Светофильтр — один из самых популярных аксессуаров для фотографа, который может принести много пользы при относительно невысокой цене.
О ситуациях, когда без светофильтра просто не обойтись, и о том, на что обратить внимание при выборе стекла для объектива, читайте в этом материале.
Светофильтр — это дополнительное стекло, которое ставится перед линзой объектива / Фото: pixabay.com
Первое, что нужно знать при выборе светофильтра — диаметр внешней линзы своего объектива. Стандартные размеры: 30, 37, 40.5, 41.5, 43, 46, 49, 52, 55, 58, 62, 67, 72, 77, 82, 86, 95, 105, 107, 127 миллиметров.
Фильтр важно подбирать чётко под размер объектива — например, вариант на 43 миллиметра не подойдёт на 46мм. Поэтому, если у вас в арсенале несколько разных стёкол, каждому из них потребуется собственный фильтр.
Диаметр пишут на объективе и на рамке светофильтра / Фото: raylab.ru
Второй важный момент, на который стоит обратить внимание при выборе светофильтра — материал, из которого он изготовлен. Обычно это либо пластик, либо стекло. Пластиковые прочнее и несколько дешевле, но лучше брать стеклянные фильтры: они надёжнее, долговечнее, дают меньше искажений и лучше пропускают свет. У пластиковых есть ряд проблем, которые не стоят незначительной экономии.
Во-первых, пластик гораздо проще поцарапать. Бороздки на его поверхности могут появиться даже после пары протираний салфеткой — если она не была идеально чистой или на фильтр попали песчинки. Согласитесь, это малоприятно, ведь даже небольшие царапины могут сказываться на качестве картинки: дать ореолы и засветки. Также пластик со временем начинает гнуться и терять форму, что приводит к неприятным искажениям в кадре.
Вид через фильтр / Фото: pixabay.com
Рынок предлагает широкий ассортимент светофильтров: от пластиковых моделей с маркетплейсов за 200-300 рублей до дорогих стёкол от Zeiss за 15 тысяч. Здесь лучше всего опираться на здравый смысл и чувство меры. Совсем уж китайские ноунеймы рекомендуем не брать, но и польза фильтров за десятки тысяч рублей вызывает вопросы. Точнее сомнительно, что они будут настолько лучше — велик риск просто переплатить за бренд. При выборе такого простого аксессуара разумнее остановиться на варианте из среднего ценового сегмента — от проверенной фирмы и с хорошими отзывами.
Также важно помнить, что светофильтры различаются по типу. Бывают защитные фильтры, ND-фильтры, поляризационные фильтры и эффектные фильтры.
Самый простой вариант — защитные. По сути это обыкновенный кусок стекла или пластика, который устанавливается на переднюю линзу объектива. Такие фильтры используются для защиты оптики от пыли, сколов, грязи, царапин, и их часто покупают вместе с дорогими объективами. Это логично, ведь светофильтры стоят недорого, их легко заменить, а царапину на объективе уже ничем не убрать.
Фильтр очень полезен, если вы снимаете в условиях дождя или снега. Дело даже не в том, что стекло боится воды — просто капли с него нужно периодически стирать, а даже самой мягкой салфеткой лучше водить по недорогому светофильтру, чем по новенькому объективу. Также защитный фильтр — абсолютный мастхэв, если вы снимаете в условиях, когда в объектив может прилететь песок или мелкие камушки. Например, это актуально при съёмках велоспорта или автоспорта, да и семейные фотосессии на пляже могут быть потенциально опасными.
Иногда светофильтр может буквально спасти дорогой объектив, приняв удар на себя / Фото: photo.stackexchange.com
Озаботиться покупкой защитного фильтра также стоит, если вы приобретаете объектив для возможной перепродажи в будущем. Так бывает, например, если вы не уверены, нужен вам широкоугольник или длинный телевик, и планируете попробовать его в работе. Фильтр отлично сохранит товарный вид объектива, а строка «использовался только с защитным фильтром» — дополнительный плюс к объявлению о продаже.
Все эти функции также будут выполнять и другие фильтры, о которых речь пойдёт ниже, но они ощутимо дороже обычных защитных.
ND-фильтры, или нейтрально серые фильтры (Neutral Density — нейтральная плотность) — это затемняющие фильтры. Их основная задача — уменьшить количество света, которое попадает в камеру. Актуально, например, при съёмке на светосильные объективы в солнечный день. Также ND-фильтры часто используют видеографы: для кинематографичного смаза им необходимы достаточно длинные выдержки (1/100, 1/50), из-за которых часто оказывается, что света слишком много.
Существуют полные ND-фильтры и градиентные, которые затемнены только с одной стороны. Их предпочитают фотографы-пейзажисты, которым нужно затемнять только небо. Использование подобных аксессуаров делает пейзажную фотографию более эффектной и помогает сократить время постобработки кадров.
Вид на небо через ND-фильтр / Фото: kevinlisota.photography
Ещё один распространённый тип фильтров — поляризационные. Это, пожалуй, один из самых необычных инструментов. Фишка поляриков в том, что они способны отсекать переотражённый (поляризованный) свет. Физика этого явления достаточно сложна, подробнее о ней мы писали в этом материале. На практике поляризационные фильтры позволяют убрать блики и отражения с блестящих поверхностей (например, при съёмке через стекло) и паразитные оттенки (актуально при фотосессии в лесу в пасмурный день).
Поляризационные фильтры часто используют пейзажисты, чтобы снимать виды с водой. Допустим, когда через её толщу видно камни на дне — это очень эффектно. Также полярик — полезный инструмент для фотографа-предметчика, которому приходится иметь дело с блестящими объектами.
Съёмка часов с поляризационном фильтром и без него / Фото: photigy.com
Часто в продаже можно встретить набор из всех трёх типов этих фильтров, который позволит конкретно и на деле познакомиться с их возможностями.
Отдельно стоит упомянуть эффектные фильтры — стёкла, которые позволяют получить сюрреалистический эффект на фото. Обычно это калейдоскопические или фрактальные фильтры, с помощью которых делают подобные картинки:
Несколько кадров с подобным фильтром украсят любую свадебную серию / Фото: videolinks.com
Чтобы добиться подобного эффекта, фрактальные фильтры делают необычных форм. Например, они могут выглядеть вот так.
Многочисленные грани создают интересные переотражения света / Фото: videolinks.com
Существуют и более простые эффектные фильтры. Иногда это просто прозрачный вариант, на который наклеено несколько полупрозрачных кристаллов.
При работе с такими фильтрами помните о том, что они любят свет. Максимум своего потенциала они покажут под солнцем или в помещении с гирляндами, а на улице в пасмурный день картинка будет более скучной.
Есть ещё степень просветления светофильтров. Она влияет на то, сколько света пропускает фильтр. Чем выше степень, тем меньше света будет «скрадывать» дополнительное стекло. Также просветление уменьшает отражение света от стекла и помогает сохранить контрастность. В целом, чем оно выше, тем лучше.
Фильтры бывают следующих типов: