Светодиодные лампы — очень популярный сегодня вариант осветительных приборов. Они хорошо подходят для съёмки видео и очень облегчают жизнь начинающим фотографам. В этом материале поговорим о преимуществах и особенностях LED-светильников и рассмотрим самые удобные схемы света, подходящие для этих ламп.
Светодиодные панели бывают разных форм и размеров. LED-лампы в целом могут быть разных форм, это необязательно панели / Фото: unslash.com
LED (light emitting diode) — общее название разных осветительных приборов, в которых в качестве источника света используются диоды. Диодные лампы ценят за высокую яркость, экономичность, невысокую стоимость и компактность. И за то, что они не греются, что делает их более безопасными для тканевых модификаторов света. Лампы накаливания или галогенные лампы могут прожечь софтбокс, с диодами такой проблемы не возникает. LED-светильники бывают очень разных форм и применяются практически во всех сферах фотографии. Подробнее посмотрим ниже.
Во многих случаях светодиодные лампы могут служить заменой стандартным источникам испульсного света. Чаще всего для работы в студии используются мощные моноблоки с регулировкой цветовой температуры. Хотя в небольших студиях можно встретить и светодиодные панели в качестве основных осветительных приборов.
С ними легко собрать стандартные студийные схемы света. Например, одну из самых классических: верхний боковой рисующий + передний заполняющий.
Один из классических вариантов для портрета в высоком ключе / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Для заполняющего источника в этой схемы обязательно нужен октобокс или софтбокс, чтобы свет получился мягким. Для рисующего также можно использовать стрип-бокс или софтбокс с сотами — это поможет отсечь лишний свет и сделать его более заметным и выраженным.
Собирая подобную схему помните, что рисующий свет или должен стоять ближе к модели, или его мощность должна быть ниже. Что касается цветовой температуры, в этом варианте лучше с ней не заигрывать. Получить выразительную картинку, чтобы разные оттенки выглядели, как осознанный выбор, а не случайная цветовая каша, при такой постановке света сложно.
Ещё один удачный вариант света для съёмки портрета с диодными светильниками:
Рисующий свет падает немного сверху на лицо модели, на волосы светит тёплый контровик / Фото: panele.lt
Здесь LED-светильники показывают себя во всей красе. Дело в том, что чтобы получить цветной свет при работе со вспышками, нужны цветные фильтры, в то время, как у многих светодиодных ламп есть регулятор. Чтобы получить подобный снимок, свет, летящий на лицо модели оставляем белым, а контровый свет смещаем в жёлтый.
Помните, что LED-светильники, как правило менее мощные по сравнению с импульсными. Поэтому важно следить за тем, чтобы в помещении, в котором вы работаете не было лишнего света, который может менять схему света и портить вам кадр. Например, если вы старательно строили схему с последней иллюстрации, а в помещении, где вы снимаете справа от модели два больших окна, то есть очень большие шансы, в вашу схему ворвётся ещё и мощный заполняющий источник естественного происхождения. В этой ситуации стоит занавесить окна или притенить модель при помощи чёрных флагов.
Ещё один вид съёмок, который очень удобно делать при помощи LED-светильников — портрет в ночном городе.
Теплый свет на лицах и лёгкий синий контровик / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Для уличных съёмок удобно использовать компактные аккумуляторные панели и накамерные лампы. Кстати, с источниками постоянного света делать такие снимки даже проще, чем со вспышками — проще сбалансировать мощность света, чтобы он не забивал огни города.
Тренд на цветной свет с нами уже не первый год, но он не теряет популярности. Как мы уже говорили в случае с светодиодными лампами подкрашивать свет проще. С LED-светильниками можно создать не только лёгкий тёплый контровик, но и работать с подобными творческими портретами.
Для крупного портрета будет достаточно и LED-панели или жезла, для полноростового лучше использовать моноблоки / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Лучшие сочетания цветов для съёмки с цветным светом: красный + синий, маджента + бирюза, оранжевый + синий. Но можно поискать и другие варианты.
Для репортажной съёмки можно использовать маленькие накамерные панели. Они хорошо подходят для фотографирования крупных и средних планов.
Пользуемся так же, как обычной накамерной вспышкой с одной разницей — свет видно сразу. Такой принцип работы можно использовать на свадебных банкетах или съёмках в клубах. Ещё одно преимущество постоянного накамерного света — он облегчает фокусировку в сложных световых условиях. Например, когда темно или при мигающем непостоянном освещении.
Подобные снимки можно получать и при помощи импульса, и при помощи постоянного света / Фото: unsplash.com
Однако при работе в таком стиле важно следить за уровнем заряда батарейки, чтобы она не разрядилась в самый неподходящий момент. Схема света в этом случае будет единственная, самая простая — прямой свет. Чтобы не получить эффект фото из 90-х, когда лицо человека высветилось, а за ним — чёрный космос, нужно внимательно выставлять настройки.
В этом случае сначала выставляется достаточное значение ISO, чтобы на фоне было что-то видно, затем — подбирается подходящая мощность LED-светильника. Помните о том, что компактные источники света стоит использовать в основном для съёмки крупных и средних планов, на ростовые и сверхростовые мощности света может быть недостаточно.
Также в голове нужно держать, что в отличие от вспышек,у постоянного света нет свойства замораживать движение за счёт длины импульса. Поэтому если вы снимаете динамику, следите за выдержками: для плавных танцев выдержка должна быть не длиннее 1/100, для быстрых — не длиннее 1/500.
Кольцевые LED-светильники очень ценят бьюти-мастера (визажисты, парикмахеры, стилисты, бровисты), потому что с помощью этой лампы легко создать хороший комплиментарный свет, который показывает их работу с наилучшей стороны.
Такие светильники хорошо подходят для съёмки на смартфон. Очень часто в продаже можно встретить комплекты с кольцевой лампой стойкой и держателем для телефона.
Ещё один большой плюс подобных ламп — невысокая цена. Можно найти супер-бюджетные варианты, которые обойдутся менее, чем в 1000 рублей. Для съёмки портретов лучше всего выбирать лампу диаметром в 25-30 сантиметров и располагать её перед человеком (можно немного сверху)на расстоянии примерно в полтора метра.
Снимать можно прямо сквозь кольцо или немного сбоку.
Лампу ставят прямо перед моделью. Кольцо обеспечивает бестеневой рисунок и делает глаза выразительными за счёт сужения зрачков / Фото: photographycourse.net
LED-светильники — это идеальный инструмент для съёмки фризлайта. Фризлайт — это техника съёмки на длинных выдержках, когда в кадре фиксируются полосы «замороженного» света. Например, это может выглядеть вот так:
Линия над головой девушки — трек движения источника постоянного света в кадре / Фото: lightandlense.com
Чтобы получить подобное фото, нужен светодиодный жезл. В принципе для фризлайта используют любые аккумуляторные светильники. Форма следа в кадре будет сильно зависеть от типа лампы.
На снимке слева использовался компактный светильник, на снимке справа — жезл / Фото: Фото: pinterest.com, sublument.com
Для фризлайта используются очень длинные выдержки (от 1 секунды и длиннее), поэтому для этой техники критически важно, чтобы камера была неподвижной. Поэтому следует работать со штатива и объяснить модели (если она есть в кадре), что её задача стоять максимально спокойно и стараться не двигаться.