Выстраиваем композицию в фотографии: золотое сечение и правило третей


Фотография: brentmailphotography.com

Что отличает фотографию новичка от профессионала? Свет? Сочетания цветов? Грамотная композиция!

Композиция — важнейший аспект фотографии, правила хорошей композиции можно и нужно использовать для создания визуально привлекательных и интересных кадров. 

Если максимально упрощать, композиция — это то, как расположены разные объекты в кадре. Даже самая минималистичная фотография самых обыденных вещей может выглядеть впечатляюще только за счёт правильной композиции.

Есть множество композиционных приёмов, но большинство из них так или иначе связано с двумя базовыми правилами, которые фотография почерпнула из живописи, а живопись, в свою очередь, из мира природы. Эти два приёма (или, если угодно, закона): золотое сечение и правило третей.

Золотое сечение в фотографии


Фотография: Youtube-канал Reg Does Stuff

У золотого сечения долгая история: первое его упоминание в геометрии можно найти ещё в «Началах» Евклида, а настоящую популярность в качестве художественного приёма «божественная пропорция» (другое популярное название этого правила) обрела в эпоху Возрождения.

Золотое сечение основано на математической пропорции, которую можно найти во многих природных и искусственно созданных объектах. Суть пропорции такова: большая часть относится к меньшей части так же, как целое к большей части. Выраженное математически отношение составляет 1,618: то есть у прямоугольника построенного по золотому сечению меньшая сторона будет равна 1, а большая 1,618. В процентном отношении большая часть — 62%, а меньшая — 38%.

Часто для выражения принципа золотого сечения используют такую визуальную схему:


Знаменитая спираль «золотого сечения» получается следующим образом: в прямоугольнике выделяем квадрат, оставшаяся часть представляет собой прямоугольник. Далее этот меньший прямоугольник снова делим на квадрат и прямоугольник. И так далее. Размеры квадратов соответствуют последовательности цифр Фибоначчи, основанной на золотом сечении. Изображение: en.wikipedia.org

Такое соотношение можно увидеть в спиральных узорах морских раковин, расположении листьев на стеблях растений, пропорциях многих архитектурных и художественных произведений на протяжении всей человеческой истории и даже в человеческом теле (недаром многие античные статуи основаны именно на этом правиле).


Фотография: Ansel Adams / photographyhero.com

Как же применить этот «завиток» к фотографии? Для этого чаще всего пользуются упрощённым вариантом, в котором кадр делится на девять частей, пересечения которых выражают всё ту же «божественную пропорцию»:


Изображение: lifehacker.ru

Мысленно поместите линии выше на видоискатель вашей камеры, а затем расположите объекты съёмки или точки интереса на этих линиях и их пересечениях. Вуаля, ваша фотография автоматически становится приятной глазу, независимо от культурного бэкграунда и насмотренности вашего зрителя. 


Фотография: phototraces.com


Фотография: progradedigital.com

Но давайте признаемся честно: точно использовать именно такую пропорцию не самое простое занятие, поэтому для нашего удобства существует другой композиционный приём — правило третей.

Правило третей в фотографии

Главное отличие между этими приёмами — соотношение сторон. Золотое сечение делит прямоугольник на несколько неравных частей, а правило третей на три равных части по вертикали и три равных части по горизонтали. Просто, удобно, а главное эффективно! А ещё сетку, основанную на правиле третей, можно включить в любой современной камере — на заднем дисплее или в электронном видоискателе. 


Красным выделены лучшие места для расположения точек интереса. Фотография: photutorial.com

Вам остаётся расположить ключевые элементы вашей фотографии на этих линиях или их пересечениях. Человеческий глаз естественным образом притягивается к точкам интереса, и, размещая эти точки на пересечениях сетки, итоговая картинка будет выглядеть хорошо сбалансированной и визуально приятной.

Делая пейзажный снимок, вы можете расположить горизонт по одной из горизонтальных линий, а деревья или другие объекты по вертикальным. Примеры использования правила третей в пейзажной фотографии:


Жёлтым выделена линия горизонта. Фотография: photographyproject.uk


Горизонт расположен в нижней горизонтальной трети, а здание находится на пересечении горизонтальной и вертикальной линии. Фотография: fujifilm.blog

Снимая портрет, расположите человека на одной из вертикальных линий, оставляя место между краем фотографии и его головой. Другие 2/3 можно оставить незаполненными или, к примеру, добавить туда объект на заднем плане. Также, если человек смотрит не в объектив, а вбок, оставляйте больше места с той стороны, куда он смотрит. А когда делаете «хэдшот» — расположите глаза модели на пересечении линий.


Портрет с пространством. Фотография: mastinlabs.com


«Хэдшот» в портретной ориентации. Фотография: photutorial.com 

Исключения и другие приёмы композиции

Важно отметить, что и золотое сечение, и правило третей — это лишь рекомендация, а не жёсткое правило без исключений. Бывают случаи, когда сознательно нарушив правило, вы сможете создать более интересную и динамичную композицию.


«Голландский угол» — приём в кинематографе и фотографии для создания напряжения в кадре, нарушающий стабильность правила третей. Фотография: ArtHouse Studio/pexels.com

Есть и другие композиционные приёмы, «противоречащие» названным выше правилам.

Объект по центру. Само собой разумеющийся и простой способ сконцентрировать внимание на объекте — расположить его по центру. С точки зрения композиции такой кадр может смотреться не очень интересно, но если изображение визуально перегружено множеством отвлекающих деталей, вы поможете зрителю выделить главное.


Фотография: Przemyslaw Kruk / behance.net

Симметрия. Логично располагать центр симметрии посередине, а не на одной из третей. Хорошо подходит для архитектурных фотографий и абстракций.


Фотография: Michael B. Stuart / fstoppers.com

Линейная перспектива. Уходящие вдаль параллельные линии как-будто сближаются — расстояние между ними визуально уменьшается, и в итоге они сходятся в «исчезающей точке» на горизонте. Частный случай линейной перспективы — повторяющиеся элементы, которые находятся друг за другом от переднего плана к заднему. Когда мы используем линейную перспективу в качестве композиционного приёма, нам важнее создаваемое ей ощущение глубины, нежели точное расположение объектов по линиям третей. 


Фотография: Michael B. Stuart / fstoppers.com

Увеличение и уменьшение «веса» объекта в кадре. 

Если правило третей рекомендует расположить горизонт по одной из горизонтальных линий, то для того, чтобы субъективно увеличить размер объекта сдвиньте горизонт к нижней части кадра. 


Фотография: Michael B. Stuart / fstoppers.com

Чтобы наоборот субъективно уменьшить размер объекта — добавьте больше пространства вокруг него.


Фотография: bobbooks.co.uk

Экспериментируйте с различными композициями, чтобы найти наилучший вариант для конкретной ситуации и конкретного объекта. Однако, не стоит забывать, что использование золотого сечения или правила третей — универсальный вариант, который никогда не испортит ваш кадр.

Напишите нам