Концертные фото: как снимать и как обрабатывать

Концертная фотография — один из самых сложных и требовательных к технике жанров. Из-за вспышек софитов и стробоскопов легко получить проблемы со смазами, шумы, пересветы — и всё это в пределах одного кадра. О том, как фотографировать концерты и получать красивые фото, читайте в нашем материале.


Свет, контрастные тени, дым, стремительное движение — всё это делает концертную фотографию очень непростой задачей / Фото: unsplash.com

В этой статье:

  1. Трудности при фотографировании концертов
  2. Технические проблемы съёмки концертов: смазы, шумы и пересветы
  3. Обработка концертных фото

Трудности при фотографировании концертов

Один из ключевых вопросов при подготовке к съёмке концертов и других выступлений — аккредитованы ли вы на мероприятие. От этого во многом зависит то, с каким оборудованием и в каких условиях вам придется работать, а значит, и вероятность потенциальных проблем.

Например, если речь идёт о концерте местной группы в камерном баре, трудности обычно не возникают: и музыканты, и организаторы только рады, когда кто-то бесплатно делает им сотню-другую снимков. В этом случае работа скорее похожа на заказную съёмку, ведь возможностей у фотографа максимум. Допустим, можно принести с собой источники импульсного света, расставить по углам на стойках и работать по своей комфортной схеме.


Камерные концерты в барах и небольших клубах снимать проще. Иногда даже удаётся сделать несколько постановочных кадров в паузах или перед началом / Фото: unsplash.com

Если это большой концерт известного исполнителя, нужно быть готовым к тому, что и секьюрити, и зрителям может не понравиться появление человека с профессиональным оборудованием. Более того — на некоторые мероприятия с камерой в принципе не пускают.

Но даже если строгих правил относительно съёмки нет, фотографировать из толпы — занятие сложное и сопряжённое с рисками для фототехники. В давке вас могут толкнуть или выбить камеру из рук, поэтому пытаться снимать концерт из зрительного зала — не лучшее решение.

Понятно, что есть концерты с посадкой, где не придётся протискиваться в толпе, но, к сожалению, толкучкой проблемы не ограничиваются. Как правило, в кадр попадают головы других зрителей, а если попытаться этого избежать, подняв камеру выше, вы наверняка закроете обзор людям позади вас.


Типичный кадр из зрительного зала / Фото: Алиса Смирнова

Если у вас статус официального фотографа, обычно есть два базовых сценария: либо вас ставят у сцены — в небольшое огороженное пространство перед барьером; либо, если предусмотрены сидячие места, в дальний конец зала — рядом с будкой звуковика и оператора света. В первом случае для съёмки вам понадобится широкоугольный или сверхширокоугольный объектив. Во втором — светосильный длиннофокусник.

Однако при любом из этих сценариев нужно быть готовым к тому, что вам позволят снимать 2-3 песни, а затем попросят удалиться, чтобы не мешать зрителям — этот момент лучше уточнить заранее.


Иногда фотографам позволяют подняться на сцену. Оттуда можно снять очень эффектные кадры со зрителями на сверхширокоугольные объективы / Фото: unsplash.com


Технические проблемы съёмки концертов: смазы, шумы и пересветы

Половина успеха зависит от того, насколько в помещении, где вы снимаете, качественный свет, и насколько грамотно его настроил специалист. Это неприятно, но на концертной площадке приходится работать с тем, что есть. Допустим, если оператор света сделал хорошую схему, в которой учитывается и положение музыкантов, и фоновое освещение, снимать будет просто и приятно. Но если в клубе неизменно используется одна и та же схема — не важно, на сцене пятеро рокеров или один стенд-ап комик, — а что такое фоновый свет никто вообще не слышал, то вам придётся потрудиться.

