Простые схемы освещения


Фотография: digital-photography-school.com

Правильное освещение — основа любой хорошей фотографии, особенно это касается портретов. Грамотно выставленный свет не только создаст нужную атмосферу в кадре, но и подчеркнёт сильные стороны вашей модели, а также поможет скрыть недостатки. Сегодня рассмотрим несколько простых схем освещения на примере портретной фотографии.

С каким светом снимать

Вы можете использовать как естественное освещение (на улице или через окно), так и специальные осветители. Естественный свет может быть очень красив (особенно в «золотой час»), но его сложнее контролировать и он не всегда даёт нужный нам световой рисунок.

Что касается искусственного освещения, то для всех приведённых ниже схем подойдёт, как постоянный, так и импульсный свет.

Постоянный свет остаётся включённым на протяжении периода съёмки, в отличие от импульсного, который активируется на короткое время, когда вы нажимаете на кнопку затвора фотоаппарата.

Постоянный свет — отличный вариант для начинающих фотографов, потому что с ним вы сразу видите световой рисунок. Благодаря этому он отлично подойдёт для обучения. А ещё постоянный свет можно использовать и для съёмки фото, и для видео.

В качестве универсального постоянного осветителя для портретов мы рекомендуем Raylab RL-100 Sunlight 3200-6500K. Его мощности хватит для большинства задач, а универсальное крепление Bowens позволяет использовать с ним любые софтбоксы, октобоксы и другие модификаторы.

Импульсный свет благодаря его мощности часто выбирают профессиональные фотографы. Он подходит для любых жанров и типов фотографии, но сложнее в освоении для новичков. Подробнее почитать про плюсы и минусы разных типов освещениявы можете в нашем Гиде для начинающего фотографа.

Если вы хотите приобрести универсальный бюджетный импульсный осветитель, рекомендуем обратить внимание на Raylab Axio III RX-400. Отличный вариант по соотношению цены и качества с удобной панелью управления, креплением Bowens и мощным пилотным светом для тестирования ваших световых схем.

Также очень полезной для любого фотографа вещью, которая будет появляться во многих описанных нами световых схемах, будет отражатель. Благодаря отражателю вы сможете разнообразить любой световой рисунок, даже при использовании единственного источника освещения.

Схемы 

Есть почти бесконечное число различных схем света для портретов, но большинство из них представляют собой вариации или комбинации семи ключевых стилей:

  • петля;
  • рембрандтовский;
  • боковой (разделяющий) свет;
  • бабочка и ракушка;
  • длинный свет;
  • короткий свет;
  • контровый свет ;

Каждую из этих схем можно реализовать всего с одним источником освещения, а добавив дополнительные источники, модификаторы и аксессуары вы можете получить практически бесконечные вариации световых рисунков

Важно!

В большинстве представленных ниже схем вы можете свободно менять угол съёмки/камеры по отношению к модели, минимально влияя на общий световой рисунок.

Гораздо более важно то, где вы располагаете сам источник света по отношению к вашей модели.

Петля


Примеры «петли» с более резкими (слева) и смягчёнными тенями (справа). Фотография: Oscar J Harper / photographyskool.com

Световая схема «петля» — одна из самых простых и популярных в портретной фотографии. С ней вы тонко подчеркнёте черты лица модели, создавая мягкие тени на щеке, противоположной источнику освещения.


Кому подойдёт: эта схема хорошо подходит практически для всех моделей. Редким исключением могут стать люди с заметно искривленной носовой перегородкой, однако если вы хотите получить брутальный портрет, эта схема, напротив, станет отличным вариантом.

Как получить: для создания «петли» расположите источник освещения под углом 45° к модели, чуть выше уровня глаз и под небольшим углом вниз. В качестве источника лучше всего подойдёт осветитель с большим софтбоксом/октобоксом или рассеянный естественный свет. 

Регулировка угла и высоты источника изменит внешний вид теней, так что вы можете смело экспериментировать, пока не будете довольны получившимся световым рисунком.

Для смягчения теней поместите отражатель или ещё один источник освещения (лучше если он будет более слабым и очень мягким — это так называемый заполняющий свет) с противоположной стороны от модели.

Рембрандтовский свет


Рембрандтовский свет с одним источником. Фотография: mangostreetlab.com

Схема, получившая название в честь легендарного голландского художника, сделавшего этот световой рисунок своей фирменной «фишкой». Технически схема похожа на «петлю», но в этом рисунке есть одна характерная черта — треугольник света на щеке, в месте где соединяются тень от носа и скулы.


Слева: рембрандтовский свет с одним источником. Справа: пример рембрандтовский света с двумя источниками — рисующим и заполняющим.

Как получить: чтобы создать световой рисунок в стиле Рембрандта, расположите источник света под углом примерно 30° к модели, чуть выше её головы и слегка наклонив вниз (источник, не голову). Отрегулируйте высоту и угол света в соответствии с индивидуальными особенностями лица вашей модели, обратите особое внимание на блики в глазах. 


Рембрандтовская схема со светом от окна и заполнением с помощью отражателя. Фотография: Sergey Bidun/bidunart.com

Если вы снимаете с фиксированным источником света, типа света от окна, двигать придётся не источник, а модель — ищите правильное расположение пока не появится характерный треугольник света на щеке и блики в глазах.

  • Чтобы размягчить края теневой стороны, нужно рассеять источник освещения: используйте софтбокс, фотозонт или тюль, если снимаете с естественным светом из окна.
  • Чтобы наоборот сделать тени более резкими, установите на софтбокс соты. Также можно попробовать вообще снять любые модификаторы с вашего осветителя, однако свет может получиться слишком резким. В таком случае попробуйте отодвинуть источник подальше от модели.

