Зима — очень фотогеничное, но не самое простое для съёмок время года. Главный минус кроется в том, что снег — коварный объект для фотосессий, а автоматика камер далеко не всегда с ним справляется.
О том, какие особенности есть у обработки зимних фотографий и как получить качественные снежные снимки, читайте в этом материале.
Зимние фото не обязаны быть белыми-белыми. Посмотрите, как прекрасен иней в лучах низкого солнца / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Одна из распространённых проблем при зимней съёмке в солнечный день — сильный контраст и потеря информации на белых фрагментах снимка. Как правило, речь здесь идёт о снеге, обильно залитом солнцем.
Пейзаж в тени хорошо проработан, но склон горы, на который падают прямые солнечные лучи, слишком светлый / Фото: unsplash.com
Попробуем исправить проблему в Adobe Lightroom. Для этого нам потребуется блок общих настроек: немного опускаем экспозицию, а также блики и света (Whites и Highlights).
Теперь на горе можно рассмотреть больше деталей / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Пересветы в снежный день — довольно коварная штука, и убрать их полностью получается не всегда. Однако вытянуть из светлых пятен больше информации можно, если изначально снимать фото в формате RAW.
Также для сложных зимних условий полезна техника HDR — это приём, когда делаются сразу несколько снимков с разной экспозицией, которые потом автоматически объединяются в один. Важный момент: для полноценного использования HDR нужно, чтобы камера была абсолютно неподвижной — например, стояла на штативе. Причём для зимних съёмок лучше всего подходят алюминиевые штативы: они надёжные и хорошо выдерживают низкие температуры.
Как защитить камеру от мороза и какие настройки выставлять, чтобы меньше корректировать зимние фото, читайте в этом материале.
Часто на зимних снимках, особенно в пасмурную погоду, встречается обратная проблема — недоэкспозиция на ступень. Проще говоря, это случай, когда кадр получается темноват, поскольку автоматика камеры не смогла совладать с белизной снега.
Красивый пейзаж, но нет белой точки: снег выглядит серым, а всё изображение — избыточно мрачным и малоконтрастным / Фото: unsplash.com
К счастью, эту ошибку нетрудно исправить. Нужно поднять экспозицию примерно на ступень и, возможно, добавить немного контраста.
Добавляем ступень экспозиции, немного контраста, света — и картинка уже не выглядит настолько мрачной / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Ещё одна проблема, с которой можно столкнуться — неправильный баланс белого. Когда мы ждём, что снег на снимке будет белым, а он получается синим или жёлтым, становится очевидно, что что-то пошло не так.
Посмотрим на этот портрет лисички:
Резкость, сюжет, композиция — все прекрасно. Но снег насыщенно синий, и многим людям это будет резать глаз / Фото: unsplash.com
Править баланс белого в Lightroom очень просто. Берём инструмент «Пипетка» и кликаем им по чему-то белому — например, по снегу.
Вариант снимка с исправленным балансом белого / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Баланс белого на зимних фотографиях — это очень важно, но становиться заложниками «правильного» баланса не стоит. Одна из главных интересных особенностей белого цвета в том, что он хорошо отражает другие цвета. Поэтому, если вы снимаете пейзаж на закате, снег может быть и розовым, и синим. Сравним два варианта с разным балансом белого.
Слева — автобаланс, справа — выровненный по снегу. В принципе оба варианта имеют право на жизнь, но посмотрите, сколько цвета потеряло небо справа / Фото: unsplash.com
Так что, если в кадре есть источник откровенно подкрашенного цвета — например, красный, фиолетовый или других оттенков закат, — снег вполне может быть цветным.
Кроме того, в яркий солнечный день снег может быть синим, особенно в тенях — это совершенно нормально и в редактировании не нуждается.
Снег, налипший на тросы канатной дороги, белый, но посмотрите, насколько красивый и глубокий синий получился в тенях / Фото: unsplash.com
Зимние фотографии — это не только снежные пейзажи. Не менее интересно смотрятся портреты: например, снятые около окна, разделяющего тёплую комнату и холодную улицу, или снимки в городе, среди новогодних декораций.
Зима кажется не такой холодной среди ярких огней / Фото: Алиса Смирнова
При съёмке подобных картинок можно сделать огни ещё более тёплыми и яркими, чтобы подчеркнуть особую атмосферу волшебства. Для этого используйте инструмент HSL в Lightroom: с его помощью получится локально усилить насыщенность и изменить оттенок отдельных цветов.
Делаем жёлтый и оранжевый ярче / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Единственная загвоздка здесь в том, что настройки будут также влиять на цвет лица модели: кожа тоже станет насыщеннее. Если это портит кадр, можно использовать маску с более холодным балансом белого и уменьшенной насыщенностью, чтобы компенсировать коррекцию.
Фотография неплохо выглядела и с более жёлтой кожей, но если хочется это исправить, можно сделать так / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Ещё один вариант получить красивые зимние фото — совсем избавиться от цвета, сделав чёрно-белые снимки. Такой зимний монохром в высоком ключе выглядит лаконично и эффектно.
Особенно хорошо этот вариант подходит, если у снимков есть лёгкие оттенки — не закатные краски или солнце — и слегка желтоватый или синеватый снег.
Тёмные стволы на выбеленном снегопадом фоне создают выразительный контраст / Фото: unsplash.com
Большей атмосферности зимним фотографиям добавляет снег в воздухе. Иногда с погодой везёт, и удаётся поснимать в красивый снегопад, но если осадков нет, снежинки можно «поселить» и на готовой фотографии. Например, посмотрим на этот снимок.
Эту картинку летящие снежинки явно украсят / Фото: unsplash.com
Самый простой способ добавить снежинки — найти на просторах интернета готовые шаблоны (оверлеи) и наложить их на фото в отдельном слое в Adobe Photoshop. Чтобы это сделать, работайте в режиме наложения Screen/«Экран».
Оверлей выглядит как снег на чёрном фоне / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Попробуем добавить один из шаблонов на наше изображение. Слой можно растягивать и смещать, чтобы снежинки занимали оптимальное положение, но следите за тем, чтобы они не слишком перекрывали человека в кадре.
Получается вот такой эффект, который к тому же добавил кадру объёма / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Не бойтесь экспериментировать с шаблонами. Нередко получаются интересные изображения, если совместить на одном снимке сразу несколько разных оверлеев.