Зонт или софтбокс — вот в чём вопрос!

Грамотный свет способен творить чудеса, ничуть не хуже Фотошопа! Недавно мы говорили о разных типах освещения — естественном, постоянном и импульсном, а теперь немного поговорим о световых модификаторах. Именно они помогают получать тот самый мягкий рассеянный свет, который вы видите на снимках профессиональных фотографов. Два самых популярных модификатора — зонты и софтбоксы. Какой из них лучше, и что выбрать новичку? Давайте разбираться вместе.

Сравнивать будем по следующим критериям:

• Портативность и простота установки — легко ли передвигать модификатор по месту съемки и брать с собой на выезд. Сколько времени уходит на сборку-установку и насколько это трудозатратный процесс?

• Простота использования — нужны ли специальные знания для правильного использования или всё интуитивно понятно?

• Качество освещения — насколько свет получается мягким и ровным.

• Управление светом — насколько легко управлять освещением (к примеру, направлением и интенсивностью)?

• Ветер — фактор, который редко берут в расчёт, тем не менее, он очень важен при съемке на улице. Какой модификатор лучше справится с ветром и не станет причиной порчи дорогого осветителя?

• Блики и отражения — что будет с бликами от отражающих поверхностей в помещениях и как будут выглядеть блики в глазах модели?

• Цена — думаю, тут все очевидно.


Софтбоксы и зонты: некоторые особенности


Нужно помнить, что и зонты, и софтбоксы бывают разных размеров. В нашем сравнении мы будем исходить из того, что оба модификатора примерно одинакового размера. 

Что касается формы, то по умолчанию мы будем говорить о стандартных прямоугольных софтбоксах (исключения, типа круглых октобоксов, обговорим отедельно). 

Кстати, зонты тоже бывают разными — зонты отражающие (непрозрачные снаружи с отражающим материалом внутри) и просветные (из полупрозрачного материала). 

02.jpg

Зонт на просвет — слева. Отражающий — справа. Фотография: bg.mobizenapkdownload.com


Отражающий зонт вы направляете внутренней отражающей поверхностью на объект и освещаете эту поверхность вспышкой — жесткий свет превращается в мягкое, широкое и ровное освещение.

Для использования просветного зонта вам нужно направить внешнюю часть зонта на объект, «стреляя» вспышкой сквозь зонт. Свет, проходящий через полупрозрачный материал, будет смягчаться. 

Свет от черных/серебристых поверхностей отражающего зонта выходит более контрастным, чем от просветного. Также при съемке «на просвет» освещение контролировать немного легче, чем при использовании отражающего зонта, но, в целом, разница не столь принципиальна. Сегодня мы будем говорить одновременно и о просветных, и об отражающих зонтах.

Портативность и простота установки

При работе в студии никаких особых проблем с передвижением софтбоксов и зонтов у вас возникнуть не должно. Да, огромные софты иногда бывают громоздкими, но в пределах помещения вы всегда справитесь. 


03.jpg

Сложности возникают, когда софтбокс нужно везти с собой на локацию. Если это не миниатюрный софт на вспышку, его нужно сначала сложить для транспортировки, а потом разобрать на месте съемки. И вот тут кроется проблема, потому что разбирать и собирать стандартные (не быстроскладные) софтбоксы — то еще удовольствие. С быстроскладными софтами попроще, но все же зонт всегда выигрывает у софта в портативности и простоте установки. Например, быстроскладной софтбокс Raylab RL-SQ6090 разбирается и складывается за несколько минут, при этом любой зонтик раскладывается за пару секунд.


Простота использования

Софтбокс максимально прост в использовании — наведи и снимай. 

Зонты работают схожим образом, а с просветным зонтом будет даже проще «попасть» в объект съемки, потому что свет от них менее локализованный. 

