Типы света: рисующий, заполняющий, контровой, фоновый

Чтобы научиться выставлять свет и читать схемы, нужно разобраться в разных типах света. Основных их четыре: рисующий, заполняющий, контровый и фоновый свет. Что такое типы света и какую роль каждый выполняет, читайте в этом материале. Посмотрим на примере разных схем.


Здесь, например, абсолютно точно присутствуют рисующий и контровый свет. Как это понять? Разберёмся / Фото: unsplash.com

Важно запомнить две вещи: тип света — это роль. Он ничего не говорит ни о положении источника в пространстве, ни о том, какой источник используется. И постоянный свет, и импульсный, и отражатель, и даже окно, дверной проём или белая стена, от которой отражается свет, могут исполнять роль любого типа света.

И второе: все четыре типа в одной схеме используются редко, чаще строятся простые схемы на 1-2 источника. Или бывает так: встречаются схемы, в которых, использует два типа света, но при этом три источника: например, один рисующий источник и два контровика. Тут нет чётких правил, всё зависит от конкретных задач.

Рисующий свет

Рисующий свет (он же главный, он же ключевой, в англоязычных источниках часто можно встретить выражение «key light») — первый источник света, с которого начинается практически любая схема. Его задача — осветить объект, то есть создать на нём видимую светотень. На практике это чаще всего означает, что свет подчёркивает объёмы и отрисовывает мелкие детали в освещённых областях. Чтобы справляться с этой задачей свет должен находиться где угодно спереди от модели.

Есть классические решения, как располагать рисующий свет, проверенные годами и веками. Например, рембрандтовская схема. Для неё используется один источник света. Чаще всего это небольшой софтбокс или портретная тарелка. Её располагают над головой модели, немного сбоку.


Рембрандтовский свет получился, если на тёмной стороне лица есть треугольник из теней / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Или женщин часто снимают с рисующим светом, направленным фронтально и немного сверху. В таких схемах обычно используется второй источник, который заполняет тени — к нему вернёмся чуть позже.

Чтобы получить верхний свет, удобнее всего использовать стойку-журавль.

Или часто можно встретить мужской портрет, с двумя рисующими источниками света, направленными строго с двух сторон. Такой свет подчёркивает все детали, текстуры и неровности кожи и делает портрет брутальным.


Такая схема света хороша для мужского портрета в низком ключе / Иллюстрация: Алиса Смирнова

В случае со студийной портретной съёмкой на рисующий свет чаще всего ставят софтбокс, октобокс или портретную тарелку. Внутри модификатора можно использовать, как источники постоянного света, так и вспышки — это дело вкуса.

Заполняющий свет

Основная задача заполняющего света — подсветить тени, сделать картинку менее контрастной. Выраженный заполняющий свет часто используется при съёмке женского портрета.

В качестве источника заполняющего света, в зависимости от схемы, часто выступает большой октобокс, стрипбокс или отражатель.

Распространена схема света с двумя источниками, когда рисующий свет падает немного сверху. Чаще всего это софтбокс или портретная тарелка. А на заполняющий свет ставится большой октобокс фронтально. Такая схема создаёт спокойный рисунок, хорошо подходящий для женского портрета или классического бизнес-портрета.


Чтобы на фоне было было тени от модели, лучше ставить её на расстоянии от фона / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Ещё один часто встречающийся вариант — портретная тарелка сверху + стрипбокс, расположенный горизонтально снизу. Это считается классической схемой для съёмки бьюти-фотосессий. Иногда вместо стрипбокса используется серебряный или белый отражатель.


Схема портретная тарелка + отражатель / Фото: profoto.com

Контровый свет

Контровый свет очень часто отвечает за атмосферу. Он подчёркивает объём пространства, подсвечивает волосы модели, при определённых положениях создаёт вокруг главного объекта светящийся контур. Чаще всего на контровый свет ставят рефлектор со шторками или тубус.

Если нужен выраженный контур, свет ставим прямо за спину модели. Если нужно подсветить волосы — ставим прибор за пределы кадра и направляем немного сверху. 


 Тёплый контровый свет в студийной съёмке / Фото: panele.lt

С помощью контровика в кадре можно снимать выразительные силуэты. Есть схема света, которая подразумевает, что большой октобокс работает одновременно и источником света и фоном.


За моделью стоит большой октобокс. Если скадрировать крупнее, будет драматичный потрет на белом фоне / Фото: Алиса Смирнова

Контровый свет можно делать цветным при помощи гелевых фильтров, это очень оживляет съёмку. Цвет в зависимости от задач может быть любым: органично смотрится, например, тёплый жёлтый или оранжевый свет при съёмке детей или love-story. А с помощью фиолетового или синего можно добавить снимкам неоновую нотку.

Контровый свет часто используют при съёмке на открытом воздухе. Типичный пример — портреты на закате. Чаще всего при создании таких снимков солнце выполняет роль контрового света, а серебряный или золотой отражатель — рисующего или заполняющего. Модель в этом случае ставят спиной к солнцу, ловят блик отражателем и подсвечивают фигуру, чтобы проработать детали и не получить выраженный силуэт.


В спину модели светит низкое вечернее солнце, спереди она подсвечена отражателем / Фото: Алиса Смирнова

Фоновый свет

У фонового света обычно две задачи. Первая — создать объём при съёмке на однотонном фоне. Вторая — высветить задний план и сделать гармонично освещённую картинку при съёмке портрета в интерьере.

При съёмке портрета на чёрном (или другом тёмном) фоне такой свет часто используют, чтобы создать более светлое пятно за спиной человека. 


Классическая схема для бизнес-портрета на тёмном фоне. Можно добавить заполняющий свет, чтобы смягчить рисунок на лице / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Также фоновый свет очень важен при съёмке портрета в интерьере. Условиях, когда человек подсвечен отдельно, а в помещении за его спиной света недостаточно, часто приходится добавлять свет именно на фон. Если помещение не слишком большое, самый простой вариант — направить вспышку в потолок.


На этой иллюстрации отчётливо видна разница по атмосфере с фоновым светом и без него / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Ещё один частый вариант — работа на белой циклораме (бесшовном белом фоне). Чтобы белый фон на снимках выглядел белым, циклораму обязательно нужно подсвечивать — иначе она будет выглядеть тускло-серой. Чтобы засветить циклораму, обычно используются схемы с двумя фоновыми источниками света.

Также интересные снимки можно получить, если направить на циклораму свет с цветным гелевым фильтром. Белые циклорамы хорошо подкрашиваются таким светом, принимая любой цвет. Если при этом циклорама достаточно велика, можно добиться интересного эффекта, освещая модель чистым, не подкрашенным, светом.


Оба снимка сделаны на циклораме. Справа она засвечена чистым светом, справа — цветным / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Сколько типов света нужно использовать для фото

Ответ на этот вопрос зависит от задач и от того, насколько съёмка, над которой вы работаете, спокойная или, наоборот подвижная. Если в кадре маленькие дети или животные, стоит выбирать наиболее простые схемы света — один рисующий, рисующий + заполняющий, два рисующих или даже один заполняющий.

Чем более это спокойный и вдумчивый портрет, тем больше источников можно смело использовать. Дело в том, что чем больше на площадке источников и типов света, тем сложнее будет их между собой сбалансировать. Кроме того, сложные схемы более требовательны к модели: в сложном свете труднее позировать. Если человек немного смещается, свет может сразу начать ложиться существенно хуже.

Напишите нам