Размер матрицы фотоаппарата: на что влияет, как выбрать

Одна из важнейших характеристик, на которую стоит обращать внимание при выборе фотокамеры — размер её матрицы. Основные варианты, которые сегодня можно встретить в продаже — это полный кадр (фуллфрейм), кроп и микро 4/3. Кроме того, иногда встречаются среднеформатные камеры. 

О том, на что влияет размер матрицы фотоаппарата и как её выбирать по этому параметру, читайте в нашем материале.


Размер матрицы, помимо прочего, отвечает за уровень размытия фона: чем она больше — тем сильнее будет «мыться» задний план / Фото: unsplash.com

В этой статье:

Что такое матрица, какого размера она бывает

Плюсы и минусы полнокадровых и среднеформатных матриц

Плюсы и минусы кропа и микро 4/3


Что такое матрица, какого размера она бывает

Матрица (или датчик) — одна из важнейших частей камеры. Фактически это часть, которая фиксирует изображение, проецируемое через диафрагму объектива. Если проводить аналогию с плёночными временами, матрица — многоразовая и очень «умная плёнка». 

Датчики разных фотоаппаратов отличаются типом и размером — и это тот случай, когда последний действительно имеет значение.

Например, исходя из размера матрицы, подбирается оптика для камеры. Очевидно, что мы не можем снимать на полнокадровый фотоаппарат, используя объектив для кропа. Точнее, можем, но с переходником и рядом оговорок.

Есть несколько стандартов размеров матриц, распространённых на рынке. Основных сегодня четыре:

  • средний формат;
  • полный кадр;
  • кроп;
  • микро 4\3.

Чтобы лучше понять, кто есть кто, посмотрите на иллюстрацию ниже.


Наглядное сравнение матриц фотоаппаратов разных форматов / Фото: expertphotography.com

Также размер матрицы влияет на возможности и специфику камеры — то, насколько конкретная модель подходит для определенных условий, сферы фотографии. Подробнее об этих различиях речь пойдёт дальше.


Плюсы и минусы полнокадровых и среднеформатных матриц

Пару слов о среднеформатных камерах, а после перейдём в полнокадровым фотоаппаратам — всё же это самая популярная каста в мире современной фототехники.

Средний формат — ниша узкая, камеры с такими матрицами производят лишь несколько брендов, включая Fujifilm и Hasselblad.

Их плюсы несомненны: очень высокий уровень детализации, больший динамический диапазон, пластичность картинки. 

Но есть и выраженные минусы. Подобные камеры специфичны (большинство подходит лишь для студийной работы), у них медленный автофокус, мало «умных» современных функций, а выбор оптики невелик. Словом, средний формат — скорее, штучный инструмент для большого творца, чем универсальная «рабочая лошадка» для массового пользователя.

Теперь что касается полного кадра. Как мы и говорили, это самый распространённый размер матрицы на современном рынке. 

Среди плюсов полнокадровых камер:

  • высокие рабочие значения ISO, а значит, меньше «шума» при съёмке в условиях слабой освещенности;
  • больший динамический диапазон, что важно при съёмке высококонтрастных сцен;
  • хорошая детализация;
  • удобство при выборе оптики. А именно, вам не нужно пересчитывать ЭФР — подробнее писали в этом материале;
  • больший уровень размытия фона, что актуально, например, для портретной фотографии.

Есть и ещё один неочевидный, но для кого-то важный критерий выбора — престиж. Дело в том, что в сознании обывателя «профессиональная камера» — это полнокадровая камера, и точка. Представьте ситуацию: в момент съёмки рядом с вами оказывается некто, кто «немного разбирается в фотографии», и спрашивает, полнокадровая ли у вас камера. Если ответ «нет», собеседник может остаться разочарован, а для некоторых фотографов это принципиальный момент. Хотя в реальности, конечно, всё не так категорично: есть и любители, снимающие на фуллфрейм, и профи с кропами.