04.jpg

Фотография (бэкстейдж): Александр Никитин


В плане выставления световой схемы, с софтбоксами, из-за их большей точности, скорее всего, придется повозиться чуть дольше. Зато и общая «живучесть» софта обычно больше — белый материал рассеивателя всегда остается внутри софта, сохраняя свою чистоту (снаружи софт все равно нужно периодически протирать тряпочкой).


Качество света и контроль над ним

При правильном использовании вы получите приятный мягкий свет от обоих модификаторов, но разница в их использовании и подходящих для этого условиях весьма ощутима.

Зонты создают более широкое рассеянное освещение (похожее на естественное освещение на улице). Свет от зонта не локализован, его освещение распространяется по всему помещению, поэтому изменять его направление по своему желанию не получится. Софтбоксы же создают управляемое прямое освещение, которое больше похоже на свет от окна. Управлять направлением света с софтбоксом намного проще. Вы также можете немного «растушевать» освещение, направив софтбокс немного в сторону от объекта. С зонтом такой приём не работает.

В комнате с белыми потолками и стенами зонт будет создавать максимально мягкий свет, отражаясь от всех доступных поверхностей. 

А вот в помещении с цветными стенами и потолком лучше выбрать софтбокс. С ним в освещении не будет дополнительных оттенков, потому что свет падает прямо на объект.

05.jpeg

Фотография: CarlosAlcazar/pixabay.com


Это важное отличие, которое может кардинально изменить картинку. В случае с цветными стенами в свет, «отскакивающий» от стен, примешиваются оттенки, что может быть заметно на фотографии. Таким образом, софтбоксы обеспечивают гораздо более точное управление светом. А вот при съемке на открытом воздухе или в очень просторном помещении это различие уже не будет заметно.


Ветер 

Любой, кто снимал на улице, знает, сколько проблем может создать ветер. Например, опрокинуть осветитель. Зонт тут явно проигрывает —вероятность того, что у вас сдует софтбокс, гораздо меньше.

Также ветер вряд ли сможет повернуть вашу стойку с осветителем и прикрепленным софтом, а вот зонт работает как парус, поворачивая стойку со вспышкой, туда, куда не надо.

Но не надо думать, что софтбокс — это панацея, особенно в сильный ветер... привет всем жителям Петербурга!


Блики и отражения

В помещениях с большими окнами и витринами (например, в музее), зонт может создавать мощные отражения. Софтбокс же всегда можно направить немного в сторону, чтобы избавиться от отражения.

Что касается бликов в глазах модели, то здесь выигрывают зонты — круглые блики от зонта выглядят более естественными, чем прямоугольные блики от софтов. Это не касается октобоксов (круглых софтов), которые также создают приятные округлые блики.


Цена

Зонты здесь однозначно выигрывают. К примеру, просветный зонт Raylab SU-01 100см на момент написания статьи стоит 930 рублей, а быстрораскладной софтбокс 60 на 90 — 5 250 рублей. Обычный софтбокс будет стоить чуть дешевле, но всё равно разница с зонтом остается ощутимой.


Итоги: зонт или софтбокс

06.jpg

Фотография (бэкстейдж): Александр Никитин


Как всегда, всё зависит от ваших задач и возможностей.

Если вам не нужно точно направлять свет и вы работаете в помещении с белыми стенами/потолком — возьмите зонт. Он создаст очень мягкое равномерное освещение со всех сторон. Это бюджетный, очень удобный и портативный вариант. 

Если вам нужно больше контроля над светом, лучше выбрать софтбокс. Это также более универсальный выбор для разных типов помещений, независимо от цвета стен и наличия отражающих поверхностей. 

Для съемки на улице у зонтов и софтов есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, зонты более портативные и простые в установке. Но в ветренную погоду зонт намного менее удобен, чем софтбокс: шанс, что осветитель упадёт вместе с зонтиком намного выше.

Что бы вы ни выбрали, при правильном использовании свет станет мягче и ровнее, а фотографии красивее. Помните, чем ближе осветитель с модификатором к модели — тем более приятный свет вы получите. Дерзайте!



Напишите нам