Есть много вариантов, как сделать фотографию более интересной и притягательной. Один из них — использование дым-машины. В кино, например, дым часто применяют, чтобы добавить кадру объёма и подчеркнуть свет.
О том, как фотографировать с дым-машиной, чтобы дым улучшал кадр, а не портил его, читайте в этом материале.

Съёмка с дым-машиной на обычной белой циклораме / Фото: Алиса Смирнова
В этой статье:
Дым-машины, несмотря на название, выпускают пар, а не дым. Как правило, в устройствах применяют жидкости на основе глицерина. С одной стороны, это хорошо — пар неедкий, не имеет сильного запаха, в нём достаточно комфортно дышать фотографу и модели.
С другой стороны, пар — штука влажная, и при подготовке к съёмке это важно учитывать. Модели стоит использовать в макияже водостойкую косметику, а для укладки волос — средства сильной фиксации. Поскольку если активно запускать дым-машину, уже через час влажность в помещении будет как на прогулке в густом тумане.
Успех фотосессии с дымом на 80% зависит от того, как вы будете работать со светом. Неправильный выбор источника и его направления сделает кадр невнятным, пустым и скучным.
Удобнее всего использовать источники постоянного света. Дело в том, что с дымом проще работать, когда свет видно сразу — что невозможно при использовании вспышек.
Также очень важно грамотно располагать лампы, героя кадра, себя и дым-машину относительно друг друга. Ключевое правило: чтобы дым не стал главным героем кадра, он должен быть преимущественно за моделью. Иными словами, она может буквально купаться в облаке, но облака между лицом и камерой быть не должно.

Дым перед камерой, ещё и подсвеченный спереди — это плохая идея / Фото: Алиса Смирнова
На этой картинке мы видим две проблемы. Во-первых, дым полностью скрыл модель. Во-вторых, на него спереди летит некоторое количество мягкого света, и это самый плохой вариант работы со светом, который можно придумать для съёмки с парогенератором.
Подробнее о типах света читайте в этом материале. А если коротко, фронтального света стоит избегать, отдавая предпочтение боковому контровому. Контровый — вообще абсолютный мастхэв для любых «дымных» фотосетов: пар на просвет выглядит гораздо лучше и интереснее, чем освещённый спереди.
Если вы всё же хотите подсветить модель спереди, чтобы получить более гармоничный светотеневой рисунок на лице, важны две вещи:
Такую схему мы подробно описывали в этом материале, поскольку при работе в низком ключе на тёмных фонах свет ставится аналогично.
Помните, что дыму нужно время на то, чтобы рассеяться. Чем дольше работает дым-машина, тем больше в воздухе будет взвеси, а она имеет свойство хорошо рассеивать свет. Так что если вы раз десять запустите дым-машину, свет станет ощутимо более мягким, чем в начале съёмки — особенно это актуально для небольшого зала.
По этой же причине для съёмок с дымом предпочтительны насадки, которые дают резкий выраженный свет, а не мягкий и рассеянный. Взвесь будет неизбежно смягчать свет, поэтому софтбоксы ни к чему, а вот простые рефлекторы, тубусы, стрипбоксы с сотами и портретные тарелки с сотами — отличный вариант.
У дым-машины в кадре может быть три задачи. Первая — создавать именно клубы дыма на заднем плане: чёткие, хорошо различимые. Они уместны в разного рода художественных фотосессиях.

Когда хочется, чтобы пар в кадре выглядел как дым. Ну, или как облака / Фото: Алиса Смирнова
Если хотите получить подобный эффект, нужно располагать дым-машину как можно ближе к модели и начинать съёмку сразу после того, как вы добавили дым — можно прямо во время работы парогенератора. Важно ухватить момент, когда у клубов ещё есть структура и они не начали рассеиваться.
Если клубы нужны достаточно высоко, на уровне лица модели, парогенератор можно закрепить на стойке или работать в паре с ассистентом, который будет держать его на нужной высоте. Когда дым-машина стоит рядом с моделью на полу, к тому моменту, как пар поднимается к лицу, он уже успевает немного рассеяться.
Часто при съёмке варианта с выраженными клубами используются цветные фильтры для света, что позволяет превратить нейтральный блёклый дым в необычный художественный.

С цветным фильтром дым можно сделать любым: красным, зелёным, синим — в зависимости от того, что уместно при конкретной художественной задумке / Фото: essentialphoto.co.uk
Также вариант с клубами дыма часто используется в предметной фотографии, когда нужно добавить пар над аппетитными горячими блюдами. Работать с реальным паром сложно, поэтому для этих целей часто берут маленькие маломощные парогенераторы, а в самом низкобюджетном производстве — обычные вейпы.

Маленькая дым-машинка для эффекта парящего льда / Фото: petapixel.com
Также дым-машину можно использовать для создания эффектных лучей света в кадре. Чтобы всё получилось, поток света должен проходить сквозь какое-либо препятствие: окно, щель или нечто подобное. Удобно, например, использовать маски гобо — специальные трафареты, которые устанавливаются в крепление перед источником света, придавая потоку интересные очертания.

Постоянный свет, парогенератор и маска гобо в форме окна с крестовиной. Если проецировать на поверхность, результат выглядит как на фото справа / Фото: Алиса Смирнова
Помимо этого, интересные лучи можно получить при использовании выраженного контрового света. Но тогда в качестве препятствия для потока будет выступать сама модель: её руки, одежда и волосы.

Полупрозрачные ткани очень эффектно выглядят в жёстком контровом свете / Фото: Алиса Смирнова
Для получения выразительных лучей при использовании дым-машины важно дать пару немного рассеяться, равномерно распределиться в пространстве. Пока в воздухе видны очерченные клубы, они будут портить чёткость лучей.

Снимок сразу после пуска машины и через 2-3 минуты. На втором кадре дымка рассеивает свет настолько хорошо, что луч способен полностью скрыть левую руку модели / Фото: Алиса Смирнова
Кстати, лайфхак с использованием дым-машины для создания выраженных лучей света широко используется не только в портретной фотографии. Для пейзажей искусственный туман полезен не меньше — единственное, вам понадобится мощный парогенератор на батарейках или доступный на улице источник электричества.

Утренний туман можно ловить по-честному. Но если вставать в четыре утра не хочется, попробуйте сымитировать / Фото: petapixel.com
И третий вариант — когда дым нужен, чтобы подчеркнуть глубину пространства и создать объём в кадре.
Это совсем лёгкая дымка, которая уже почти незаметна глазу зрителя, но тем не менее отлично разделяет передний и задний планы, создаёт эффект глубины пространства в кадре. Часто этим приёмом пользуются при съёмке кино: в этом случае важно, чтобы на фоне был какой-нибудь свет, и необязательно направленный прямо в камеру.

Подобного эффекта можно добиться, используя дым-машину / кадр из фильма «Чёрный лебедь», 2010