Фотофоны применяют в фотографии очень часто для совершенно разных типов и жанров съёмок. Фон это не просто кусок материала, который находится за головой вашей модели. Тип и цвет фона могут быть главной фишкой съёмки, которая задаёт тон, настроение и идею. В этом тексте разберём, какие бывают фотофоны и в чём особенности каждого типа.
Съёмка на бумажном фоне / Фото: unsplash.com
Бумажные фоны — самый распространённый вариант и для предметной, и для портретной фотографии. К плюсам бумажных фонов можно отнести невысокую цену и большой выбор цветов. Фоны можно встретить в очень разных оттенках — от вечной классики (белый, чёрный, серый, беж) и до ярких и нестандартных решений вроде розового или ярко-жёлтого.
Яркие бумажные фоны позволяют создавать необычные фотосессии / Фото: unsplash.com
Фоны различаются по размеру. Это стоит учитывать при выборе подходящего: для предметной фотографии будет достаточно 1.35 метра, а для ростовых портретов необходимо хотя бы 2,7-3 метра в ширину. Это самый распространённый формат бумажных фонов.
Главный минус бумажных фонов — невысокая прочность и недолговечность. В студиях, где съёмки с фонами идут постоянно, бумажный фон — это одноразовый расходник. В идеальном варианте часть фона, на которую модель становится ногами, срезают и разматывают новые несколько метров после каждой съёмки. На деле это часто делается по мере того, как фон мнётся и пачкается.
Обычно фоны продаются рулонами по 10-11 метров. При экономном и аккуратном использовании этого хватает надолго.
Тканевые фоны — удобная альтернатива бумажным фонам. Они также хорошо подходят и для предметки, и для съёмки портретов. Тканевые фоны делают из льна, муслина, хлопка и синтетических материалов.
Главный плюс тканевых фонов в том, что они многоразовые. Даже если тканевый фотофон испачкался или помялся, его можно постирать и погладить. Но понятное дело, что и с таким фоном стоит обращаться осторожно — любую ткань можно порвать. Кроме того, такие фоны несравнимо удобнее в транспортировке — ткань можно достаточно компактно сложить.
В принципе, в качестве фотофона можно использовать отрез любой ткани. Но готовые решения удобнее в том плане, что у них есть специальные клапаны для крепления на штангу, оптимально подобранный размер и обработанные края.
В плане съёмки портрета тканевые фоны несколько более прихотливы в плане стилизации: например, под деловой мужской портрет они не очень подходят. В этом случае лучше выбрать всё же классический бумажный фон. Дело в том, что у тканевых фонов есть текстура, которая даёт снимкам определённую смысловую нагрузку.
А вот под женский портрет тканевый фон будет хорошей идеей.
Съёмка женского портрета на льняном фотофоне / Фото: Алиса Смирнова
При работе с тканевыми фонами важно следить, чтобы ткань не мялась, не заламывалась и не собиралась в складки — если это, конечно, не часть вашей идеи.
Очень популярный в последнее время вариант — фон из холста. Обычно у таких фонов выраженная текстура, которая позволяет создавать эффектные портреты в низком ключе в духе старых мастеров. Подобные фоны обычно ярко выделяются выраженной текстурой — крупными мазками краски на ткани.
Необычные фоны для необычных снимков / Фото: milanjosipovic.net, adlerfresneda.com
Подобные фоны долговечны, необычны и привлекают внимание. К недостаткам можно отнести немалый вес, чётко выраженную стилистическую окраску и стоимость. Обычно художественные фоны — достаточно дорогое удовольствие.
Один из самых бюджетных вариантов. Пластиковые фотофоны легки, долговечны, лишены какой-либо текстуры. Также к плюсам можно отнести то, что такие фоны можно не бояться испачкать — их можно мыть. Подобные решения часто используют для съёмки животных или каталожной предметной съёмки. Пластиковые фоны бывают матовые и глянцевые — последние дают блики.
У пластиковых фонов есть два существенных недостатка: во-первых, они обычно небольшие. Найти вариант для съёмки крупных предметов или ростовых сложно. Во-вторых, пластиковые фоны имеют тенденцию царапаться, поэтому с ними нужно работать достаточно осторожно.
Отдельно стоит отметить хромакей фоны — это те же бумажные фоны, но только ярко-зелёного цвета. Такой фон используется для того, чтобы на последующей обработке его можно было заменить на любое изображение. Зелёный цвет нужен, поскольку он максимально хорошо контрастирует с оттенком человеческой кожи и легко выделяется на постобработке.
При выборе хромакей-фона важно учитывать, что именно будет в кадре. Если вы планируете снимать супергероя в зелёном костюме, зелёный фон вам точно не подойдёт. В таких случаях используется, например, синий фотофон.
Снимок на хромакее и финальный результат / Фото: wreckdproductions.com
Хромакей фоны могут быть и бумажными, и тканевыми, и пластиковыми.
Складные фотофоны применяются для предметной съёмки и, например, съёмки видеоблогов — в случае, если камера зафиксирована в одном положении. Также складные фоны можно использовать для съёмки крупного портрета.
Съёмка со складным фотофоном / Фото: t2.gstatic.com
Чаще всего складной фон — это отрез ткани, натянутый на раму. Складные фоны сворачиваются также, как отражатели. Кстати комплект из белого и чёрного складных фонов — штука многофункциональная. При необходимости белый удобно использовать, как отражатель, а чёрный — как флаг.
Стандартное крепление для бумажных фонов вешается на стенку. В фотостудиях чаще используются системы креплений на три, четыре или больше фонов — чтобы при необходимости можно было использовать варианты разных цветов.
Настенная система крепления фонов / Фото: hypop.com.au
Крепления на стойках используются в основном для мягких тканевых фонов. Фон надевается через специальный клапан, либо просто вешается на штангу и прикрепляется специальными зажимами-прищепками. Такая конструкция проста в использовании, достаточно мобильна и позволяет драпировать фон очень по разному.
Ещё один плюс тканевых фонов и специальных рам в том, что с помощью подобной системы установки фона можно проводить фотосессии не только в студии. Например, в моде подобные съёмки в стиле Vogue.
Выглядит свежо и оригинально / Фото: thebareroad.com
Длина штанги может отличаться в зависимости от того, фоны какой ширины вы планируете использовать. Также существуют телескопические штанги, которые могут менять длину в соответствие с целью.
С такой конструкцией при большом желании можно использовать и бумажный фон: для этого рулон с фоном либо надевают на штангу, либо кладут на пол, а край фиксируют на штанге при помощи клипс.
Работать с бумажным фоном на подобной системе не так удобно — нужно следить за тем, чтобы рулон не крутился и не разматывался, но всё же это возможно.
Для лёгких фонов (например, для компактных бумажных, применяемых в предметной фотографии, или тонких пластиковых фонов) используются лёгкие крепления на одной стойке. Важный момент: не стоит пытаться установить на такую стойку полноценный бумажный фон — рулон будет перекашивать, он может упасть и помяться.