофильтры для объективов: виды и возможности

Светофильтры — простой и бюджетный аксессуар, который позволяет не только защитить объектив от внешних воздействий, но и сильно изменить фотографии, не используя графические редакторы и обработку. О том, как при помощи разных светофильтров получить более насыщенный цвет неба, упростить ретушь портрета и снять идеальное видео, читайте в этом материале. 


Поляризационный фильтр — один из самых полезных и популярных светофильтров / Фото: kevinlisota.photography

Защитные и УФ-фильтры

Основная задача защитных светофильтров — уберечь переднюю линзу дорогого объектива от воды, пыли, грязи и отпечатков пальцев. Многие фотографы при покупке нового объектива сразу же покупают и накручивают на объектив защитный фильтр, а когда он поцарапается или загрязнится, меняют его на новый.

В качестве защитных часто применяются и ультрафиолетовые (UV) фильтры. Помимо защиты от физических повреждений, они уменьшают количество ультрафиолета, попадающего на матрицу. Теоретически, это может улучшить качество фотографий, сделанных в горах или у воды, где много УФ-излучения: фотографии с UV-фильтром могут получиться чуть более резкими и контрастными, чем без него.

На деле это сильно зависит и от условий съёмки, и от используемой камеры: во всех цифровых камерах (за исключением, разве что, специальных камер для астрофотографии) перед матрицей уже установлен фильтр, отсекающий невидимые человеком «лишние» ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. Так что в каких-то случаях UV-фильтры улучшит качество картинки, а в каких-то будет выполнять только защитную роль. 

Выпускаются фильтры разных диаметров: от небольших диаметром 43 мм до фильтров размером 77 мм и даже 82 мм, так что подобрать подходящий фильтр можно практически к любому объективу.

В каких случаях стоит использовать защитные и УФ-фильтры, а в каких — нет

Любой фильтр, даже хороший, может немного ухудшать изображение. Всё же, это дополнительный стеклянный элемент перед объективом — а значит, дополнительные (пусть и небольшие) потери за счёт поглощения света фильтром и отражения от его поверхности.

А значит, в случаях, когда нужна очень качественная резкая картинка, а объективу ничего не угрожает, от защитного фильтра можно отказаться. Например, его стоит снять при предметной или фэшн-съёмке в фотостудии. Стоит снимать защитный фильтр и в том случае, если нужно установить на объектив другой (например, нейтральный) фильтр. 

Если же есть шанс, что объективу на съёмке будет грозить опасность, фильтр стоит прикрутить. В первую очередь, это съёмка в плохих погодных условиях — пыль, грязь, дождь и песок проще стереть с фильтра, чем с линз. А если фильтр поцарапается, всегда можно заменить его на новый. Особенно опасно снимать без фильтра авто- и мотогонки, когда вылетающие из-под колёс песок и гравий могут прилететь прямо в объектив.


Фильтр разбит прилетевшим камнем, но объектив спасён / Фото: photo.stackexchange.com

Не помешает защита и макрообъективу: при съёмке насекомых фотографу часто приходится работать среди веток, камней и травы, которые могут оставить следы или даже поцарапать линзу. И даже в студии бывают случаи, когда защитный фильтр не помешает (например, при предметной съёмке с брызгами воды или на фотосессии с маленькими детьми, которые любят хватать руками всё, что видят — включая объективы).

Творческие приёмы с использованием защитных и УФ-фильтров

Пыль, капли и жирные пятна могут не только испортить фотографию, но и сделать снимок более художественным и атмосферным. Так что, если снимать резкие и техничные фото надоело и хочется экспериментов, можно использовать пульверизатор с водой, капли глицерина или жирные следы от вазелина или силиконовой смазки.

С их помощью можно получить интересные блики, размыть ненужные детали на фото (например, провода или дорожные знаки) и получить красивые полосы вокруг источников света. Особенно эффектно смотрятся снимки, сделанные во время дождя или сразу после него, когда отражения в лужах и мокром асфальте сочетаются с рукотворными бликами.


Снимок сделан через UV-фильтр с нанесённым вазелиновым маслом / Фото: Алиса Смирнова

Некоторые фотографы наносят капли прямо на переднюю линзу объектива. Но стоит помнить, что это небезопасно: капли воды могут попасть внутрь и повредить дорогую электронику, а более агрессивные жидкости могут оставить нестираемые пятна на покрытии линз. Так что, лучше использовать светофильтр: если он пострадает, заменить его будет проще и дешевле, чем объектив. 

Поляризационные фильтры

Поляризационные (CPL) фильтры помогают устранить ненужные блики, отражения и рефлексы. Их действие основано на том, что сам по себе свет (солнечный, от вспышки или лампочки) не поляризован. Но когда он отражается от какого-то предмета — например, от поверхности воды или пылинок в атмосфере, он становится поляризованным, и вот этот поляризованный свет можно уменьшить или полностью убрать с помощью поляризационного фильтра.

Чаще всего поляризационные фильтры применяют при съёмке пейзажей. Такой светофильтр убирает воздушную дымку, образующуюся при переотражении солнечных лучей от пыли и мелких капель воды в воздухе, и в результате небо и предметы вдали становятся более насыщенными, а общий контраст снимка повышается. Влияет полярик и на цвет зелени: очень часто деревья на фото выглядят одинаково сине-зелёными из-за рефлексов от голубого неба. Убрав рефлексы с помощью поляризационного фильтра, можно получить гораздо более разнообразную и яркую зелень.


Пейзаж, снятый без поляризационного фильтра (слева) и с ним (справа). Обратите внимание на цвет неба, го на заднем плане и деревьев / Фото: kevinlisota.photography

При съёмке пейзажей с водой поляризационный фильтр избавит от бликов на её поверхности, вода станет прозрачной.


