Как выбрать синхронизатор и настроить его для работы со вспышкой

Синхронизатор — специальное устройство, которое позволяет связать фотоаппарат с внешней вспышкой. Его задача — передать источнику импульсного света информацию о том, в какой момент камера делает кадр, чтобы он сработал одновременно с затвором, а не раньше или позже. Синхронизаторы — абсолютный мастхэв, если вы планируете работать с импульсным светом и при этом делать его интересным. 

О том, какие бывают синхронизаторы, как правильно настроить прибор и чем грозит неправильная настройка, читайте в этом материале.


Синхронизатор — небольшой прибор, но важная часть работы с импульсным светом / Фото: raylab.ru

Что такое синхронизаторы и зачем они нужны

Синхронизаторы используют, когда нужно снимать с внешней вспышкой — например, установленной на стойку или журавль. Важный момент: не путайте синхронизаторы с пультами дистанционного управления для источников постоянного света. Да, они тоже упрощают работу фотографа, но не являются такой необходимостью, как синхронизаторы.

Сразу оговоримся: снимать со вспышкой без синхронизаторов реально, однако, полученные кадры могут вас не устроить — свет на них получится скучным. Почему? Всё дело в принципе работы.

При отказе от синхронизатора вспышка устанавливается в горячий башмак (специальное крепление на верхней панели камеры) и принимает информацию о том, когда нужно загораться, напрямую от фотоаппарата — через контакты горячего башмака. Вы не можете сдвинуть источник света вправо или влево, а значит, фактически получаете только одну схему света — достаточно примитивную и совершенно не универсальную. 


Накамерная вспышка очень часто — главный спонсор снимков «с приветом из 90-х» / Фото: unsplash.com

Если нужно, чтобы свет был управляемым и разнообразным, без синхронизаторов обойтись не выйдет.

Виды синхронизаторов: какие бывают и что лучше купить

Начнем с того, что синхронизаторы бывают нескольких видов. Устройства различаются по способу передачи сигнала (инфракрасные, проводные и радиосинхронизаторы), а также по сложности и разнообразию функций (простые и TTL-синхронизаторы). Чтобы выбрать наилучший вариант, рассмотрим плюсы и минусы каждого.

Синхрошнуры

Это в прямом смысле слова шнуры, соединяющие камеру и вспышку. Помимо примитивных моделей, существуют и достаточно сложные: они не просто передают вспышке информацию о том, в какой момент срабатывать, но и позволяют работать в режиме TTL (Through the lens). 

TTL предполагает автоматический замер экспозиции, при котором камера самостоятельно подбирает и экспопараметры на камере (выдержку, диафрагму, ISO), и мощность вспышки, чтобы получить правильно экспонированный кадр. Работать в этом режиме гораздо проще и удобнее, чем в ручном. 

Обычно TTL поддерживают «родные» для своих вспышек синхронизаторы (например, Canon для Canon) или пары из мощных моноблоков и дорогих синхронизаторов.


Бюджетный синхрокабель. Для камер Canon поддерживает TTL, для других моделей будет работать только в ручном режиме / Фото: Алиса Смирнова

Подобные синхрошнуры втыкаются в горячий башмак и по сути являются удлинителями для него. Из плюсов кабелей можно отметить то, что они надёжны, не требуют батареек и обычно предельно просты в настройке — присоединяешь, и всё работает.

Однако сегодня кабели для синхронизации камеры со вспышкой используют редко, поскольку неудобно работать, если фотоаппарат физически привязан к вспышке. Бюджетные провода достаточно короткие и подходят разве что для одного варианта: когда фотограф снимает, держа вспышку в вытянутой руке. Например, при съёмке портретов на достаточно быстрой репортажке.


С помощью вспышки на шнуре можно снимать подобные клубные портреты — вспышку для этого смещаем немного в сторону от камеры и поднимаем вверх, чтобы свет падал под углом примерно в 45 градусов / Фото: unsplash.com

Также к минусам кабелей можно отнести то, что с одним шнуром реально использовать только одну вспышку.

Добавим, помимо бюджетных моделей, есть и достаточно серьёзные шнуры, которые подходят для импульсных моноблоков. Несмотря на то, что по стоимости они сравнимы с беспроводными синхронизаторами, у таких устройств есть свои поклонники. Обычно шнуры ценят за более высокую стабильность: всё же любой беспроводной передатчик время от времени даёт осечки). Используют их и те, кто специализируются на неторопливых видах съёмки, где шнуры мешают меньше. Например, на предметной фотографии.

Инфракрасные синхронизаторы

Беспроводной инфракрасный синхронизатор устанавливается в горячий башмак и подаёт вспышке сигнал в виде инфракрасного импульса.

