Как снимать портрет

Портрет — один из самых популярных жанров в фотографии и при этом наиболее сложных. О технике, принципах, приёмах и лайфхаках, которые сделают съёмку портрета проще и помогут избежать серьёзных ошибок, читайте в этом материале.


Иногда для портрета нужны не только свет, фон, фотограф и модель, но настроение и леденец / Фото: Алиса Смирнова

Выбирайте правильную технику

Принципиально важная вещь при съёмке портрета — выбор техники, а именно объектива. Традиционно для портретов принято использовать стёкла с эквивалентным фокусным расстоянием от 35 до 135 мм, поскольку они особенно точно сохраняют правильные пропорции лица.


Портрет на объектив с каноническим портретным фокусным расстоянием (85 мм). Всё красиво, аккуратно — никаких искажений / Фото:

Однако нет закона, запрещающего снимать портрет на другую оптику, например, на широкоугольный объектив. Просто учитывайте, что такие стёкла несколько искажают лица, делают снимки похожими на гиперболизированные шаржи. Их используют в случаях, когда нужно создать максимально динамичный и необычный портрет. 


Вот неплохой вариант для съёмки дерзкого образа. Такие фото динамичны и привлекают к себе много внимания / Фото: twenty75.com

Постарайтесь, чтобы фон не отвлекал от человека в кадре

При съёмке портрета стоит помнить о том, что самое главное — это человек в кадре, поэтому важно сделать так, чтобы фон не доминировал.

Есть два классических подхода к работе с фоном при съёмке портрета: либо работать на однотонном заднике, либо, если он сложный и фактурный, уводить фон в размытие. 

Чтобы получить такой эффект боке, используют объективы с высокими значениями светосилы (2.8, 2.0, 1.4). Помните, чем больше эквивалентное фокусное расстояние вашего объектива, тем сильнее получится размытие. Также на силу расфокуса влияют расстояние от модели до заднего плана и от фотографа до модели: чем они больше, тем мягче будет фон.


Классический портрет на открытом воздухе / Фото: Алиса Смирнова

Портрет на однотонном фоне или на фоне со слабо выраженной фактурой — тоже отличное решение, которое часто используется при создании портрета в студии. 


С однотонным фоном можно работать даже в небольшом помещении, где сложно создать размытый задний план / Фото: unsplash.com

Подробнее о том, какие бывают студийные фоны, читайте здесь. А как фотографировать на однотонных фонах, вы узнаете в этом материале.

Определитесь со светом

Традиционно для женского или детского портрета используют мягкий свет. Он сглаживает текстуру кожи, маскирует мелкие морщинки и другие несовершенства, тем самым упрощая ретушь фотографий. 

Мягкий свет дают крупные источники: большие окна без прямого солнца, октобоксы и софтбоксы без сот. Также его можно встретить на улице в пасмурный день или получить, пропуская солнечный луч через полупрозрачный рассеиватель.

Схемы света для женского портрета могут быть достаточно сложными, но при этом стоит следить, чтобы общий рисунок оставался мягким. Причём это касается портретов и в высоком ключе (светлых), и в низком (тёмных). 


Общий колорит может быть любым, но резких переходов к теням, характерных для жёсткого света, стоит избегать в любом случае / Фото: unsplash.com

Несколько удачных схем света вы найдёте в этом материале.

Свет для мужского портрета можно делать более жёстким и выраженным. Например, обратите внимание на классическую схему для фотографирования спортсменов. В ней используются два стрипбокса, стоящие по бокам.


Этот свет отлично подчёркивает мускулатуру, а вместе с тем и все особенности кожи, делая её грубой. Именно поэтому женщин так фотографируют редко / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Однако, нужно учитывать контекст. Если, например, вы снимаете человека для резюме или делового портфолио, стоит использовать более классические варианты освещения. На подобных кадрах лучше поставить простой и комплиментарный свет, а эксперименты оставить для креативных съёмок.


Классические сюжеты и фотографии требуют классического света / Фото: photo-nyc.com

Существуют десятки и даже сотни схем света для портрета. Выбор подходящей зависит от того, какой именно портрет вы планируете снять. Подборку простых и красивых схем освещения ищите здесь.

Используйте классические приёмы композиции

Композиция — важная часть любого снимка. Кривая может разрушить любой образ и угробить любой свет, а хорошая — спасти даже снимки в простой одежде на бюджетную технику. Стоит изучить приёмы композиции, и тогда они будут работать на вас.

Например, при съёмке портрета актуально правило третей. Если коротко, суть его в том, что каждая сторона изображения условно делится на три части, и важный объект помещается на пересечении этих линий. 


В случае с портретом хорошо, если на пересечение условных линий попадает глаз / Фото: Алиса Смирнова

Ещё один приём, который используется при съёмке портретов — фрейминг, или создание рамки. В этом случае предметы окружающего мира (мебель, деревья и так далее) образуют вокруг человека импровизированную окантовку, а значит, помогают сконцентрировать внимание зрителя на главном в кадре — модели.


Рамки также может создать и сама модель — при помощи позировки руками / Фото: Алиса Смирнова

Аналогичного эффекта поможет добиться и другой приём композиции — ведущие линии. Их, например, часто используют при съёмке портрета в городе. 


Сходящиеся к центру линии «тянут» взгляд зрителя к модели / Фото: unsplash.com

Мы уже говорили о том, что фон для портрета не должен изобиловать деталями, чтобы не отвлекать от модели. Добавим только, что однотонный фон может быть не просто задником, но и мощным средством выразительности. 

Особенно это актуально при съёмке психологического портрета. Здесь вся фишка будет в компоновке кадра. Посмотрите на две картинки ниже:


На первом снимке плотное кадрирование и взгляд в камеру усиливают напряжение. На втором — обилие свободного места и расположение модели в углу создают ощущение потерянности и одиночества / Фото: unsplash.com, strkng.com

Здесь показана работа с негативным пространством, то есть пустым местом в кадре.

Работайте с моделью

Ещё один важный навык, без которого нельзя снять толковый портрет — умение найти контакт с человеком в кадре. Если работаете с профессиональной моделью, будет проще: можно сконцентрироваться на интересном свете, компоновке кадров, сложных позировках и эмоциях.

Обычные люди часто нервничают перед камерой, поэтому с ними больший акцент стоит делать на создании комфорта. Старайтесь вести беседу на протяжении всей фотосессии и обязательно подсказывайте: куда встать, посмотреть и деть руки. Как вариант — подготовьте шпаргалку с удачными позировками или выучите их, чтобы при необходимости показывать на себе.


Для классических портретов подойдут и такие несложные позировки / Фото: ksromano.com

При работе с непрофессиональными моделями обязательно включайте режим серийной съёмки, чтобы поймать больше моментов и эмоций. Особенно, если речь идёт о детском портрете.

Напишите нам