Красивые размытые фото: как сделать несовершенство завораживающим

Мы привыкли к тому, что размытость или расфокус на фотографиях — это брак. Однако в умелых руках он может стать дополнительным средством художественной выразительности. О том, как и зачем снимать красивые смазанные фото, читайте в этом материале.


Поезд совершенно размазан, и это прекрасный способ передать на неподвижной фотографии стремительное движение / Фото: unsplash.com

Оговоримся: не любой смаз художественно обусловлен, и он по умолчанию не делает заурядное фото шедевром. Учитывайте, что техники и приёмы, о которых речь пойдёт ниже, не всегда уместны. Если задача — снять семейное фото или отфотографировать товары для маркетплейса, лучше обойтись без подобного творчества. Но в противном случае размытие может добавить снимку баллов.

  1. Расфокус как художественный приём
  2. Смаз движения и длинная выдержка
  3. Длинная выдержка и пейзажная фотография
  4. Съёмка движения с проводкой
  5. Смаз движения + импульсный свет

Расфокус как художественный приём

Строго говоря, все «нерезкости» в фотографии можно поделить на смазы и расфокусы. Первые возникают из-за слишком длинной выдержки, вторые — из-за того, что камера сфокусировалась не там, где надо. Например, на фоне за спиной человека в кадре.


Каждый, кто хоть раз брал камеру в руки, делал подобные кадры / Фото: unsplash.com

Такую картинку легко получить случайно: если фокусировочная точка ушла куда-то на задний план, а не на главного героя кадра. Но можно сделать и специально. Например, чтобы подчеркнуть, что главный герой — не человек, а пейзаж. 

Впрочем, в случае с этим сюжетом аргумент крайне натянутый. А вот другой кадр — из этой же серии, с тем же приёмом, но гораздо удачнее.


Здесь девушка стоит спиной, а её взгляд явно упирается в дом на горизонте. Это делает композицию цельной и фокус на заднем плане вполне оправданным / Фото: unsplash.com

Такой снимок интересно разглядывать. Можно поразмышлять о том, что героиня видит в этом доме, чем он особенен для нее: возможно, когда-то она жила здесь и возвращается спустя годы.

Чтобы получить подобный эффект, нужен, во-первых, относительно светосильный объектив — со значением диафрагмы хотя бы в 2.8. Для минимальной глубины резкости диафрагма должна быть максимально открытой. Далее либо ставим фокусировочную точку на фон, либо работаем в режиме ручного фокуса. 

Ещё одна причина намеренного расфокуса — стремление сделать красивые круги боке при съёмке огней и ламп. Чтобы ореолы были крупными, они должны быть не в фокусе, и чем дальше от них окажется точка фокусировки, тем выразительнее получится результат.


Девушка с зонтиком, обмотанным гирляндой, стоит в паре метров, фокус уведён далеко на задний план / Фото: Алиса Смирнова

Этим же способом снимают абстрактные картинки с бликами, которые многие так любят ставить в качестве обоев на телефон.


Вроде, ничего лишнего, но снимок с настроением / Фото: unsplash.com


Смаз движения и длинная выдержка

Второй вид нерезкости — смаз. Он происходит, когда объект в кадре движется и выбрана слишком длинная выдержка.

Два слова про матчасть. Как снимать, чтобы вся фотография была четкой и отдельные объекты (например, бегающие дети) не размазывались — отдельный длинный разговор. Базовая цифра, от которой можно отталкиваться — выдержка в 1/125 и короче: 1/250, 1/500 и т.д. Обычно при этих значениях средний человек фотографию не размажет. Впрочем, многое зависит от фокусного расстояния объектива, навыка фотографа и других факторов, но сейчас на этом подробно останавливаться не будем.

Поэтому, если нужно, чтобы в кадре что-то размазалось, требуется более длинная выдержка: 1/30, 1/10, 1/2. Чем длиннее, тем больше будет смаз. Например, если хочется, чтобы идущие люди лишь слегка смазались — 1/30, а если надо превратить их в нечитаемые полосы — 1/2 и длиннее.

Длинную выдержку также часто используют как художественный приём, который позволяет добавить кадрам немного магии. Канонический пример с размытым от движения поездом стоит на обложке этого текста. Точно так же актуален он, например, для стрит-фото.


Подмазанные люди передают атмосферу суеты на вокзале / Фото: unsplash.com

Главная фишка этого приёма — в кадре должно быть что-то резкое (в этом сюжете, например, стены, пол и потолок здания вокзала), иначе у зрителя возникнет просто ощущение технического брака.

Чтобы добиться этого эффекта, нужно использовать штатив. Дело в том, что на выдержках, которые необходимы для «размытия» прохожих, сложно удержать камеру в руках настолько неподвижно, чтобы не размылся весь кадр. Поэтому без дополнительного оборудования здесь не обойтись. 


Также милые снимки с длинной выдержкой можно сделать, например, в ходе свадебной фотосессии / Фото: slrlounge.com


Длинная выдержка и пейзажная фотография

Этот приём широко используется при съёмке пейзажей. Например, чтобы размыть звёзды, превратив их в полосы на небе, или сделать гладкой воду с небольшой рябью.


Длинная выдержка, звёзды и северное сияние / Фото: Алиса Смирнова

Большая проблема, с которой сталкиваются фотографы-пейзажисты при использовании длинных выдержек — пересветы. Чем длиннее выдержка, тем дольше свет, который есть в сцене, воздействует на матрицу камеры. Если нужны экстремальные значения этого параметра (например, для звёзд иногда они могут достигать даже не минут, а часов), света может оказаться слишком много. Тот же фонарь над корабликом на этом снимке способен испортить фото, если выдержка будет достаточно длинной.

Чтобы уменьшить количество света, можно использовать нейтральный фильтр. Особенно это актуально при фотографировании дневных пейзажей.


На длинной выдержке струи воды в ручье выглядят вот так, что позволяет передать течение воды / Фото: unsplash.com


Съёмка движения с проводкой

Ещё один частный случай съёмки с длинной выдержкой — это съёмка с проводкой. Он применяется при фотографировании стремительного движения: например, автогонок или других быстрых видов спорта.


Машина резкая, фон совсем размыт / Фото: unsplash.com

Чтобы добиться такого эффекта, нужно снимать на длинной выдержке, следя камерой за движущимся объектом. Объектив нужно вести следом за спортсменом или автомобилем с той же скоростью, с какой двигается он. Звучит сложно? Да. И на практике очень непросто. Если берётесь за такие задачи, будьте готовы, что получится один кадр из сотни.


Смаз движения + импульсный свет

Ещё один интересный способ использовать смаз движения — съёмка на длинной выдержке в комбинации с импульсным светом. Здесь не нужен штатив, зато потребуется мощная вспышка. В результате получаются подобные сюрреалистичные картинки.


Один-два подобных кадра украсят фоторепортаж с любой вечеринки / Фото: Алиса Смирнова

Если хотите добиться подобного эффекта, нужно чтобы в помещении было хотя бы немного света: софиты, стробоскоп, фотофонарь, «постоянник» — всё отлично пойдёт. Когда совсем темно, и единственный источник — импульс, смаз не получится. И ещё один технический момент: в камере должен быть включен режим синхронизации по задней шторке. 

Суть этого приёма в том, что вы снимаете кадр на длинной выдержке (в 1-2 секунды, например), а объекты за это время слегка размазываются. Потом их освещает вспышка, фиксируя и «замораживая» в последней фазе движения. В результате в одном кадре сохраняются и размазанный след от объекта, и более чёткий, схваченный вспышкой.

Напишите нам