Чтобы такой синхронизатор работал, вспышку или моноблок нужно перевести в slave-режим, или «режим световой ловушки». В нём источник света реагирует на другую вспышку и работает параллельно. Эта опция есть у большинства вспышек и студийных моноблоков — даже самые старые и примитивные её поддерживают. 

ИК-синхронизаторы удобны тем, что просты в настройке и демократичны: у них нет разделения на вспышки своей и чужой системы — работать будет с любой. Кроме того, с помощью одного такого синхронизатора можно поджечь любое количество вспышек.

Но есть и минусы. ИК-синхронизаторы работают по тому же принципу, что и пульты от телевизора. Радиус их действия обычно составляет 10 метров, что сравнительно мало. При этом важно, чтобы источники света были в прямой видимости для синхронизатора. Если между ними есть какое-то препятствие (стена, мебель, софтбокс), вспышки могут не сработать. Наглядный пример из практики: сигнал не доходит до источника импульсного света из-за чёрных флагов, которых требует схема освещения, поэтому приходится перенаправлять инфракрасный луч, используя отражатель.

Еще один недостаток — ИК-синхронизаторы не поддерживают режим TTL, в котором вспышка автоматически подбирает значение мощности с учётом параметров на фотоаппарате. А значит, с такими синхронизаторами вы лишаетесь части полезных функций, которые облегчают работу со светом.

Радиосинхронизаторы

Самый распространённый и современный вариант соединения фотоаппарата и вспышки — радиосинхронизаторы. Они бывают двух видов:

  • те, которые идут в паре — приёмник и передатчик. Одна половина синхронизатора вставляется в горячий башмак, а вторая крепится на источник света. По такой схеме работают и компактные накамерные вспышки, и мощные студийные моноблоки.
  • те, которые напрямую обращаются к вспышке или моноблоку. В этом случае в источник импульсного света уже встроен собственный приёмник, что характерно для более современных ламп. Важный момент: источник света и синхронизатор должны быть совместимы. Например, подобный синхронизатор взаимодействует с моноблоками Raylab Axio III. Но существуют и более универсальные варианты: так, Raylab RL-UT6 будет работать без дополнительных устройств с моноблоками серий Rossa, Sprint, Luxio, которые имеют встроенный приёмник.

Среди плюсов радиосинхронизаторов можно отметить большую дистанцию, на которой они способны работать, а также лояльность к препятствиям: в отличие от ИК-синхронизаторов, этому устройству не нужна прямая видимость источника света. Ещё одно преимущество — поддержка TTL-режима некоторыми моделями радиосинхронизаторов.

Но есть и недостатки. Радиосинхронизаторы более требовательны к настройке, что усложняет работу с ними, особенно для новичков. Ещё один минус — радиосинхронизаторы работают от батареек, которые нужно вовремя докупать и менять.

Настройка синхронизаторов: как правильно подключить устройство

Просто приобрести синхронизатор — недостаточно. Чтобы результат съемки порадовал, важно правильно настроить устройство. Иллюстрация ниже показывает, чем может обернуться плохая синхронизация камеры и вспышки.


Если камера и вспышка не синхронизированы или синхронизированы не полностью, на снимках будут проблемы / Фото: phoxene.com

На этом список возможных проблем не заканчивается. При неправильно настроенных синхронизаторах на кадре также могут появиться горизонтальные светлые или тёмные полосы. Еще один негативный сценарий — вспышка просто не сработает.

Чтобы минимизировать риски, нужно грамотно подключить синхронизатор. Начнем с самых простых видов — шнуров и ИК-устройств. Оба варианта в серьезных манипуляциях не нуждаются: шнур для работы достаточно просто подсоединить, а в случае с ИК настраивать нужно не сам синхронизатор, а вспышку (перевести её в режим Slave).

Что касается радиосинхронизаторов — важно помнить несколько вещей. Во-первых, следите за тем, чтобы аккумуляторы были заряжены. Кому-то совет может показаться банальным, унифицированным для всей техники, но это не так. Если подсевшая батарея в камере не помешает вам работать дальше (только сократит продолжительность съёмки), то подсевший аккумулятор в синхронизаторе может испортить кадры. 

Причина простая: когда аккумулятор садится, синхронизатор может начать подтормаживать — срабатывать чуть позже. Как следствие — проблемы с синхронизатором, а значит, наполовину освещённые или совсем тёмные кадры. Так что, если на съёмке возникают проблемы с синхронизацией, первое, что нужно проверить — уровень заряда батареи.

Во-вторых, важно настроить каналы. Синхронизатор и источник света должны быть на одной частоте, иначе они не увидят друг друга. При этом способ настройки каналов зависит от модели синхронизатора: у более простых это рычажки на корпусе, у более сложных — работа через кнопки управления и меню.


Примеры того, как может быть реализована настройка каналов в разных синхронизаторах / Фото: raylab.ru

Напишите нам