Плёнка и стилизации под неё уже не первый год возглавляют список трендов в фотографии. На пике популярности — моментальные камеры, старые процессы, аналоговая печать и зерно.
О том, в чём причина такого горячего спроса на винтаж и как поймать эту волну, читайте в этом материале.

Плёночная зеркалка, которая переживает вторую молодость / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Винтажные камеры, технологии и эффекты стали возвращаться в моду последние несколько лет. У этого тренда есть несколько предпосылок. Во-первых, люди стали уставать от цифровой стерильности: от совершенства картинки современной оптики и невероятной детализации новых матриц. Казалось бы, технологии активно развиваются, а в России — бум на старую мыльницу Canon PowerShot G7X: продаётся за бешеные деньги, сдаётся и берётся в аренду, потому что у неё «тот самый цвет».
Подлили масла в огонь и нейросети. Красивые картинки сейчас можно получить, просто задав текстовое описание, поэтому само по себе изображение стало терять ценность — теперь важнее подлинность, уникальность.
Всё это сделало аналоговую фотографию — неидеальную, но «живую» — такой притягательной. Тем более, что увлечение ретро дарит длительное наслаждение процессом, а не сиюминутную радость от результата.

Сними, прояви, распечатай и собери в альбом — фотография превращается в таинство / Фото: unsplash.com
Ещё одна причина любить плёнку и винтаж — цвет «из коробки». Дело в том, что современные камеры и смартфоны стали не только невероятно умными, но и чрезмерно сложными: если открыть меню камеры даже простенького телефона, там найдется с десяток настроек для разных эффектов, а ещё параметры обработки, которые могут вогнать непрофессионала в ступор. Логично, что обыватель вникать в такие тонкости не готов, и руки сами тянутся к уже знакомой камере — той, на которой нажал одну кнопку и получил тёплый ламповый кадр.
Например, у старого «ЛОМО Компакт» — абсолютный ноль настроек: кнопка включения, кнопка спуска и рычаг перемотки плёнки. Созвучно с именем этой камеры названо и само увлечение съёмкой на старые неуправляемые фотоаппараты — «ломография».
С такой камерой в руках фотография перестаёт быть сродни запуску космических кораблей и превращается в развлечение. Правда, с очень непредсказуемым результатом, но это только добавляет шарма: ты не видишь готовое фото сразу, а ждёшь, предвкушаешь, волнуешься, получился ли кадр — весь этот трепет цифровая фотография у нас забрала.

Летние плёнки на ЛОМО: 0% обработки, 100% атмосферности / Фото: Алиса Смирнова
По сути ломография забирает фотографию у тех, кто шарит и готов вникать, и возвращает её обратно всем желающим.
Выбор плёночных камер сегодня достаточно широкий — особенно, если смотреть в сторону вторичного рынка. Что интересно, можно встретить и новые модели. Например, несколько лет назад, после начала бума на плёнки, вышел новый Pentax 17 — камера довольно простая, без обилия настроек, поэтому понравится любителям.
Один из самых классических вариантов, на который сегодня снимают плёнки — Nikon F5 1996 года. Отличная автофокусная зеркалка для тех, кто хочет всерьёз заняться аналоговой фотографией.
Если нужно что-то более компактное, стоит обратить внимание на Olympus Trip 35 1967 года. Отличная модель с несменным светосильным объективом — подойдёт тем, кто хочет камеру по принципу «достал и сфотографировал».
Любителям дорогих высококлассных вещей можно посоветовать Leica MP. Настоящая ручная дальномерка, держа в руках которую чувствуешь себя Картье Брессоном.
Если есть интерес к ломографии, смело берите советские «Зениты», Любитель 166+, ЛОМО Компакт.
Кстати, ещё можно присмотреться к одноразовым и моментальным камерам. Например, достать с антресоли полароид или приобрести один из современных вариантов Fuji Instax Mini. Картриджи для обоих продаются свободно, но для полароидов стоят как крыло самолёта. Хотя на какие жертвы не пойдёшь ради тех самых плёночных цветов.

Fuji Instax и карточки / Фото: unsplash.com
Общая технология съёмки на плёнку и на цифру мало чем отличается, но есть несколько важных нюансов:
Поэтому главный закон плёнки — не торопиться: не щёлкать всё подряд, а долго и вдумчиво строить кадр, ловить свет, подбирать настройки. Если у камеры есть настройки, хорошо бы почитать вот этот текст и разобраться с треугольником экспозиции, иначе будет сложно.
Важный момент: плёнка снимается в негативе, поэтому отлично держит пересветы. А вот недосветы — ощутимо хуже.
Есть интересный приём, который может заинтересовать любителей творческой фотографии — мультиэкспозиция. Это техника, когда плёнку снимают два раза, а один кадр переплетается с другим.

Получаются очень необычные сюрреалистичные картинки / Фото: Алиса Смирнова
Что касается проявки, чёрно-белые плёнки можно проявлять и в домашних условиях (химию легко найти на маркетплейсах), а вот с цветными лучше не рисковать: процесс сложный, поэтому лучше отнести в лабораторию. В мегаполисах их найти несложно — мода на плёнку рождает предложение. А вот из небольших городов отснятый рулон можно отправить на печать в Санкт-Петербург или Москву — это обычная практика.
Чтобы получать фото в винтажном стиле, не обязательно снимать именно на плёнку. Стилизовать цифровые кадры под ретро можно при помощи старых объективов: например, «Гелиос-44» или «Юпитер-9» отлично садятся на современные камеры через переходники.

Рисунок «Гелиоса» сложно с чем-то перепутать. Его знаменитое «кручёное» боке создаёт уникальную атмосферу на фото / Фото: flickr.com
Также легко имитировать софт-эффект, характерный для старых объективов. Для этого понадобится защитный фильтр на объектив и какой-нибудь жирный крем. Намазываем фильтр кремом и получаем подобные картинки.

Софт-эффект — это когда картинка резкая, но вокруг светлых частей на фото заметны мягкие светящиеся ореолы / Фото: Алиса Смирнова
Схожего эффекта можно добиться при помощи специальных фильтров. Подробнее о них мы писали в этом материале.
Также можно имитировать мультиэкспозицию. На некоторых беззеркалках есть даже отдельный режим, который позволяет снимать «кадр в кадр», создавая интересный эффект.

Цифровая мультиэкспозиция так же интересна, как и плёночная, но более управляемая и предсказуемая / Фото: Алиса Смирнова
Эффект «под плёнку» можно сделать не только во время съёмки, но и на этапе постобработки. У плёночных фото есть ряд ключевых черт, имитируя которые легко получить аналоговую красоту:
Сложности могут возникнуть с цветом конкретной плёнки, ведь чтобы сымитировать его, нужно примерно представлять, как эти плёнки выглядят. Рекомендуем поискать референсы в интернете или подобрать один из готовых плёночных пресетов в приложениях — они есть, например, в VSCO, RNI Films, Snapseed.
Если навыка чуть больше, практически любую плёнку можно сымитировать в Lightroom.

Стилизация под насыщенный и контрастный Kodak Ektar 100 и классический зернистый чёрно-белый Ilford HP5 / Иллюстрация: Алиса Смирнова