Фотографировать с естественным светом одновременно и просто, и сложно. Просто — потому что он есть сам по себе, сложно — потому что его непросто менять. В случае со съёмкой пейзажа обычно приходится подстраиваться под природные условия, но есть несколько лайфхаков, которые сделают ваш снимок таким, как вам хочется. Подробнее читайте в этом материале.
Удачно пойманное солнце эффектно очерчивает край утёса / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Выделяют три основных типа естественного света: солнечный, от пасмурного неба и ночной — от луны и звёзд.
Самый сложный и разнообразный — солнечный свет. Причём при работе с ним важно обращать внимание на то, как стоит солнце — высоко или низко. Дело в том, что полуденное солнце даёт сильный контраст и короткие, но очень выраженные тени. Хорошо это или плохо? Если бы речь шла о съёмке людей, ответ — «плохо», но в случае с пейзажами всё не так однозначно.
Вообще высокое солнце считается неидеальным и для съёмки пейзажа, однако, если на небе есть облака, такой свет может дать интересный эффект — многим сюжетам только на пользу.
Солнце стоит высоко, подчёркивая объём холмов и подсвечивая верхушки белых облаков / Фото: amateurphotographer.com
Низкое солнце хорошо выделяет текстуры и объём, даёт приятный, но не избыточный контраст и считается оптимальным вариантом для большинства съёмок. Поймать такое солнце можно за час-два до заката.
Тёплое зимнее солнце и холодные тени дают красивый контраст ещё и по цвету / Фото: Алиса Смирнова
С низким солнцем важно учитывать его направление, поскольку у него очень выраженный фронтальный и контровый свет. Например, на снимке выше мы видим типичный фронтальный свет: главный объект хорошо проработан, но не слишком контрастен. А вот так выглядит боковой свет солнца.
Свет скользит вдоль скалы, сильно выделяя текстуры: видно буквально каждую трещинку / Фото: amateurphotographer.com
Также интересные снимки можно получить в контровом свете — когда солнце светит прямо в объектив, — а если спрятать лучи за объектом, получится выразительный силуэт.
Рассветный пейзаж в контровом свете. Лёгкий туман добавляет атмосферности / Фото: amateurphotographer.com
Свет пасмурного неба мягкий и рассеянный — он не даёт ни выраженной яркости, ни глубоких теней. Именно поэтому в пасмурный день хорошо снимать что-то контрастное само по себе.
В пасмурный день снимать просто и приятно / Фото: unsplash.com
Ночью также можно создавать эффектные кадры с естественным светом, но обычно такие пейзажи вызывают больше трудностей. О том, как решать эту сложную техническую задачу, речь пойдёт ниже.
Итак, одна из главных проблем света в пейзажной съёмке — им практически невозможно управлять. Если, например, вам хочется снять собор, освещённый солнцем, придётся ждать, когда будет солнечно.
Самое простое, что мы всё же способны контролировать — направление света. В том смысле, что можно перемещаться вокруг своего объекта, чтобы увидеть его и во фронтальном свете, и в контровике.
Но если вам хочется снять, как солнце светит вдоль конкретной улицы — это уже задачка со звёздочкой. Например, есть подобный хрестоматийный кадр Санкт-Петербурга Александра Петросяна: солнце за шпилем Адмиралтейства.
Чтобы получить подобное фото, нужны сильный телеобъектив, много терпения и немного везения / Александр Петросян / Фото: petrosphotos.livejournal.com
В Санкт-Петербурге солнце в таком положении можно встретить только в сентябре или в апреле, а значит, именно в эти месяцы получится заснять восход точно над проспектом за Адмиралтейством.
Чтобы вычислить точное время и положение солнца, можно использовать солнечный калькулятор. Например, хороший бесплатный инструмент — suncalc.org.
Калькулятор показывает направление солнца и точки восхода и заката / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Сложность в том, что сервис даёт только данные о положении солнца в пространстве и о времени его заката и восхода — рельеф местности он не учитывает. То есть солнце может стоять именно там, где нужно, и светить в правильном направлении, но его будут перекрывать холмы, здания или деревья.
Здесь есть лайфхак: при планировании съёмок городских пейзажей можно изучать данные с камер наружного наблюдения. По ним вы увидите, как лучи ложились накануне в выбранной точке в определённое время. Кроме того, этот подход позволит оценить и другие, не связанные с природой, нюансы: допустим, заранее узнать, что около здания, которое вы собираетесь снимать, в это время припарковано много машин.
Также при охоте на эффектные картинки вас может поджидать другая проблема — погода. Представим, что вы выбрали идеальную точку, точно рассчитали, когда туда придёт солнце, а в назначенный день небо затянули тяжёлые тучи. Согласитесь, обидно. Впрочем, есть шанс, что этот снимок всё же получится снять через год.
Исключение — более редкие природные явления. Например, осенью 2024 года многие пытались снять комету, которая пролетает раз в 80 тысяч лет. Кому-то повезло, а кому-то досталась только сплошная облачность.
Комета Цзыцзиньшань-ATLAS / Фото: reuters.com
Ещё один полезный лайфхак — приобрести поляризационные или нейтральные фильтры и освоить работу с ними. Полярик помогает убрать ненужные отражения: например, от синего неба на листве или в воде. Подробнее о работе с ним мы писали здесь. А нейтральные фильтры нужны,чтобы использовать длинные выдержки.
Длинную выдержку используют, чтобы получать подобные завораживающие снимки бурной воды / Фото: amateurphotographer.com
Проблема часто в том, что днём слишком много света для достаточно длинных выдержек, и кадры получаются засвеченными. В таком случае используют плотный нейтральный фильтр: он забирает несколько ступеней экспозиции, что позволяет применять длинную выдержку. Также для подобных снимков понадобится штатив, чтобы «смазывалась» только вода.
Если съёмка звёздного неба — не главная ваша цель, лучше снимать в «синий час». Это время сразу после заката, когда солнце больше не светит, но лучи еще слегка сияют из-за горизонта. В эти минуты небо не чёрное, а глубокого тёмно-синего цвета, что очень эффектно смотрится в кадре.
Синее небо в «синий час» / Фото: unsplash.com
Для ночных съёмок абсолютный мастхэв — это штатив. Даже если у вас суперсовременная полнокадровая камера и хороший светосильный объектив, получить нешумное и несмазанное ночное фото без штатива сложно — разве что в сумерках или в полнолуние. Поэтому рекомендуем не усложнять себе жизнь и работать со штатива.
Кстати, если важно подсветить передний план в пейзаже со звёздным небом, можно использовать источники постоянного или импульсного света. Если ничего из профессиональной аппаратуры в доступе нет, можно использовать, например, свет от автомобильных фар.
Важный момент — проблема перепада освещённости. Если вы подсветили передний план, он может стать слишком светлым для той длинной выдержки, которая необходима при работе со звёздным небом. В этом случае стоит использовать режим брекетинга по экспозиции: в нём камера делает несколько кадров с разной выдержкой, а потом объединяет их в одну картинку — получатся и отличное звёздное небо, и подсвеченный передний план. Но помните, что для этого приёма обязательно нужен штатив, иначе финальное изображение «не сошьётся».