Полнокадровые камеры — отличный выбор для тех, кто много фотографирует в сложных изменчивых условиях. Например, свадебному фотографу, который может начать съёмочный день в светлом ЗАГСе, а закончить — в тёмном зале ресторана, лучше снимать на полный кадр. Также фуллфреймы — логичный выбор репортажников всех мастей: от журналистов до спортивных фотографов.


В сложных условиях с контрастным светом фуллфрейм будет надёжнее / Фото: unsplash.com

Кроме того, полный кадр ценится предметными фотографами, которым важен уровень детализации, и теми, кто снимает под дальнейшую печать снимков.

Минусы полнокадровых камер:

  • стоимость. Матрица — штука дорогая, и если сравнивать сопоставимые по возможностям и дате выпуска кроп и фуллфрейм, полный кадр будет раза в полтора дороже;
  • размер и вес. Обычно полнокадровые камеры крупнее и тяжелее — по двум причинам. Во-первых, конструктивно сложно уместить в маленькую камеру большую матрицу. Во-вторых, фуллфреймы стараются делать более массивными, чтобы они выглядели «профессиональнее»;
  • больший размер снимков. Конечно, это плюс, если вам предстоит напечатать фото в журнале, но если вы блогер, солидный размер файла превращается в минус: нужно быстро снять, скинуть и опубликовать снимки, а их внушительный вес оперативности не способствует.

Плюсы и минусы кропа и микро 4/3

Микро 4/3 — примерно такой же «частный случай», как средний формат, по сравнению с фуллфреймом. Это камеры с ещё более уменьшенной матрицей, которые сегодня производят OM-System и Panasonic. 

Подобные устройства хорошо подходят для съёмки видео, поскольку маленькие матрицы проще стабилизировать, да и рабочие ISO для роликов не так важны. 

Кроме того, дважды кроп (как ещё иногда называют микро 4/3) неплохо подходит для макрофотографии — на маленькой матрице проще получить большую глубину резкости.


Вечная проблема макро — в резкости оказывается что-то одно: то усик кузнечика, то ножка. На Olympus с матрицей микро 4/3 проще уместить всё насекомое в полосе резкости / Фото: Алиса Смирнова

Переходим к камерам с кроп-матрицей. Такие модели ещё называют «младшими», поскольку часто у производителей в линейке встречаются и полнокадровые камеры, и кропы. Например, Sony Alpha ILCE-7M4 — фуллфрейм, а Sony Alpha A6700 — кроп. Но есть и бренды, которые специализируются только на кропах — у Fujifilm, например, лишь кропы и среднеформатные фотоаппараты.

Плюсы камер с кроп–матрицами:

  • меньшая стоимость. Кроп-камеры, сопоставимые по начинке с фуллфреймами, обычно дешевле;
  • лёгкость, компактность, «несерьёзный» вид. С большим чёрным фуллфреймом в музей вас могут и не пустить, а к людям с «кропнутой» беззеркалкой вопросов, как правило, не возникает;
  • дополнительные простые пользовательские интерфейсы. Многие «кропнутые» беззеркалки сегодня выпускают с ориентацией на массового пользователя, который не знает, что такое диафрагма или экспотройка, а просто хочет получать красивые картинки;

Минусы камер с кроп-матрицами:

  • ниже рабочие ISO, больше шансов получить «шумные» фото;
  • меньше уровень размытия заднего плана;
  • ниже детализация, меньше размер финального кадра;
  • сложнее выбрать оптику — нужно разбираться с ЭФР, чтобы подобрать подходящий объектив.

Конечно, работать на кропы немного сложнее. Например, если света не очень много, человек с фуллфреймом ещё может снимать без дополнительных ухищрений, а его коллега с кропом вынужден прибегать к источникам искусственного света. Но, с другой стороны, дополнительный свет нередко меняет не только количество света, но и его качество, так что ещё вопрос, у кого картинки получатся интереснее.

Напишите нам