Итак, что делать, если свет сложный? Первое — забудьте про ручной режим. Если кто-то вам посоветует снимать концерты в режиме M, не думайте прислушиваться: когда свет быстро меняется или работают стробоскопы, успевать подбирать нужные параметры экспотройки руками нереально — лучше доверить это автоматике.


Снимать в подобных условиях с ручными настройками — полное безумие / Фото: unsplash.com

Можно снимать в одном из полуавтоматических режимов: приоритете диафрагмы (если в помещении темновато и важно большую часть времени держать её открытой) или приоритете выдержки (если есть тенденция к смазу). Можно фиксировать и выдержку, и диафрагму, но в этом случае обязательно ставьте ISO на автомат, чтобы камере было за счёт чего компенсировать внезапную вспышку света или сиюминутную темноту.

Выведите на экран гистограмму и следите за тональностью снимка по ней. Не верьте глазам своим! Да, обычно советуют проверять по экрану, что конкретно получается, но в темноте на концерте большинство дисплеев камер врут: может казаться, что картинка достаточно светлая, но на деле она будет сильно недосвеченной.

Если есть пересветы, используйте экспокоррекцию на -1. Важно: чтобы экспокоррекция работала, нужно снимать не в ручном режиме. Когда все три параметра экспотройки зафиксированы, экспокоррекция просто не будет работать.

Если у вас Nikon, используйте режим экспозиции по светам. В нём камера выбирает настройки с поправкой на то, что главный объект съёмки — света, и их надо хорошо проработать. Этот режим отлично подходит для сценического света.

Берегитесь лазеров — ими можно запросто прожечь себе дырку на матрице. Это не пугалка, и не городская легенда, это реальная опасность. Если в свете используются лазеры, лучше вообще отказаться от съёмки.


Если лазер прилетит на матрицу беззеркалки, такое пятно останется с вами навсегда и будет на всех кадрах / Фото: fstoppers.com

Используйте механический затвор, поскольку электронный иногда может выдавать фликер — параллельные тёмные и светлые полосы через весь кадр. Проблема фликера решается подбором правильного значения выдержки (она должна быть кратной 50), но чтобы не забивать себе этим голову, можно просто использовать механический затвор.

Исключение — если это театр или опера, где света много, а шуметь не желательно. В этом случае лучше использовать как раз электронный бесшумный затвор, чтобы не отвлекать щелчками зрителей.

Снимайте в RAW. Если свет мигает или очень контрастный, про съёмку JPEG лучше забыть. RAW хранит больше информации о цвете и позволит спасти те кадры, которые в JPEG точно улетели бы в технический брак.


Обработка концертных фото

Чаще всего главная проблема снимков с концертов — избыточный контраст и пересветы. Наш лучший друг в этом случае — имитация HDR. Поправить это можно в RAW-конверторе, в котором вы работаете. В Adobe Lightroom это будет выглядеть примерно так:


Highlights/Светлые участки вниз, а Shadows/Тени вверх / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Если картинка выглядит слишком плоской, можно немного потянуть вверх Whites/Блики.

Также при обработке концертных фотографий очень полезно научиться работать с масками в Lightroom. У последних версий ещё есть интеллектуальные маски, которые умеют сами определять главный объект кадра — с ними работать очень удобно.

Можно выделить музыкантов на сцене и локально их осветить, затемнить или добавить контраста. В остальном обработка концертных фотографий не слишком отличается от работы любой другой репортажки, определяется вашим стилем и подходом к обработке. 


Кто-то предпочитает чистый цвет, кто-то — выраженные тонирования / Фото: unsplash.com

Лайфхак: если в фото всё-таки прокрался ощутимый техбрак (вы пересветили кадр или, напротив, картинка получилась тёмной), переведите фотографию в ч/б. Часто черно-белый фильтр прощает и несильные пересветы, и шумы, которые даже можно преподнести как фишку — сказать, что это обработка под старую плёнку.


Кроме того, концерты в ч/б смотрятся стильно / Фото: unsplash.com

Напишите нам