Фотофон — незаменимый инструмент каждой фотостудии, домашней или коммерческой. От портретов до каталогов одежды, от рекламной фотографии до онлайн-трансляций — правильно подобранный фон позволит грамотно выделить объект съёмки и задать нужную атмосферу.
На выбор фона влияет множество факторов: что вы снимаете, в каком помещении и как часто. Цвет фона, его размер, система крепления — всё имеет значение. Сегодня разберёмся, как правильно подобрать фотофон.
Перед тем как выбирать сам фон нужно ознакомиться с различными способами его установки и крепления — разные виды подходят для разных помещений и стилей съёмки. Определившись с подходящим креплением проще будет выбрать необходимый тип фона.
Разборные системы бывают двух видов:
Ворота выдерживают бóльшую нагрузку и подходят для любых типов фонов, но чаще всего их используют с тканевыми фонами.
Они бывают разной ширины — до 4 метров, так что подходят практически для любых задач, в том числе групповых портретов.
Т-образная стойка Raylab BT2 поднимается на высоту до 2 метров и подходит для фонов шириной до 1,4 метра.
Т-образные стойки выдерживают лёгкие пластиковые и бумажные фоны (в виде листа, а не рулона), также на неё можно подвесить складной фон на пружине.
Они более узкие (до 2 метров), чем ворота, и подходят для съёмки одного человека, одежды и различных предметов.
Несмотря на то, что и ворота, и Т-образные стойки разборные системы крепления, не стоит рассчитывать на них, как на вариант «собрать на фотосессию — разобрать — снова собрать». Процесс сборки не слишком быстрый, а в случае с воротами ещё и трудозатратный, поэтому вы вряд ли будете каждый раз снимать фон и складывать стойку для хранения. Если вы ищите фон для домашней студии, учтите что для такой системы вам нужно более-менее постоянное свободное место.
Небольшую Т-образную стойку можно поставить в уголок, а вот ворота в любом случае отнимут несколько метров свободного пространства. Компромиссный вариант — ворота с телескопической перекладиной. Их можно быстро «сузить» до минимального размера, ножки сложить и прислонить к стене.
Плюсы разборных систем (ворота и Т-образные):
Минусы:
Итого: разборные системы крепления подходят под фоны для любых жанров фотосъёмки — портретов, предметки и т.п. К ним можно прикрепить любые типы фонов, кроме фонов в рулонах.
Разборные системы подходят для большинства типов помещений, однако для ворот без телескопической перекладины нужно заранее измерить ширину комнаты: она должна равняться ширине перекладине + 1,5 метра для ножек.
Чаще всего в фотостудиях вы увидите именно такие системы — они крепятся на стену или потолок, а на них устанавливаются бумажные или виниловые фоны в рулоне.
Настенная система крепления для трёх фонов. Фотография: satu.kz
Несмотря на страшное название, настенная система крепления — удобный вариант и для домашних студий. Вы можете опустить фон, когда он вам нужен, и поднять обратно, когда съемка закончена. Таким образом фон практически не будет отнимать место в помещении, и при этом всегда готов для съёмки. Единственная сложность: найти свободную стену без полок и шкафов и грамотно установить держатели.
Настенная система крепления подходит для бумажных и виниловых фонов в рулонах. Фотография: satu.kz
Обычно такие системы позволяют крепить сразу несколько фонов и выбирать нужный для конкретной фотосессии, что намного удобнее, чем снимать и одевать фоны с тех же ворот.
Плюсы стационарных систем:
Минусы:
Итого: стационарные системы крепления подходят под фоны для всех жанров фото и видеосъёмки. Они отлично работают со всеми материалами фонов, кроме тканевых.
Стационарные системы подходят для помещений, которые планируются в качестве долговременного места для съёмки.
Складной фон — самый простой и быстрый, но наименее функциональный вариант.
Складные фоны бывают двух видов:
Складной фон на пружине подойдёт для портретов по плечи/пояс. Фотография: t2.gstatic.com
Фон на пружине, типа Raylab RL-BC06 можно установить практически вплотную к стене.
Плюсы складных фонов (на пружине и выдвижных):
Минусы:
Итого: Складной фон подойдёт для портретов по плечи/пояс, для съёмки видеоблогов и онлайн каталогов одежды. Это максимально быстрое и простое решение для любых помещений, но из-за ограничений по размерам оно не будет универсальным для всех типов съёмки.
Определившись с подходящей системой крепления можно перейти к выбору типу фотофона. Выбор материала для фона зависит от стиля вашей работы, ваших личных предпочтений и от системы крепления, которые мы разобрали выше.
Бумажные фоны бывают любых цветов и оттенков.
Популярный материал, в том числе в коммерческих фотостудиях, так как хорошо подходит для работы «на поток». Бумажный фон дешёвый и по-сути одноразовый: отматываете нужную длину (в том числе закрывая пол для бесшовного рисунка, и спокойно ходите по нему ногами), а потом просто отрываете ту часть, которая потеряла «товарный вид». Для следующей фотосъёмки можно отмотать новый кусок. Поэтому бумажные фоны чаще всего продаются в больших рулонах по 10-15 метров. Можно подойти и более экономно, но будьте готовы, что бумага легко мнётся и пачкается.
