7 схем света с тремя источниками света

Схемы света с тремя источниками наиболее универсальны. С одной стороны, трёх источников вполне достаточно для большинства студийных съёмок: с ними можно выстроить и мягкий свет для женского портрета, и залить всё помещение светом для семейной съёмки с маленькими детьми, и создать интересный выраженный свет для творческой или фэшн-съёмки. С другой стороны, три источника — это не так много, чтобы запутаться.


Три источника — золотая середина. Даёт свободу рукам, но не перегружает голову / Фото: weedit.photos

Классическая портретная схема света

Начнём с самой классической студийной схемы, которая позволит снять портрет с хорошим объёмом и выраженным светотеневым рисунком. В качестве источников света выступают студийные моноблоки — например, Raylab Axio III RX-400.


Схема света: вид сверху и то, как этот свет ляжет на модель / Иллюстрация: Алиса Смирнова.

Рисующий свет (1) выставляется первым и настраивается так, чтобы освещённая им сторона лица была правильно экспонирована, без пересвета и недосвета. В качестве модификатора на этой вспышке используется октобокс или софтбокс средних размеров (например, октобокс Raylab RL-SQ95 или Raylab SPG6060). Стоит учесть, что чем меньше софтбокс и чем дальше он он объекта, тем более жёстким будет свет.

Заполняющий свет устанавливается симметрично и подсвечивает противоположную сторону лица. Для него можно выбрать софтбокс такого же размера или немного больше. Мощность вспышки для заполняющего света обычно в два раза меньше, чем у рисующего.

И последний источник — контровый свет. В данном случае это вспышка с обычным рефлектором, дающим направленный и довольно жёсткий свет.

Схема для бьюти-съемки в высоком ключе

Эта схема позволит получить светлые снимки с выраженным объёмом и очень мягкими тенями на абсолютно белом фоне. Для неё понадобятся три студийные вспышки с разными модификаторами.


Схема хорошо подходит для крупных портретов с ярким макияжем / Иллюстрация: Алиса Смирнова.

Первым делом в этой схеме стоит настроить вспышку (3). В качестве модификатора на ней используется софтбокс, который играет роль одновременно и контрового света, и фона. Софтбокс должен быть достаточно большим (например, Raylab RL-SQ80120 размером 80х120 см), а модель должна стоять к нему как можно ближе. Мощность вспышки выбирается таким образом, чтобы фон стал практически белым, но при этом не был слишком ярким (при слишком большой мощности можно получить некрасивые ореолы и пересвеченные области вокруг модели).

Следующим настраивается вспышка (1) с портретной тарелкой, которая установлена прямо перед моделью и светит на неё сверху под углом около 45 градусов. Тут всё просто: мощность выбирается такая, чтобы модель была правильно экспонирована.

И в последнюю очередь настраиваем вспышку (2), на которой стоит стрипбокс средних размеров. Он тоже расположен прямо перед моделью и светит на неё снизу, заполняя тени и смягчая их. Главное, что стоит учесть при настройке этого источника — тени на шее и под скулами модели должны остаться, а вот насколько сильно их смягчать, фотограф (или заказчик) выбирает на свой вкус


Слева направо: нижний источник выключен (глубокие тени), нижний источник настроен хорошо (мягкие тени), нижний источник слишком мощный (тени исчезли, свет странный и плоский) / Иллюстрация: Алиса Смирнова.

Схема для каталожной съёмки на циклораме

Эта схема очень похожа на предыдущую, но снимать с ней можно не только крупные статичные портреты, но и движущихся людей во весь рост. В качестве белого фона используется циклорама, освещённая двумя стрипбоксами (2) и (3). Устанавливаются они симметрично чуть позади модели и свет от них попадает и на модель, и на фон. Чтобы равномерно осветить человека с голову до ног, стоит выбрать стрипбоксы побольше (например, Raylab SPG40180 высотой 180 см).


На циклораме необязательно стоять на месте — можно активно позировать, кружиться, пройтись вперёд и назад и даже подпрыгнуть / Иллюстрация: Алиса Смирнова.

Спереди модель освещена таким же стрипбоксом, но можно использовать и другие насадки. Главное, чтобы они были достаточно большими и давали равномерный свет. Например, это могут быть октобокс или большой зонт с рассеивающей тканью.

