Виртуальная студия: как и зачем использовать

Поставить правильный свет — примерно половина успеха фотографии, но умение видеть и выставлять источники не обрести за пять минут. Это большая и серьезная часть любого обучения. Решить задачу быстрее поможет виртуальная студия — приложение для ПК или смартфона, которое позволяет оперативно разобраться со сложными схемами. 

Как работать с виртуальными студиями, читайте в этом материале.


Типичная рабочая область виртуальной студии / Иллюстрация: Алиса Смирнова

В этой статье:

  1. Как работают виртуальные студии на примере set.a.light 3D
  2. Другие виртуальные студии
  3. Как переносить схемы света в реальную жизнь

Как работают виртуальные студии — на примере set.a.light 3D

Идея виртуальной студии в том, что можно расположить 3d-модель в воображаемом пространстве, направить на неё источники света и посмотреть, как будет выглядеть результат. Это очень полезно для начинающих, которые пока плохо понимают, с какой стороны и под каким углом лучше ставить свет, как повлияет на картинку использование определённых насадок.

Set.a.light 3D — одна из наиболее удобных и разнообразных по функционалу виртуальных студий. Единственная опасность — есть риск не на шутку заиграться, особенно, если в детстве любил The Sims: можно выбирать пол модели, её возраст, одежду и причёску. 

На самом деле это имеет практический смысл. Дело в том, что свет для мужского, женского и детского портрета ставится по-разному, цвет одежды и причёска тоже важны. Например, иногда важно понять, как поставить источник света, чтобы на волосах появился блик. 


Ещё можно менять позировку, добавлять мебель и простой реквизит / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Когда мы одели и усадили модель, можно приступать к главной задаче — расстановке света. По умолчанию программа создает базовую схему на три источника, но её можно менять на своё усмотрение.

Ненужные световые приборы — удалить, нажав кнопку Delete. Или добавить дополнительные, выбрав подходящий вариант на нижней панели. Чтобы передвинуть что-то в схеме света, нужно просто перетягивать этот предмет мышкой — в этом плане интерфейс достаточно интуитивный.

В правом верхнем углу постоянно находится окно, где отображается готовая картинка, которую «снимает» камера на схеме. То есть можно в режиме реального времени наблюдать, как меняется фото в зависимости от того, как вы переставляете осветительные приборы.

На схеме выше у нас три источника: рисующий с портретной тарелкой, заполняющий с большим октобоксом и контровый в простом рефлекторе. Если, например, нам нужно заменить модификатор, щёлкаем по нему, и появляется ряд пиктограмм. С их помощью его можно не только заменить, но и поднять выше или опустить ниже, прибавить или снизить мощность, заменить тип лампы (например, импульсный на постоянный или наоборот).


Если нужен софтбокс или другой модификатор, щёлкаем сюда. Открывается меню с разными насадками / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Ещё одна удобная фишка, которая будет очень полезна для начинающих — настройки камеры. Превью в правом верхнем углу не просто показывает, как меняется свет в зависимости от положения ламп — у виртуальной камеры есть все настройки. Можно открыть или закрыть диафрагму, изменить значение ISO, зум объектива и другие параметры. Также можно выбрать конкретную модель камеры, на которую вы снимаете (может быть, последних новинок ещё нет, но многие представлены).


Блок с настройками фотоаппарата / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Мы настоятельно рекомендуем этим пользоваться: ставить свою модель, свой объектив и крутить настройки. Это полезно и для правильного составления схемы, и просто чтобы учиться, постепенно понимать, как всё работает.

Ещё одна функция, которую стоит взять на вооружение — возможность экспортировать PDF-шпаргалку со схемой света, настройками камеры и всех источников, ориентировочным результатом. Это очень полезно для новичка, который впервые пришёл в студию. Если ты не до конца умеешь ставить оборудование, а рядом ещё модель переминается с ноги на ногу, легко растеряться, а виртуальная студия ненужный стресс предотвратит.


По шпаргалке, сделанной дома в спокойной атмосфере, можно легко поставить даже сложную схему света / Иллюстрация: Алиса Смирнова


Другие виртуальные студии

Есть и другие помощники, которые помогают рисовать и запоминать схемы света. Например, очень популярный редактор Lighting Diagrams. Это совершенно классический (хотя и более простой, чем показанный выше) инструмент. Он также позволяет расставлять по схеме готовые осветительные приборы и рисовать шпаргалки.


Редактор очень популярный. Если вы интересовались съёмкой портретов, точно его видели / Фото: domestika.org

Но у Lighting Diagrams два минуса. Первый — здесь нет 3D-визуализации, и посмотреть, как ваш свет ляжет на модель, не получится. Это вариант для более продвинутых пользователей, которые примерно представляют, как будет выглядеть картинка. 

Второй минус — здесь только одна проекция. То есть на виртуальную студию мы можем смотреть только сверху, и если важно указать высоту, на которой находится лампа, придётся дописывать это от руки на полях. По сути это тот же блокнот, в котором вы можете набросать схему света, но с набором готовых шаблонов типа «софтбокс», «импульс», «портретная тарелка». Иногда и это бывает полезно.

Ещё есть Sylights, «share your lights» (пер. «поделитесь своим светом»). Сервис, очень похожий на Lighting Diagrams, с близким функционалом. 

И Zvork — простая виртуальная студия с 3D-визуализацией. Это бесплатный онлайн-инструмент, что делает его доступным для широкого круга пользователей. Он похож на set.a.light, о котором шла речь выше, но существенно проще, для базовых задач.


Рабочее поле Zvork: схема света слева и отображение готовой фотографии справа, а внизу настройки источников света / Иллюстрация: zvork.fr


Как переносить схемы света в реальную жизнь

У работы в виртуальных студиях есть один подводный камень. Полагаться на результат, который вы получаете в них, на 100% всё же нельзя. Как только мы попадаем в студию реальную, там появляются реальные проблемы и условия, которые не всегда можно предугадать или сымитировать.

Например, размер зала и цвет стен. Если помещение маленькое, а стены светлые, часть света будет неизбежно переотражаться от них, и заполняющего света в вашей схеме внезапно окажется больше, чем вы планировали.

Несколько важных нюансов, которые нужно учитывать при переносе схем из виртуальных студий в реальность:

  • всегда уточняйте в конкретных студиях, что из оборудования у них в наличии. Очень часто в небольших бюджетных залах встречаются варианты, когда есть два источника постоянного света и больше ничего, а вы уже нарисовали красивую схему на три импульса. Также может оказаться, что на месте нет стрипбокса или портретной тарелки — тут придётся либо искать другую студию, либо нести своё оборудование, либо упрощать схему;
  • размер модификаторов — это очень важно. Если вы рисовали схему с большим октобоксом на 120 см с сотами, не стоит заменять его на маленький в 50 см — свет будет очень отличаться;
  • чем меньше помещение, тем более простую схему лучше использовать. Особенно если работаете с импульсным светом. Постоянники не такие мощные и дадут меньше «световой каши»;
  • если готовите схему света для неопытной модели или ребёнка, используйте более простые варианты, поскольку из сложных легко «вывалиться»;
  • естественный свет окон, если они есть в студии, также необходимо учитывать в схеме. Конечно, вместо окна можно ставить большой октобокс, но лучший вариант — если вы строили схему без окна, избавиться от естественного света и в реальности. Например, опустить шторы или выбрать для работы вечернее время, когда засветка минимальна.

Напишите нам