Для того, чтобы немного заполнить детали в теневой части, поместите с противоположной стороны отражатель или приглушённый второй осветитель. Будьте аккуратны, чтобы не пересветить теневую сторону, потеряв характерный рембрандтовский треугольник.

Боковой (разделяющий) свет


Фотография: Christopher Campbell/katebackdrop.com

Такое освещение эффектно «делит» лицо на две половины: одна хорошо освещена, другая находится в тени. Это создаёт драматическую атмосферу и придаёт модели загадочный вид. Усилить эффект можно, подчеркнув контраст между освещенной и затенённой половиной.


Как получить: для создания разделяющего света просто поместите источник под углом 90° к модели. 

  • Для увеличения контраста между светлой и тёмной стороной, увеличьте яркость источника или переместите его ближе к объекту, при этом минимизируя количество света, попадающего на теневую сторону.
  • Для уменьшения контраста, приглушите источник света, расположите его дальше от объекта и/или заполните тени на другой стороне лица с помощью отражателя, расположив его с противоположной стороны под углом от 90 до 45° к модели.

Бабочка и ракушка


«Бабочка». Фотография: Dmytro Tolokonov/katebackdrop.com

Характерные черты этого светового рисунка — тень, очертаниями похожая на бабочку, которая появляется под носом модели, а также мягкие тени под скулами и подбородком. 

Эта схема идеально подходит для фэшн и бьюти-фотографии — вы получаете очень мягкое и ровное освещение, которое при этом приятно «моделирует» форму лица.


Слева: схема для «бабочки» Справа: схема для «ракушки» (отражатель или дополнительный источник внизу).

Кому подходит: «бабочка» лучше всего подходит людям с вытянутой формой лица и выраженными скулами.

Как получить: чтобы создать такой световой рисунок, поместите вспышку с установленным софтбоксом или портретной тарелкой (в качестве альтернативы можно использовать большой кольцевой LED-осветитель) прямо над камерой и немного позади неё. Осветитель должен располагаться достаточно высоко, чтобы создавать блики в глазах модели. 

Для получения большего или меньшего контраста, переместите источник света немного дальше или ближе к модели.


«Ракушка» — более мягкий вариант «бабочки». Фотография: slrlounge.com

Если вам нужны более светлые тени и более «мягкий» общий вид в высоком ключе (так называются все кадры в светлой тональности), поместите отражатель или небольшой софтбокс под основной источник, слегка наклонив его основание к объекту. Такую схему называют «ракушкой» из-за того, как выглядят два этих модификатора вместе.

Длинный свет


Фотография: digital-photography-school.com

Длинный свет — это любой стиль освещения (петля, разделяющий, рембрандтовский свет и т.д.), но с одной оговоркой: освещённая часть лица должна быть направлена к камере. При использовании этого метода будет освещена бóльшая часть лица, попадающая в кадр, что отлично подходит для портретов в высоком ключе.

Кому подойдёт: Поскольку длинный свет визуально расширяет переднюю сторону лица, он идеально подходит для вытянутой формы лица, а также для подчеркивания формы скул/щёк.


Как получить: Для создания широкого освещения поверните модель вбок от основного источника света и сфотографируйте подсвеченную часть лица.

Короткий свет


Фотография: digital-photography-school.com

Короткий свет, как можно догадаться из названия — противоположен длинному. Это любой стиль освещения (петля, разделяющий, рембрандтовский свет и т.д.), но на этот раз к камере обращена затемнённая часть лица. Из-за того, что большая часть лица будет находится в тени, этот приём хорошо подходит для потретов в низком ключе (с преобладанием тёмных тонов).

Кому подойдёт: короткое освещение создаёт визуальный эффект сужения, но в целом, подходит для любых форм лица.


Как получить: чтобы создать короткий свет, поверните модель вбок к основному источнику света и сфотографируйте сторону лица, остающуюся в тени.

Контровый свет


Слева: контровый свет без заполнения. Фотография: studiobinder.com. Справа: контровый свет с заполнением. Фотография: Mike Glatzer Photography.

 Контровый свет (он же контражур) — это схема, в которой источник освещения располагается прямо за спиной модели. При эффективном использовании, будь то в студии или на улице в «золотой час», он позволяет получить яркий контур (контурный свет), который отлично выделяет объект.


Слева: контровый свет без заполнения. Справа: контровый свет с заполнением при помощи рефлектора.

Как получить: расположите осветитель сзади модели, а для наилучшего результата убедитесь, что источник не видно в кадре. 

  • Вы можете драматично обрисовать силуэт объекта, используя всего один источник света. Для этого нужно экспонировать кадр по самым светлым участкам (хайлайтам): с помощью точечного экспозамера выберите самый яркий участок кадра, либо уменьшайте яркость всего снимка (например с помощью диска компенсации экспозиции) пока всё, кроме самых светлых участков, не станет чёрным.
  • Для более сбалансированной экспозиции, в которой будут видны все черты вашей модели, поместите отражатель или приглушённый рассеяный второй источник освещения (подойдёт софтбокс) между вашей моделью и камерой для заполнения теней.


Для более детальной проприсовки силуэта можно использовать два контровых источника, расположенных сзади под 45 градусов.


Контровый свет с двумя источниками. Фотография: studiobinder.com

При подготовке статьи использовались материалы ресурса www.camerapro.com.au.


Напишите нам