Размытие — простой способ отделить объект от фона. Это очень полезный приём, который позволяет выделить главный объект и забыть о контроле заднего плана: даже если в кадр, например, попадёт ненужная мусорка, при помощи «замыливания» она превратится в тёмное пятно.
О том, как размыть фон на фотографии, читайте в этом материале.
Снимок сделан в красивом лесу или во дворе пятиэтажки рядом с палисадником? Никто никогда не узнает — размытый фон сохранит ваши секреты / Фото: Алиса Смирнова
В этой статье:
Словом «боке», как правило, называют размытый задний план на портрете или при предметной съёмке. Однако если подходить к вопросу строже, «боке» — это характер размытия, которое даёт объектив.
Портрет в боке в контровом свете — классика жанра / Фото: Алиса Смирнова
Что касается характера размытия — оно может быть очень разным. Обычно, когда говорят о боке, речь идёт либо о предельно спокойном варианте, либо, напротив, дёрганом, нервном.
Но есть и специфичные виды размытия, вокруг которых может строиться стиль конкретного фотографа. Например, кручёное боке.
Кручёное нервное боке старых «Гелиосов» сложно с чем-то перепутать / Фото: unsplash.com
У современных объективов размытие обычно более мягкое, и многие любители плёночной эстетики находят такую картинку скучной, невыразительной.
Спокойное боке — когда кружки огней практически не меняют форму, а по краю нет контрастной обводки / Фото: Алиса Смирнова
Часто можно услышать, что размытый фон — это результат манипуляций в «фотошопе». На деле же качественно сымитировать размытие в графическом редакторе достаточно сложно. Особенно, если в кадре человек, чья прическа требует скрупулезной обтравки — только при аккуратном отделении героя от фона результат будет выглядеть достоверно.
Поэтому классическое размытие — результат съёмки на светосильный объектив при правильных настройках.
За степень размытия заднего плана отвечают четыре фактора:
Первые два пункта в нашем списке напрямую зависят от техники, на которую мы снимаем. Чтобы добиться сильно размытого фона, нужны светосильные объективы и полнокадровые камеры. Правда, есть одно «но»: и то, и другое — признак дорогой профессиональной техники.
Учитите, если в вашем арсенале нет достаточно светосильных объективов, получить сильное размытие нереально. В фотографии, конечно, немало сфер, в которых можно использовать хитрые лайфхаки, но размытый фон к ним не относится.
Что касается режима «размытого фона» — это тоже не выход. Да, сегодня он есть даже на смартфонах, но замыленные изображения смотрятся хорошо лишь на дисплее гаджета. Если приблизить подобную картинку или просто открыть её на большом экране, недостатки будут видны невооружённым глазом.
Последние два фактора из списка выше играют важную роль, когда фотограф не может получить достаточное размытие из-за несовершенной техники. Посмотрим, что можно сделать, если в арсенале нет светосильных объективов, и матрица у камеры небольшая.
Во-первых, лучше всего ставить модель или другой главный объект как можно дальше от фона. Сравните снимок на фоне горизонта над морем и кадр на фоне стены, до которой пара метров.
Для более размытого фона нужны открытые пространства / Фото: unsplash.com
Во-вторых, старайтесь выкручивать зум на максимум и отходить дальше. Расстояние от фотографа до модели и фокусное расстояние объектива, на который ведётся съёмка, тоже напрямую влияют на уровень боке.
Посмотрим на два снимка:
Ростовой портрет на 50 мм и на 120 мм / Фото: Алиса Смирнова
Эти две фотографии сняты с разницей в пять минут, но на разные объективы. Что характерно — у обоих стёкол практически одинаковая светосила, но разное фокусное расстояние: более длиннофокусный объектив позволяет получить больший уровень размытия фона.
Итак, вот подробная инструкция, как получить максимально размытый фон: нужно использовать полнокадровую камеру и светосильный телеобъектив, а модель при этом располагать как можно дальше от фона.
Размытый фон — это красиво и полезно, но при попытке его создать, могут возникнуть некоторые трудности.
Первая проблема, с которой чаще всего сталкиваются начинающие фотографы — светосильный объектив не размывает фон. Это случается, если вы снимаете в авторежиме: камера, скорее всего, будет прикрывать диафрагму — таковы базовые настройки автоматики. То есть даже если вы купили дорогой объектив с минимальной диафрагмой 1.4 и при этом снимаете на 4.0, выраженного боке не будет.
Диафрагму нужно открыть вручную. Для этого выбираем режим А (приоритета диафрагмы) и крутим управляющее колесо, пока не доберёмся до минимального значения — чаще всего это f/1.4, f/1.6, f/1.8.
Поясные портреты на f/1.8 выглядят примерно так / Фото: Алиса Смирнова
Вторая проблема — это фокусировка. У светосильных объективов, которые позволяют сильно «мыть» фон, обычно очень небольшая глубина резкости. Поэтому чтобы объект в кадре был резким, важно держать фокус строго на нём.
Учтите, что человеку, который только учится работать со светосильными объективами, потребуется время на практику фокусирования. А в случае со съёмкой предметки или, например, цветов лучшее решение — жёстко зафиксировать камеру на штативе и использовать ручной фокус. Подробнее о разных проблемах с фокусировкой мы писали здесь.
Ещё одна частая проблема — объект не помещается в резкость целиком. Если её глубина совсем небольшая, легко получить снимки, где у модели резкий правый глаз и нерезкий левый. Тут есть два пути решения: либо смириться, сделав вид, что это фишка, либо прикрыть диафрагму, тем самым увеличив глубину резкости.
Здесь важно не впадать в перфекционизм: если у модели глаза в фокусе, а уши уже слегка уходят в размытие — это вполне нормально. При фотографировании вообще важно помнить, что наша задача — расставить акценты и показать главное, а не добиться идеальной резкости по всему кадру.
Часто такая проблема возникает при съёмке группового портрета: один человек в фокусе, второй уже слегка размыт.
В этой ситуации проще всего перестроить композицию, чтобы люди находились на одном расстоянии от камеры / Фото: Алиса Смирнова
И ещё одна проблема, которая часто ходит за руку с размытым фоном — пересветы.
На минимальных значениях диафрагмы объектив пропускает на матрицу камеры много света. То есть когда на улице очень солнечно или вы работаете с мощными источниками импульсного света, получить переэкспонированное фото проще простого.
В этой ситуации придётся выставить на минимум мощность искусственного прибора или, если речь о солнце, немного прикрыть диафрагму.