Источники света при этом могут быть как импульсными (студийные вспышки), так и постоянными (например, Raylab RL-200). Тут всё зависит от задач. Вспышки позволяют снимать на более закрытых диафрагмах и получать большую глубину резкости (а при необходимости и «заморозить» движение, поймав человека в прыжке или с эффектно развевающимися волосами). А постоянный свет подойдёт тем, кто хочет снимать не только фото, но и видео (например, интернет-магазины часто используют и то, и другое). 

Схема с портретной тарелкой и отражателем для портретов в низком ключе

Эта схема подойдёт для выразительных портретов в низком ключе, которые будут особенно хорошо смотреться в чёрно-белом виде. А благодаря использованию сот, снимать можно на абсолютно любом фоне — даже светлая стена или белая циклорама будут тёмными при правильных настройках. Главное, чтобы в студии не было лишнего света. Например, помещение с панорамными окнами, за которыми ярко светит солнце, вряд ли подойдёт для такой съёмки. Но и абсолютно тёмное помещение без света тоже не нужно, неяркий искусственный свет не помешает снимать.


Позади модели белый фон, но на фото он практически чёрный / Иллюстрация: Алиса Смирнова.

Итак, о настройках. Первым делом нужно сделать так, чтобы без источников света кадр был практически чёрным. Для этого на камере нужно установить минимальное значение ISO, выдержку в пределах 1/100-1/150, и диафрагму закрыть до F8 — F16. Если на фотографии ничего не видно, можно начинать добавлять свет.

Первый источник (рисующий свет) — студийный моноблок, на котором установлена портретная тарелка. Чтобы свет падал только на модель и не засвечивал фон, портретная тарелка используется с сотами. Для контрового света (2) используется такой же моноблок, а в качестве насадки — рефлектор с сотами. И в качестве третьего источника используется отражатель, который слегка подсвечивает лицо модели и делает тени немного мягче. Отражателя хватит небольшого, 60 см в диаметре. Например, Raylab RF-05. У него несколько вариантов отражающей поверхности, и можно выбирать, какую использовать: серебристая поверхность даст больше света и сильней смягчит тени, а белая позволит оставить тени достаточно густыми.

Портрет на цветном фоне с тремя источниками

При этой световой схеме фон тоже может быть чёрным, но это не обязательно. Хорошо будет смотреться серый, синий, тёмно-коричневый или любой другой насыщенный оттенок. 


В этой схеме светим и на модель, и на фон / Иллюстрация: Алиса Смирнова.

Основной свет на модель идёт от вспышки (1), которая находится прямо над ней и слегка наклонена в сторону лица модели. Для установки вспышки в таком положении понадобится журавль. На вспышку устанавливается большой октобокс с сотами. Контровый свет (2) — вспышка с рефлектором. Такая же вспышка (3) устанавливается позади модели и создаёт световой акцент за её головой. При желании к рефлектору третьей вспышки можно добавить соты, это сделает фоновый свет более направленным, а световое пятно — более контрастным.


Фоновый источник света без сот (справа) и с сотами (слева) / Иллюстрация: Алиса Смирнова.

Схема с цветным светом для видеоблогера

Тем, кто профессионально занимается созданием видеоконтента, тоже важен хороший свет. Видеоблогеры, стримеры, ведущие образовательных курсов — всем им важно хорошо выглядеть в кадре и снимать видео, которое будет выглядеть качественно и профессионально. Для видеосъёмки используются источники постоянного света, которые в наше время чаще всего бывают светодиодными.


Хотите выглядеть профессионально, записывая видеообзор? Добавьте свет и не забудьте поставить камеру на штатив / Иллюстрация: Алиса Смирнова.

Передний свет (1) — белый. Лучше всего использовать специально предназначенные для видеосъёмки LED-панели, такие как Raylab RL-50. Это светодиодная панель с высоким индексом цветопередачи (CRI ≥ 95) и плавной регулировкой яркости, способная работать и от сети, и от аккумулятора. 

Сзади установлены два цветных светодиодных источника. Лампа (2) с синим светом стоит за спиной героя параллельно фону и выполняет сразу две функции: подсвечивает правую часть фона и создаёт интересное контровое освещение. Лампа (3) настроена на красный цвет и направлена в сторону фона. На роль этих двух ламп прекрасно подойдут Raylab RL-LED09RGB. Оттенок у них настраивается, так что можно менять цвет подсветки фона на свой вкус. А если цветной вариант надоест и захочется чего-то более классического, их можно переключить на обычный белый свет.


Напишите нам