Приёмы композиции важны для создания гармоничного кадра не меньше, чем правильный свет или хорошая техника. В этом материале расскажем, что такое открытая и закрытая композиция в фотографии, а также негативное пространство. Объясним, как использовать эти приёмы и когда они уместны.
Основа компоновки этого кадра — много негативного пространства и открытая композиция / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Термины «открытая композиция» и «закрытая композиция» пришли в фотографию из живописи. Они имеют отношение к тому, как мы управляем взглядом зрителя, который будет смотреть на фото.
Закрытая композиция — это когда на снимке есть лишь один главный объект, и композиция построена таким образом, что ведёт взгляд зрителя именно к нему.
Классический вариант закрытой композиции — крупный портрет. Взгляд зрителя притягивает лицо модели, чаще всего — глаза / Фото: unsplash.com
Открытая композиция — это когда мы строим картинку таким образом, чтобы взгляд зрителя постоянно двигался по фотографии, скользил от точки к точке на снимке. Простейший приём на примере тех же портретов: фото со взглядом, направленным мимо камеры.
Когда взгляд модели направлен в сторону, зритель невольно начинает двигаться от её лица по направлению взгляда / Фото: unsplash.com
Есть ряд достаточно распространённых композиционных приёмов, построенных на использовании открытой и закрытой композиции. Рассмотрим некоторые из них.
Фрейминг. Это вариант с закрытой композицией, когда один объект находится в рамке, созданной другим. Часто фрейминг используется, например, в пейзажной фотографии.
Подобная рамка — отличный способ сконцентрировать внимание зрителя / Фото: unsplash.com
Рамки могут представлять собой разные вещи: окна, двери, ветки деревьев, даже руки другого человека.
Ещё один пример фрейминга — руки матери, обнимающие младенца. Вместе со взглядом, направленным в камеру, они образуют закрытую композицию / Фото: Алиса Смирнова
Противоположный эффект дают ведущие линии: они заставляют взгляд смотрящего скользить по снимку.
При такой компоновке фотографии внимание будет плавно перемещаться от человека к горам на заднем плане. Вместе с дорогой, по которой идёт главный герой / Фото: unsplash.com
Ещё одна важная вещь — направление взглядов людей на снимке. Мы уже говорили, что с помощью отведённого в сторону взгляда легко создать открытую композицию, но можно сделать и закрытую.
Например, посмотрим на такое фото:
Взгляды молодожёнов перекрещиваются и фокусируются друг на друге, формируя устойчивую и статичную закрытую композицию / Фото: Алиса Смирнова
Если в кадре есть люди, их взгляды — вообще один из мощнейших приёмов управления вниманием. Когда человек видит человека, он первым делом неосознанно ищет его глаза, поскольку так работает наша психика.
Слева —открытая композиция, несмотря на фрейминг. Справа — закрытая / Фото: Алиса Смирнова
Фишку со взглядами очень часто используют в рекламной и каталожной фотографии. Если внимательно присмотреться, на фотосессиях для брендов одежды или украшений модель почти никогда не смотрит в камеру. Это нужно, чтобы зритель смотрел на товар, а не на человека в кадре.
Иногда лицо могут вообще не показывать, чтобы оно не отвлекало / Фото: unsplash.com
Также на характер композиции может влиять кадрирование снимка. Посмотрите на картинку ниже — открытая это композиция или закрытая? Не совсем тривиальный вопрос.
Здесь не самый очевидный пример открытой композиции / Фото: unsplash.com
Посмотрим, почему так. Да, тут есть перспективные линии, но они не слишком хорошо считываются: уходящая вдаль улица изгибается и плотно заставлена автомобилями. Здесь за формирование открытой композиции отвечает кадрирование. Дома справа и слева отрезаны наполовину, и наш мозг начинает неосознанно достраивать отсутствующую часть объекта — это и создаёт открытую композицию.
Понимание, что такое «негативное пространство», и умение с ним работать позволяет создавать впечатляющие минималистичные снимки. А учитывыя, что минимализм в фотографии сейчас на волне, с этим понятием точно нужно разобраться.
Итак, негативное пространство — это те области на фотографии, где ничего нет. Нет объектов, динамики, выраженных паттернов и яркого цвета. Области, где глаз зрителя отдыхает.
Айсберг и корабль — позитивное пространство. Вода вокруг — негативное пространство / Фото: unsplash.com
Если первая причина использовать негативное пространство — дать глазу зрителя отдохнуть, то вторая — показать масштаб. И этот снимок — отличный тому пример: на фоне огромного пустынного моря айсберг и корабль кажутся маленькими и одинокими.
Кроме того, у большого, не заполненного ничем, пространства есть свойство тянуть взгляд зрителя от себя, концентрируя его внимание на главном объекте.
Также негативное пространство можно использовать, чтобы продемонстрировать направление взгляда человека в кадре. Сравним две фотографии.
В горизонтали этот снимок выглядит существенно лучше, потому что главному герою есть куда смотреть. В вертикали взгляд упирается в край кадра, и становится тесно / Фото: unsplash.com
Также при помощи негативного пространства автор снимка может передавать собственные эмоции: задумчивость, грусть, одиночество, потерянность, покой.
О чём вы думаете, когда смотрите на эту платформу в тумане? / Фото: unsplash.com
Перейдём от теории к практике. Где и как снимать кадры с негативным пространством? Это можно делать, например, в студии, используя однотонный фон.
Классический портрет на белом по сравнению с портретом в интерьере / Фото: Алиса Смирнова
Фон не обязательно должен быть именно белым. Можно использовать также чёрный, любой тёмный или светлый оттенки не слишком агрессивных цветов. Яркий — допустим, красный — фон уже трудно назвать негативным пространством, он часть позитивного и также участвует в композиции фотографии.
Ещё негативное пространство можно найти в природе. В числе самых простых вариантов — однотонное небо в пасмурный день, черная ночь или плотный туман. А зима вообще дарит идеальный холст для минималистов.
Альпинисты штурмуют гору в густой метели. Идеальный пример использования негативного пространства / Фото: unsplash.com
Отказ от негативного пространства также может быть композиционным приёмом. Такой подход позволяет подчеркнуть близость, интимность или тесноту и скученность.
Например, на этом фото кадрирование полностью отсекает негативное пространство. Уместный ход, чтобы подчеркнуть страсть и поглощённость друг другом влюблённых / Фото: unsplash.com
И напоследок — креативный вариант использования негативного пространства. На снимках изображены люди, а негативное пространство между ними принимает форму домашних животных. Это социальная реклама, призывающая взять питомца в семью.
Интересный игровой приём, который стоит взять на вооружение / Фото: petapixel.com