Студийный портрет можно снимать не только в интерьере, но и на однотонном фоне. Обычно его используют в двух случаях: если нужно сделать акцент на объекте в кадре, избежав визуального мусора, или когда в планах у фотографа хитрый свет, который рискует «потеряться» в окружающей обстановке. Частным случаем однотонного фона можно назвать циклораму — это жёсткая конструкция, в которой стена плавно переходит в пол.
У каждого из вариантов есть свои особенности. О том, как правильно выставлять свет и снимать на однотонных фонах и циклораме, читайте в этом материале.
Крупный портрет на циклораме / Фото: Алиса Смирнова
Портреты на однотонных фонах — пожалуй, то, с чем в целом ассоциируется студийная фотография. Цветные фоны бывают разных типов и размеров, а как выбрать подходящий, читайте в этом материале.
В зависимости от того, работаете вы с тёмным или светлым фоном, и какого результата хотите добиться, техника работы со светом и в целом подход к фотосессии будут отличаться. Однако есть несколько универсальных советов, которые подойдут для съёмки портрета на однотонном фоне.
Не ставьте модель слишком близко к фону. При работе на светлых задниках это позволит точно не получить тень, при работе на тёмных — не засветить фон там, где не нужно. К слову, и для цветных фонов этот совет применим. Если поставить человека слишком близко к заднику, могут появиться цветовые рефлексы — цветные отражения от фона.
Прикройте диафрагму до значений в F.4-8 — особенно, если работаете с импульсным светом. Дело в том, что открытая диафрагма даёт небольшую глубину резкости, что позволяет получить красивое размытие фона, но повышает риск ошибок по резкости. При работе на однотонном фоне боке не нужно (если задник и так однородный — расфокус ни к чему), а ошибки по резкости съёмку не украсят.
Определитесь со стилем кадрирования. Тут есть два варианта. Классический — кадр обрезают так, чтобы краёв бумажного фона не было видно. Или более небрежный, но вместе с тем и трендовый способ, когда края фона, стойки и сам рулон видно на снимке — выглядит как бэкстейдж.
Известная съёмка для «Календаря Пирелли» Энни Лейбовиц / Фото: pirelli.com
Эта фотосессия прошла в 2015 году, но с тех пор тренд по-прежнему на пике популярности.
Выберите подходящую схему света. Сразу подчеркнем: она во многом зависит от цвета фона, с которым вы работаете, но не на 100%. Также важна сама задумка — то, что вы хотите получить на выходе. При большом желании можно сделать светлый портрет на относительно тёмном фоне, и наоборот.
Например, этот портрет снят на светлом фоне, но вряд ли кто-то назовёт его светлым. Тёмным кадр делает схема света из единственного источника контрового света / Фото: Алиса Смирнова
Но пример выше, конечно, скорее исключение, чем правило. Чаще на светлых фонах получаются светлые фотографии, на тёмных — тёмные. И большинство схем света можно определить как варианты для тёмных портретов (про них ещё говорят «фото в низком ключе») или для светлых (в «высоком ключе»).
Один из самых простых портретных вариантов: источник света в обычном прямоугольном софтбоксе направляем на модель немного сверху, под углом в 45 градусов, и немного сбоку — примерно под тем же углом, а второй источник в большом октобоксе — прямо на модель спереди, примерно на уровне глаз. Как на схеме ниже:
Софтбокс даёт рисующий свет, который подчёркивает объёмы, а октобокс смягчает тени и подсвечивает фон / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Второй популярный и удобный вариант — оставляем рисующий источник на том же месте, а второй переносим за спину модели и направляем на волосы. Октобокс лучше заменить на простой рефлектор, чтобы пучок света стал более узким и направленным.
Волосы начинают красиво светиться, в кадре появляется больше объёма / Фото: panele.lt
Однотонные фоны позволяют экспериментировать со светом и работать сразу с несколькими источниками. Больше портретных схем света с тремя источниками вы найдёте здесь.
Если снимаете классический бизнес-портрет на чёрном, используйте фоновый свет, чтобы избежать эффекта, будто модель «повисла в чёрном космосе». Делать это нужно аккуратно, чтобы не засветить весь фон и не высветлить его.
Когда фон неоднородно чёрный, это смотрится красиво / Фото: Алиса Смирнова
Чтобы добиться подобного эффекта, на источник фонового света надевают специальную насадку-тубус. Она позволяет получить небольшое аккуратное пятно на фоне, а не засветить его целиком. Также сохранить фон тёмным поможет правильный модификатор света для основного источника — например, портретная тарелка с сотами.
Больше интересных схем света, подходящих для работы на тёмных фонах, вы найдёте в этом материале.
Циклорама — это конструкция, которая позволяет создавать на снимках бесшовный белый фон. Чаще всего её делают, соединяя стену с полом с помощью каркаса — дерева и гипса, — а потом красят — в белый или любой другой цвет.
Раньше циклорамы в основном использовались для каталожной и контент-съёмки. Но сейчас минимализм в тренде, и на таком фоне часто делают и индивидуальные, и семейные фотосессии. Как следствие — циклорамы встречаются в фотостудиях очень часто.
Типичный снимок на белой циклораме / Фото: Алиса Смирнова
В целом циклорамы очень похожи на однотонные фоны, но есть два кардинальных отличия:
Циклорамы бывают односторонние и угловые. У односторонней — одна стена, плавно перетекающая в пол; у угловой — две стены, плавно слитые друг с другом и полом. Отметим, с угловыми работать удобнее, так как они дают больше простора для творчества: можно использовать разные ракурсы и схемы работы со светом.
Типичная прямая циклорама. У угловой белая стена была бы ещё и справа / Фото: unsplash.com
Есть три основных способа засветить циклораму:
Чтобы сделать фон абсолютно белым, используется такая схема света:
Один источник — на модель, чтобы проработать объёмы, и два — на фон, чтобы избавиться от теней / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Можно использовать и источники импульсного света, и постоянники. Результат подобных съёмок обычно выглядит вот так:
Типичная каталожная съёмка на белом фоне. Обычно такую проводят для интернет-магазинов / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Сегодня циклораму часто не засвечивают добела, а оставляют сероватой. Причём это характерно и для контент-съёмок, и для обычных коммерческих индивидуальных-семейных. Объективной причины у этого тренда нет, но факт остается фактом.
Чтобы получить серую циклораму, необязательно направлять свет на фон — достаточно поставить большой октобокс и направить его сразу и на фон, и на модель. Если человек стоит достаточно далеко, а свет мягкий, выраженной тени на циклораме не будет, и результат вас порадует.
Съёмка на циклораме сегодня чаще всего проводится без фонового света и выглядит так / Фото: unsplash.com
Очень эффектные снимки можно получить, если «залить» циклораму цветным светом. Для этого на вспышку или постоянник надевают насадку с цветным гелевым фильтром и направляют его на фон.
Эти фото сделаны на белой циклораме, а раскрашивает её свет. На первом снимке тёплый свет попадает на модель, подкрашивая её, на втором — модель освещена чистым белым светом / Фото: Алиса Смирнова
Циклорама в принципе даёт большой простор для творческих решений в работе со светом. Это своего рода белый холст, на котором можно изображать любые вещи. Например, эффектно выглядит комбинация — циклорама + маски гобо. Это специальные трафареты, через которые пропускают свет, чтобы луч приобрёл необычную форму: круга, сердца, узкой щели и другие.
Например, на белой циклораме можно получить такие экстравагантные снимки / Фото: Алиса Смирнова