Подбор оборудования для фотосъёмки — непростая задача, особенно если решить её предстоит не профессиональному фотографу, а любителю. Например, владельцу шоурума, которому нужно регулярно снимать модели одежды. Многие производители предлагают уже готовые наборы света и других устройств, с которыми можно не вникать в технические сложности, а сразу приступать к работе.
О плюсах, минусах и подводных камнях при выборе готового набора оборудования для фотосъёмки читайте в этом материале.
Правильно подобранное световое оборудование обеспечивает половину успеха всей фотосессии / Фото: unsplash.com
Обычно наборы оборудования разделяют по жанру фотографии, для которой их собирают. Например, достаточно часто можно встретить комплекты для предметной съёмки.
Как правило, они содержат в себе: один или два источника света; стойки, которые позволяют правильно расставить этот свет; насадки, которые дают возможность регулировать мощность и мягкость света; один или несколько фонов.
Например, в Raylab Focus 2 для предметной съёмки входят три самых распространённых фона — белый, чёрный и серый, а также мощный импульсный моноблок, стойка для него и софтбокс с сотами — устройство, которое способно смягчить поток света, при этом оставив его направленным. Также в наборе есть отражатель, который позволяет строить более сложные схемы света с одним осветительным прибором.
Первый снимок сделан с одним источником света, установленным слева от вазы, а второй — аналогичный кадр, но с отражателем справа / Фото: clickitupanotch.com
Преимущество набора — импульсный свет, который отлично подойдёт для съёмки «застывших в воздухе» натюрмортов: брызг воды, летящей в разные стороны муки и подобных сюжетов. Заморозить объекты в кадре — не самая простая задача, но импульс с ней справится на ура. Почему — рассказывали в этой статье.
Бэкстейдж натюрморта с водой и готовый результат / Фото: Алиса Смирнова
В случае с предметной съёмкой важно понимать, планируете вы снимать только фото или ещё и видео. Дело в том, что для видеосъёмки не подойдут источники импульсного света (они же вспышки) — здесь нужен другой вариант. Например, подобный набор с источниками постоянного света и несколькими рассеивателями.
Интересная особенность этих светильников в том, что у них переменная температура. То есть можно снимать не только с чистым светом, но и с цветным. Это особенно полезно для создания креативного контента.
Цветным светом можно «подкрашивать» и сам предмет, и фон за ним / Фото: Алиса Смирнова
Также распространены наборы для каталожной съёмки, которые ещё называют студийными наборами или наборами для фэшн-съёмки. Обычно в подобные комплекты входят несколько достаточно мощных источников света, крупных софтбоксов к ним, а также большой однотонный фон. С таким списком оборудования можно без труда сделать качественные снимки человека в полный рост.
Например, комплект Raylab Pro Studio 4 позволяет фактически собрать мобильную фотостудию где угодно — хоть дома, хоть в офисе. Три базовых фона (белый, чёрный, серый) дают некоторое разнообразие, а длинные вертикальные стрипбоксы — равномерный свет, который хорошо подходит для съёмки портретов: от крупных до ростовых.
При желании комплект также можно адаптировать и использовать для предметной съёмки / Фото: raylab.ru
Для работы в интерьерах, если нет необходимости получать снимки на однотонном фоне, встречаются и более простые наборы. Например, такой или такой. В комплект входят источник света, стойка, модификатор и синхронизатор — всё, что необходимо для простого, но уверенного света. При необходимости набор можно дополнить, докупив к нему отражатель.
Подборку простых, но эффектных схем света вы найдёте здесь, а о том, как работать с отражателем, читайте в этом материале.
На готовые наборы точно стоит обратить внимание людям, которые плохо разбираются в технике, но необходимость фотографировать есть. Например, если нужно регулярно снимать товары для маркетплейсов.
Готовые наборы берегут ваши нервы и освобождают от лишних движений. Допустим, бывают ситуации, когда байонеты (крепления) у софтбокса и источника света не совпадают, и их приходится склеивать изолентой. Если приобрести комплект, такие неприятные сюрпризы исключены: внутри готового набора все его части точно будут совместимы.
Один из самых распространенных байонетов — Bowens — выглядит вот так / Фото: raylab.ru
Также в случае с наборами можно быть уверенным, что стойка выдержит вес осветителя, фон точно подойдёт по размеру и налезет на штангу, а синхронизаторы «подружатся» с импульсным светом.
В фотографии и, в частности, настройке света очень много тонкостей, в которых по-хорошему надо разбираться. Но если это не ваш случай, обратите внимание на уже сформированные наборы. В них входят все необходимые шнуры, переходники, синхронизаторы и прочие мелочи — для профессионала подобрать их не составит труда, но новичка может загнать в тупик.
Ещё один плюс — обычно готовые наборы обходятся дешевле, чем покупка аналогичной аппаратуры по отдельности, поскольку производителю выгодно продать сразу несколько товаров.
Главный минус готовых наборов по сути вытекает из его плюса — они неуникальные. Такие комплекты заранее собраны для вас другим человеком, под общие цели, а значит, унифицированы, что не всегда хорошо для творчества.
Каждый фотограф — индивидуальность со своими вкусами, предпочтениями и нуждами. Например, кому-то может потребоваться стойка-журавль, потому что нравится верхний свет, кто-то предпочитает использовать два софтбокса для мягкого света, а кто-то — один большой октобокс. Одним подойдёт свет в наборе для предметки, но не подойдёт фон — допустим, если нужно снимать что-то крупное. Другим под создание контента нужны только яркие фотофоны, а нейтральные белые или серые не требуются вовсе. И так далее.
Поэтому подобрать подходящий набор, в котором будет то, что нравится именно вам, не всегда удаётся. Чаще всего для комплектов характерны усреднённые решения.
Эффектный минимализм на цветном фоне / Фото: unsplash.com
Резюмируя, готовые наборы стоит брать в двух случаях.
Первый — когда вы абсолютно точно знаете, что конкретно вам нужно, и набор этим требованиям отвечает. Например, если вы кондитер, которому нужно регулярно снимать торты на нейтральном фоне, то такой набор — идеальное попадание в цель.
Второй случай — когда вы даже близко не представляете, какое фотооборудование покупать, а вникать в технические особенности нет ни сил, ни времени. В такой ситуации готовый набор поможет сэкономить время и избежать досадных ошибок.