Кадрирование, или обрезка — пожалуй, самый распространённый вариант постобработки снимков. Удачным кадрированием можно улучшить проходную фотографию, плохим — испортить отличную.
О том, какие правила обрезки фото существуют, читайте в этом материале.
Чтобы улучшить снимок, иногда достаточно отрезать край фона и стойки, которые держат оборудование / Фото: Алиса Смирнова
В этой статье:
Зачем вообще кадрируют готовые фотографии? Есть несколько случаев, когда обрезка необходима.
Например, когда нужно убрать из кадра лишний объект: некрасивую урну, целлофановый пакет, проходившего мимо человека и так далее. Посмотрите, насколько удачнее стал кадр после того, как от него отрезали ненужную часть.
Убран всего один маленький кусочек, и от главного героя кадра уже ничего не отвлекает / Фото: digitalphotomentor.com
Также при помощи кадрирования можно улучшить компоновку снимка, чтобы выделить главное. Например, была довольно статичная центральная композиция, а получился кадр, отвечающий «правилу третей»:
Правило третей — не аксиома, от которой нельзя отступать, но иногда использовать его более чем уместно / Фото: digitalphotomentor.com
Подробнее о правилах композиции в фотографии мы писали в этом материале.
Иногда, чтобы преобразить снимок, достаточно изменить соотношение сторон фотографии: допустим, превратить горизонтальный кадр в вертикальный или наоборот. Обратите внимание на следующий пример:
Снимок сделан горизонтально, но особого смысла в пустом пространстве по краям нет, поэтому его можно смело обрезать / Фото: Алиса Смирнова
Меняя соотношения сторон, отдавайте предпочтение стандартным вариантам: 3:2, 5:7, 4:3, 2:1, 1:1. Нестандартные могут вызывать у зрителя диссонанс, и, к тому же, такие снимки значительно сложнее компоновать между собой. Еще одно «но» — социальные сети и другие интернет-ресурсы не всегда корректно работают с нестандартными вариантами кадрирования: иногда при загрузке фото на аватарку или в ленту сайт может неудачно его обрезать.
Нередки случаи, когда снимок нужно кадрировать, чтобы сделать крупнее его фрагмент. Это особенно актуально, если у фотографа нет возможности подойти ближе к снимаемой сцене или не хватает мощности зума. Яркий пример: спортивные соревнования в бассейне или автогонки — там приблизиться к участникам невозможно.
Изначальный кадр и финальная обрезка фотографии / Фото: Алиса Смирнова
И ещё один важный момент: кадрирование — это мощный инструмент, который позволяет сильно улучшать фотографии на этапе постобработки, но злоупотреблять им не стоит. Помните, что лучший вариант кадрирования — тот, который вы сделали ещё во время съёмки: например, если заметили в крае кадра некрасивую урну, лучше немного укрупниться прямо в момент фотографирования. То же самое касается смены соотношения сторон и улучшения композиции, ведь каждая, даже самая небольшая обрезка, «отгрызает» от фото кусочек качества.
Если строить кадры сложно и вы снимаете статичные сцены вроде натюрмортов или пейзажей, используйте штатив. С его помощью гораздо проще создать композицию, оценить результат и довести его до идеала.
Правило номер один: не режем слишком сильно. У каждой фотографии есть предел, после которого снимок можно отнести лишь к категории технического брака. Тут всё дело в разрешении матрицы фотоаппарата — чем оно больше, тем сильнее можно кадрировать готовый снимок. Но даже при использовании камеры с самой большой матрицей невозможно приближать и обрезать кадр бесконечно.
Обычно максимум, который можно себе позволить без сильной потери качества — уменьшить снимок в два раза. Резать так, как на этом примере, не надо / Фото: Алиса Смирнова
Если в кадре люди, важно, чтобы при обрезке край фотографии не проходил по суставам. Существуют «золотые крупности» для портрета, при которых фото выглядят эффектно, а кадрирование считается уместным.
Как правильно кадрировать портрет / Фото: photographytalk.com
А теперь посмотрим, как будет выглядеть портрет, если использовать неудачные варианты кадрирования.
Вот так делать не надо / Фото: photographytalk.com
Дело в том, что, когда мы обрезаем фото по суставу, наш мозг реагирует на изображение так, словно видит физическое увечье — человека без руки или ноги. Подобные варианты обрезки считаются браком, поскольку при беглом взгляде снимок вызывает у зрителя отторжение.
Кадрируя, не разрушайте композицию. Бывают случаи, когда человек пытается, например, убрать из кадра неуместный объект, но в итоге композиция начинает валиться на одну сторону — это неправильно. Помните, что после обрезки картинка не должна выглядеть хуже, чем до редактирования.
Ещё один важный момент: обрезая фото, сразу же выравнивайте вертикали и горизонтали. Наш мозг опирается на эти линии, когда оценивает правильность кадра, поэтому следите за тем, чтобы, как минимум, линия горизонта была ровной — иначе получите тонну критики в стиле «горизонт завален».
Выравнивание вертикальных и горизонтальных линий — не менее важная часть работы, чем правильная обрезка / Фото: Алиса Смирнова
Однако не воспринимайте эти правила чересчур серьёзно. Например, давайте посмотрим на снимок Энн Хэтэуэй, сделанный Энни Лейбовиц: руки и ноги обрезаны чётко по суставам, но это совершенно не портит впечатление от картинки.
Шикарная модель в объективе великого мастера / Фото: vogue.com
Часто новички крепко цепляются за правила и аксиомы. С одной стороны это понятно — когда не умеешь, лучше делать правильно, — но иногда намеренное отступление от правил помогает передать дополнительные смыслы. Посмотрим на этот кадр из фильма «Король говорит!».
Герой Колина Ферта смещён в край кадра, что нарушает все законы композиции: человек занимает меньше четверти, остальная часть — давящее на него пустое пространство / кадр из фильма «Король говорит!», режиссёр Том Хупер, 2010 год
Таким образом постановщик подчёркивает эмоциональное состояние героя, показывает, насколько для него дискомфортна ситуация, в которой он вынужден находиться. Если не знать примерный сюжет фильма, можно подумать, что это ошибка, и захотеть обрезать кадр плотнее — чтобы лицо человека занимало большую площадь.
Перейдём от теории к инструментам, которые используются для обрезки фото. Кадрирование — очень простая коррекция, поэтому справиться с ней могут и предустановленные галереи большинства смартфонов, и встроенные в социальные сети редакторы.
Удобные приложения для обработки фото со смартфона:
Онлайн-сервисы, в которых вы можете обрезать свои фото:
Естественно, обрезать снимки умеют и более серьёзные приложения для ПК вроде пакета Adobe, GIMP, ACDSee и так далее.