Мы уже привыкли к тому, что «фильтр» — это набор настроек в приложении для обработки фото, а кадры с визуальными эффектами непременно ассоциируются с «фотошопом». Однако необычные снимки можно получить и при помощи специальных фильтров для объектива.
О стёклах, которые добавляют фотографиям немного магии прямо во время съёмки, читайте в этом материале.
Обработка? Нейросети? Нет, так было снято изначально / Фото: shannonkathleenphotography.com
В этой статье:
Софт-фокус смягчает изображение: оставляет резкими мелкими детали, создаёт ореолы вокруг источников света и снижает микроконтраст.
Женский портрет с софт-фокусом / Фото: Алиса Смирнова
Эффект мягкого фокуса и легкого тумана в кадре характерен для старых объективов — с примитивной конструкцией и малым количеством линз. На заре фотографии преобладали как раз такие простые объективы, включая однолинзовые. Эти стёкла, которые ещё называют моноклями, отличаются характерным рисунком с софт-эффектом.
Но прошло лет 60, и акцент стал смещаться на сложное многолинзовое строение техники — то, что позволяет снизить размытие, сделать снимки более резкими и чёткими.
Съёмка на старый монокль / Фото: Алиса Смирнова
И здесь у вас может возникнуть резонный вопрос: как так получилось, что десятилетиями софт-фокус считался браком и от него старательно избавлялись, собирая всё более сложные объективы, а теперь мы ищем специальный фильтр, который имитирует размытие. Но именно так работают мода и тренды. Стоит нам получить очень резкие и детализированные снимки, как мы начинаем тосковать по плёнке, мягкому фокусу и эстетике несовершенства.
Существуют софт-фильтры разных типов, которые дают более и менее выраженные эффекты. Но есть и ещё один способ получить мягкий фокус — фильтр black mist, применяемый для съёмки вечерних сцен.
Обратите внимание на свечение вокруг вывески и фонарей. Это эффект фильтра black mist / Фото: phillipreeve.net
Помимо того, что ламповость сейчас в моде, у мягкого фокуса есть ряд вполне практических плюсов. Во-первых, при съёмке портретов он уменьшает количество ретуши, потому что «съедает» часть детализации на коже. Причём софт-фильтры в этом плане работают реально хорошо: они сглаживают кожу, но не убивают всю текстуру, а значит, у зрителя не возникнет ощущение «фарфоровой маски».
Во-вторых, софт-фильтры хороши для ночных пейзажей со звёздами — за счёт эффекта ореолов звёзды становятся более крупными и выразительными.
Лайфхак! Если купить софт-фильтр возможности нет, эффект можно сымитировать при помощи подручных средств. Всё, что вам нужно — смазать любым жирным кремом обычный защитный фильтр для объектива, и можно наслаждаться результатом. Главное — не наносите крем на объектив: чтобы восстановить функции защитного фильтра, его достаточно промыть под краном, а вот со стеклом такой фокус не прокатит.
Второй способ, позволяющий получить мягкий фокус кустарным способом — натянуть на объектив капроновые колготки или чулок.
Если решите попробовать, берите самые тонкие колготки, которые сможете найти. Плотные дают слишком сильный эффект / Фото: Алиса Смирнова
Ещё один необычный вид фильтров — фрактальные линзы. С ними можно создавать подобные сюрреалистические изображения.
Свадьба — тот ещё калейдоскоп впечатлений / Фото: getfractals.com
Фрактальный фильтр — многофункциональный инструмент, использовать который можно по-разному. Обычно их выпускают не как набалдашник на объектив, а в виде отдельного аксессуара с ручкой, за которую фильтр держат перед объективом.
В зависимости от того, как именно вы держите «фрактал», картинка будет меняться: можно прижимать плотно или отодвигать чуть дальше, создавая разные эффекты.
Процесс съёмки с фрактальным фильтром / Фото: getfractals.com
Работая с подобными фильтрами, важно следить за фокусом, поскольку любая дополнительная линза — а тем более такая сложная — может создавать проблемы.
Также помните, что самый интересный эффект получится с выраженным резким светом — от прямых лучей солнца или искусственного источника. При мягком рассеянном свете картинка будет выглядеть не так интересно.
Кстати, схожего эффекта можно добиться, снимая с призмой. Призма — это не фильтр, который цепляется на объектив, а буквально стеклянный параллелепипед, который при съёмке держат перед камерой.
Фильтры этого типа делают накручивающимися на объектив. Как правило, они применяются при съёмке пейзажей и превращают блики в кадре в маленькие четырёх-, шести- или восьмилучевые звёздочки.
Огни города сияют через звёздный фильтр / Фото: phillipreeve.net
Если пристально всмотреться в фильтр, внутри стекла можно заметить сетчатый рисунок — именно он и отвечает за превращение ярких областей в маленькие звёзды.
Пара важных моментов. Во-первых, следите, чтобы фильтр был ровно накручен на объектив. Во-вторых, учитывайте, что для хороших фото в кадре должно быть до десятка источников света: когда огней очень много, их мельтешение может раздражать зрителя.
Ещё один вид, который часто путают со звёздным — астрофильтр. Из общего у них только название и то, что оба являются физическими фильтрами для объектива.
Астрофильтры пригодятся, когда нужно убрать паразитное освещение при съёмке звёздного неба. Это очень актуально для фотографов, которые занимаются астрофотографией и снимают рядом с крупными городами — в локациях, где много «светового загрязнения» от фонарей, сияющих зданий и вывесок.
Слева — без фильтра, справа — с фильтром. Обратите внимание, как сильно огни города окрашивают сцену в жёлтый / Фото: paulreiffer.com
Существует фильтры из цветного стекла или пластика, и, как ни пародоксально, чаще всего они используются для чёрно-белой фотографии. Дело в том, что цвет оказывает интересное воздействие на контраст в ч/б, затемняя или высветляя отдельные фрагменты.
Например:
Резюмируя, для портретной фотографии хорошо подходят красный и оранжевый фильтры, поскольку лица, «проходя через них» будут осветляться. А для пейзажей в пасмурную погоду пригодится, например, зелёный: он высветлит листья деревьев, чтобы крона не слилась со стволом.
Цветные фильтры обычно накручиваются прямо на объектив / Фото: kasefilters.eu
Ещё один довольно необычный сценарий использования цветных светофильтров — подводная съёмка. Дело в том, что вода довольно сильно подкрашивает сцену в сине-зелёный, а фильтр способен компенсировать этот эффект.