Бумажные фоны позволяют легко получать бесшовный рисунок.
Плюсы бумажных фонов:
Минусы:
Итого: Бумажные фоны подойдут и для портретов, и для предметки, благодаря лёгкому получению бесшовного рисунка. Хороши для частой съёмки «на поток». Их легко сматывать с помощью системы подъёма фона, поэтому они подойдут практически для любого помещения.
Другая популярная опция. Обычно они делаются из плотного хлопка — муслина.
Муслин — материал прочный и небликующий, но большие фоны (от 3 метров) весьма тяжёлые и вешать их бывает не очень удобно.
С разнообразием цветов дело обстоит также хуже, чем у бумажных фонов, зато вы сможете найти всевозможные уникальные узоры в стиле тай-дай для художественных портретов.
Муслиновый фон с разводами в стиле тай-дай. Фотография: phonoteka.org
Но есть и неочевидные плюсы тканевых фонов: им можно задрапировать стену или мебель, и вообще обойтись без специальной системы крепления.
Плюсы фонов из муслина:
Минусы:
Тканевые фоны ощутимо мнутся, но в этом есть некоторое очарование, которое можно креативно обыграть. Фотография: phonoteka.org
Итого: Тканевые фоны — отличный вариант для портретов и различной художественной съёмки. Для предметки более универсальным всё же будет бумажный фон.
Тканевые фоны лучше подойдут, если у вас есть отдельное помещение для фотосъёмки, то есть вам не нужно постоянно убирать и снова устанавливать фон. С другой стороны, тканевый фон проще остальных использовать для выездной съёмки (возможно после этого фон нужно будет погладить).
Винил — гибкий пластик. Фоны из него имеют мелкоточечную текстурную поверхность с антибликовыми свойствами с одной стороны и гладкую бликующую сторону с другой.
Фоны из винила часто используются в больших фотостудиях — они крепче бумаги, мнутся не так сильно, как тканевые, и легко моются с помощью влажной тряпки.
При этом они тяжелее муслина, хранить их нужно либо в рулоне, либо в развёрнутом виде. И уж если вы его помнёте, на нём могут образоваться заломы, от которых будет сложно избавиться.
Разнообразие цветов меньше, чем для бумажных фонов, зато можно найти фоны с уникальными паттернами (например, в стиле кирпича, дерева и т.п.).
Виниловые фоны могут иметь самые разные паттерны и рисунки. Фотография: foxbackdrop.com
Плюсы фонов из винила:
Минусы:
Итого: Винил подойдёт и для портретов, и для предметки, и для различных задач в видео. Они хороши для фотографов и видеографов, которые часто и много снимают в студии, а вот для выездной съёмки лучше взять тканевый фон. Виниловые фоны подойдут для любого помещения, в котором можно установить стационарную настенную систему крепления.
Выбор цвета фона — вопрос сугубо индивидуальный.
Нейтральные цвета (белый, серый и черный) более универсальны и хорошо подходят для самых разных предметов. Более яркие цвета и оттенки помогут добавить вашим фотографиям энергии и индивидуальности.
Конечно, всё зависит от вашего стиля и задач. Для каталога лучше использовать один из базовых цветов — белый или светло-серый.
Для съёмки одежды пригодится два фона — один нейтральный светлый (например, светло-серый или бежевый), а второй более насыщенный и яркий, чтобы в зависимости от цвета предмета гардероба выбирать контрастный задний план.
Для портретов можно использовать самые разные цвета в зависимости от атмосферы и настроения снимка. Можно экспериментировать с текстурными, гранджевыми и тай-дай фонами.
Отдельно стоит упомянуть хромакей — фон для создания специальных эффектов в видео. Они бывают зелёного и синего цветов — так максимально просто отделить человека от фона в процессе постобработки.
Raylab RF-12 — складной муслиновый хромакей с синей и зелёной поверхностью.
Хромакей можно использовать для онлайн-трансляций (некоторые программы умеют автоматически заменять фон при наличии хромакея) и для фотографий (зелёный фон легко вырезать в Фотошопе и заменить на любой другой). Хромакеи можно найти в самых различных вариациях: от компактных складных фонов для домашних блогов до больших тканевых фонов для съёмки во весь рост.
Размер фона зависит от ваших задач, размера помещения и крепления, которое вы используете.
В случае рулонных фонов высота фона ограничивается только высотой крепления, поэтому при ширине в районе 2 метров их можно использовать и для портретов в полный рост.
Выбор фона для студии — дело индивидуальное, всё зависит от ваших задач и возможностей помещения для съёмки. Вот несколько наиболее распространённых сценариев:
- Если у вас есть постоянное место для работы и вы снимаете много и часто, мы рекомендуем использовать настенную стационарную систему крепления, типа Raylab BS-S3, и набор бумажных фонов (один базовый цвет, другие на ваш вкус).
- Портретным фотографам, работающим в домашней студии, но не имеющим возможности установить стационарную систему, мы можем посоветовать ворота с телескопической перекладиной и муслиновый фон.
- Если фон нужен вам время от времени и вы не снимаете портретов в полный рост, можно приобрести Т-образную стойку и небольшой фон на пружине. Такой вариант также подойдёт для выездной фотографии.