Размытые фотографии — распространенная проблема у начинающих фотографов, которая портит снимки и настроение. Чаще всего размытие вызвано проблемами с фокусировкой, возникающими по четырём основным причинам.
Подробно и основательно с каждой из них разбираемся в этом материале.
Бывает, что фокуса нет совсем, только цветные пятна / Фото: unsplash.com
В этой статье:
В общем-то, любой расфокус означает, что объект выскочил из глубины резкости (ГРИП) и находится за её пределами. Чаще всего подобные трудности возникают при использовании светосильных объективов на открытых диафрагмах — от f/2.8 и меньше.
Глубина резкости — это область, в которой картинка будет чёткой и не уйдёт в размытие / Иллюстрация: dofsimulator.net
Так происходит, поскольку на таких значениях глубина резкости становится действительно узкой. Если на f/8 она может составлять несколько метров, то на f/1.4 — хорошо, если десяток сантиметров. Ошибиться нетрудно, особенно, когда камера бюджетная, автофокус работает неидеально, а навыка мало.
Чуть-чуть, но мимо фокуса: лицо девушки ушло в размытие, а вот букет в руках абсолютно резкий / Фото: Алиса Смирнова
Когда вы работаете со светосильным объективом, очень важно правильное положение фокусировочной точки или фокусировочной рамки. Оно должно быть точно на том месте, которое должно получиться максимально резким. Например, при съёмке портрета рамка должна находиться строго на глазах, а не «где-то на лице».
Фокусировочная рамка на беззеркалке и фокусировочная точка на зеркалке / Иллюстрация: digitalcameraworld.com, youtube.com
Часто новички, которые впервые берут в руки светосильные стёкла, вообще упускают этот момент из виду и в результате получают проблемы с фокусом. Отметим, при работе на закрытых диафрагмах это не настолько критично.
Ещё одна проблема возникает при съёмке группового портрета: когда один из участников находится чуть позади и вываливается из глубины резкости.
Решить это легко, просто переставив людей в одну плоскость / Фото: Алиса Смирнова
Ещё один классический вариант решения задачи — прикрыть диафрагму, чтобы тем самым увеличить глубину резкости. Однако у этого подхода есть свои недостатки: чем сильнее закрыта диафрагма, тем меньше света падает на матрицу, а значит, становится сложнее работать в условиях малой освещенности и размытие фона снижается.
Второй важный фактор, который часто провоцирует ошибки по фокусу — отсутствие света или слабое освещение. Для корректной работы автофокусу необходимо, чтобы место, куда его наводят, было достаточно ярким и имело контраст. Именно поэтому сюжеты вроде портретов в ночном городе (мало света) или танцев в ночном клубе со стробоскопами (мелькающий, непостоянный свет) часто вызывают проблемы с фокусом.
Пытаться при помощи автофокуса попасть в тёмный силуэт — абсолютная утопия. Он 100% не справится / Фото: digital-photography-school.com
Подробнее о том, как всё-таки снимать силуэты, читайте в этом материале. А что касается фокусировки в сложных по свету условиях, тут есть два пути:
Ещё одна группа проблем косвенно связана с небольшой глубиной резкости. Подобного рода недофокусы можно поймать, когда вы снимаете стремительно двигающийся объект. Например, бегущих собак.
Нос собаки впереди откровенно попал мимо фокуса / Фото: unsplash.com
Так происходит, поскольку между моментом, когда камера фокусируется, и моментом, когда падает затвор и происходит съёмка, есть маленькая задержка. За эти доли секунды собаки уже успевают немного продвинуться вперёд и буквально выбегают из зоны резкости.
Кстати, при работе со сверхсветосильным объективом такие же проблемы можно получить за счёт движения фотографа, а не объекта. Если вы, например, сначала сфокусировались, а потом слегка отклонились назад, чтобы сделать компоновку кадра более просторной, ваш объект может успеть вывалиться из фокуса. Сдвига в пространстве на пару сантиметров будет достаточно, чтобы испортить кадр, поэтому фокусироваться нужно, когда вы уже построили композицию и не планируете ничего менять.
Но есть несколько вариантов, чтобы проблему предотвратить. Первый — прикрыть диафрагму, увеличив глубину резкости. Об этом способе мы уже говорили в разделе выше, у него есть свои минусы.
Второй путь — использовать следящий режим фокусировки. В нём камера будет автоматически фокусироваться непосредственно в момент съёмки, чего очень часто для решения проблемы достаточно.
Подробно о работе в режиме следящего фокуса и о разных режимах фокусировки фотоаппаратов, читайте в этом материале.
Иногда камера не может сфокусироваться из-за того, что вы находитесь слишком близко к своему объекту. Конструкция объектива физически не может загнать на него фокус.
Дело в том, что у каждого объектива есть своя минимальная дистанция фокусировки, ближе которой подходить не стоит: автофокус будет работать нестабильно или не будет работать вовсе.
Обычно самая маленькая дистанция фокусировки у объективов, предназначенных для съёмки макро. Их основная задача — снимать мелкие предметы с небольшого расстояния, поэтому их специально конструируют таким образом, чтобы сократить дистанцию фокусировки.
Что делать, если камера не фокусируется из-за того, что объект находится слишком близко:
Мы рассмотрели четыре фактора, которые могут испортить хороший кадр, сделав его нерезким. Отметим, главная проблема даже не в том, что все четыре время от времени встречаются, а что некоторые из них могут возникать вместе, в рамках одного сюжета. Например, если вы пытаетесь снимать на сверхсветосильный объектив бегущих собак в низких лучах заходящего солнца (контровый свет), задача усложняется в несколько раз. И ещё — когда собаки подбегут к вам достаточно близко, они вполне могут оказаться за пределами минимальной дистанции фокусировки.