Правое фото (с CPL-фильтром) выглядит интересней, виден цвет потока и камни на дне реки / Фото: kevinlisota.photography

Можно использовать поляризационный фильтр и при съёмке людей на улице. Во-первых, насыщенное небо хорошо смотрится не только на пейзажах, но и на лавстори. Во-вторых, люди тоже отражают свет — а значит, с помощью полярика можно приглушить рефлексы от неба или зелени на коже и даже уменьшить жирный блеск, сократив время ретуши.


Поляризационный фильтр на правом фото убрал пересветы от отражений на зелени и приглушил сине-зелёные рефлексы на людях, фото выглядит теплее а кожа более естественной / Фото: shellcreekphoto.com

При предметной съёмке поляризационный фильтр нужен, чтобы приглушить яркие блики от источников света — это поможет лучше передать форму предмета и его цвет.


При съёмке предметов со стеклом можно сделать фото с поляризационным фильтром и без него, а потом объединить их в фоторедакторе / Фото: photigy.com

Нейтральные фильтры

Нейтральные фильтры нужны, чтобы уменьшить количество падающего на матрицу света, и изготавливаются из нейтрально-серого стекла (или, реже, пластика). Применяются они в тех случаях, когда нужно установить более длинную выдержку, а закрывать диафрагму или снижать ISO нет возможности.

Съёмка на светосильную оптику с нейтральным фильтром

Первый случай — съёмка на светосильную оптику на ярком солнце. Бывают камеры, у которых самая короткая выдержка — 1/4000, а минимальное ISO равно 100 или даже 200. Если добавить к этому диафрагму f/1.2 или f/1.4, при ярком дневном свете фотография может получиться пересвеченной. Если же закрыть диафрагму, потеряется размытие фона, ради которого и используется дорогой светлый объектив.


Девушка, солнце, пляж, 1/4000 секунды / Фото: flickr.com/Stephane Ribault

Чтобы сохранить открытую диафрагму и не пересветить фото, можно использовать нейтральный фильтр. Обычно в таком случае хватает не очень сильного фильтра плотностью ND8, который снижает экспозицию на 3 ступени.

Пейзажная съёмка с нейтральным фильтром

При съёмке пейзажей применяют нейтральные фильтры двух типов. Первый — градиентный нейтральный фильтр. У него одна половина абсолютно прозрачная, а вторая — тёмная, с плавным переходом между ними. Существуют как круглые градиентные фильтры, вкручивающиеся в резьбу на объективе, так и фильтры в виде прямоугольных пластин, которые устанавливаются в специальный держатель.

Придумали эти фильтры во времена плёночных камер, когда динамического диапазона плёнки не хватало, чтобы запечатлеть одновременно и тёмный передний план, и яркое небо.


Нейтральный градиентный фильтр позволяет правильно экспонировать и воду, и небо / Фото: tomerazabi.com

В современных цифровых камерах есть выбор: можно снять несколько кадров с разной экспозицией и собрать из них одно HDR-изображение, а можно взять градиентный фильтр и снять пейзаж одним кадром.

Используют в пейзажной фотографии и обычные ND-фильтры, равномерно-серые по всему полю. Чаще всего они нужны, чтобы сильно удлинить выдержку, до 10-20 секунд или даже нескольких минут. На таких выдержках движущиеся объекты (облака, вода, ветки деревьев) сильно размываются, и можно получить очень живописные снимки.


За пару минут экспонирования облака размоются, а вода станет молочно-гладкой / Фото: blog.phowd.com

Для получения таких длинных выдержек нужны довольно плотные нейтральные фильтры, плотностью от ND32 до ND200 и выше.

Нейтральные фильтры для съёмки видео

Очень часто применяют нейтральные фильтры при профессиональной видеосъёмке. Чтобы получить плавную кинематографичную картинку, выдержка при съёмке должна быть равна удвоенной частоте кадров (например, если снимать видео на 50 к/с, выдержку надо ставить 1/100). При этом минимальные значения ISO при съёмке с профессиональными логарифмическими профилями довольно высокие — у одних камер это ISO 400, у других 640 или 800. 

Снимать с такими длинными выдержками и высоким ISO можно в сумерках, а вот в светлое время с этим сложнее. Надо или закрывать диафрагму до f/22-f/32, или снижать количество света с помощью нейтрального фильтра. Лучше всего для видеосъёмки подходят переменные нейтральные фильтры: в них плотность регулируется поворотом кольца, и можно сделать фильтр темнее или светлее, в зависимости от условий съёмки.

Эффектные фильтры

C помощью этих фильтров можно получить на фото разнообразные эффекты прямо на съёмке, не прибегая к помощи фоторедакторов. 

Софт-фильтры смягчают изображение, и позволяют получить мягкое портретное фото со сглаженной кожей даже при съёмке на резкие современные объективы. Эффект нравится не всем, так как «отменить» действие светофильтра не получится. Часто проще сперва снять резкий детализированный портрет, а потом имитировать софт-фильтр в фоторедакторе.

Звёздные фильтры создают эффектные лучи вокруг источников света, с их помощью можно получить интересные ночные фото. Количество лучей обычно от 4 до 8, и указывается на упаковке фильтра.

Призматические фильтры (они же фильтры с эффектом калейдоскопа) похожи на плоскую призму с множеством граней, и создают несколько копий снимаемого объекта, а при попадании в кадр источника света создают множество бликов на фото. 


Призменный фильтр добавит немного сюрреализма вашим фотографиям / Фото: photofocus.com

Напишите нам