Чёрно-белый портрет: техника и лайфхаки

Несмотря на давнее и широкое распространение цветной фотографии, чёрно-белые снимки не теряют популярности. Кто-то обращается к ним чаще, кто-то — реже, но каждый неизменно работает с ч/б, ведь в дуохромных кадрах есть нечто особенно завораживающее. 

Собрали для вас подборку лайфхаков, которые позволят вывести съёмку чёрно-белых портретов на новый уровень.


Отсутствие цвета обращает внимание зрителя на другие вещи / Фото: unsplash.com

В этой статье:

  1. Снимайте сразу чёрно-белые снимки
  2. Используйте контрастные схемы света
  3. Уделите внимание подготовке и образу модели
  4. Сконцентрируйтесь на эмоциях и особенностях модели
  5. Используйте цветовые каналы при переводе в ч/б

Снимайте сразу чёрно-белые снимки

Иногда у начинающих фотографов складывается мнение, что чёрно-белые снимки — это про обработку. Якобы можно снять совершенно любой сюжет, а потом в графическом редакторе перевести его в ч/б. Формально — да, конечно, так можно. Однако не каждая фотография будет хорошо смотреться, если просто обесцветить её.

Поэтому совет №1 — снимать сразу в ч/б. Практически на любом фотоаппарате (на современной беззеркалке уж точно) можно включить чёрно-белый профиль, чтобы уже в процессе съёмки видеть картинку так, как она будет выглядеть в итоге.


Хорошее упражнение на воображение: представьте себе, как выглядел бы этот снимок в цвете / Фото: unsplash.com

Лучше всего снимать в смешанном режиме — RAW+JPEG. JPEG будут сразу чёрно-белыми, а RAW сохранят информацию о цвете. Такой подход позволит при необходимости поменять стилистику обработки кадров или сохранить часть съёмки в цвете.

Этот совет справедлив и для съёмки чёрно-белого портрета, и для съёмки ч/б в целом.


Используйте контрастные схемы света

Чёрно-белый портрет может быть и в высоком, и в низком ключе, но в любом случае ч/б любит контраст. Если поставить один большой октобокс и залить всю сцену ровным заполняющим светом, скорее всего, снимки будут выглядеть невыразительно.


Картинки стилистически очень похожи, но различаются светом: слева — мягкий, справа — более резкий / Фото: unsplash.com

Для драматичного чёрно-белого портрета больше подходит резкий, выраженный свет, за который отвечают стрипбоксы, портретные тарелки, тубусы и соты. Например, посмотрим на такой портрет пожилой женщины в низком ключе.


Обратите внимание на отражение в очках: здесь использован софтбокс с сотами, которые не позволяют потоку света рассеиваться и становиться слишком мягким / Фото: unsplash.com

Для съёмки классического чёрно-белого студийного портрета хорошо подходят бумажные однотонные фоны.

Важный момент! Если, снимая портрет в низком ключе на тёмном фоне, вы хотите немного его подсветить, в качестве фонового света нужно использовать отдельный источник. Не стоит светить одной и той же вспышкой одновременно и на фон, и на модель — такой подход убивает объём и «приклеивает» человека к заднему плану.


Уделите внимание подготовке и образу модели

Свет — не единственный способ создать контраст в кадре. Посмотрим на снимок ниже: здесь довольно ровный свет, но за счёт внешности и одежды модели портрет всё равно выразительный. У молодого человека светлая кожа, тёмные волосы и чёрная одежда, что обеспечивает необходимый тоновый контраст.


Красивое ч/б без суперконтрастного света / Фото: unsplash.com

Не стоит надевать яркую одежду. Проблема насыщенных цветов в том, что после перевода в ч/б она становится средне-серой, и это очень сбивает. Представьте, что в кадре модель в ярко-красном платье: глаза выхватывают этот акцент, и картинка строится вокруг него, но когда на полученном снимке цвет оказывается блеклым, вся концепция разваливается.


Посмотрите, сколько сочных деталей потерял снимок от перевода в ч/б / Фото: unsplash.com


Сконцентрируйтесь на эмоциях и особенностях модели

Чёрно-белые портреты часто минималистичны, и это неспроста, ведь, отказываясь от цвета, мы отсекаем часть визуальной информации. Такой приём позволяет сосредоточиться на лице человека в кадре — его чертах и эмоциях. Именно поэтому ч/б фотография — один из распространённых приёмов при съёмке психологического портрета.

Еще один важный момент при работе с дуохромными снимками — внимание к фокусу. Во время съёмки лица он должен быть строго на глазах, а не на щеке, ухе или где-то ещё.


Поймать фокус — вопрос техники. А вот поймать хорошую эмоцию — искусство / Фото: unsplash.com

Во время съёмки многие люди излишне нервничают или чересчур усердно позируют, что в результате на снимке выглядит неестественно. Вот несколько советов, чтобы поймать искренние эмоции.

Во-первых, важно заложить на съёмку достаточно времени. Редко кто в первые 15 минут ведет себя в кадре раскованно — нужно успеть адаптироваться. Во-вторых, фотограф должен уметь поддерживать разговор, настраивать человека на нужный лад.

Пара лайфхаков для работы с неопытной моделью:

  • снимайте крупные портреты, посадив человека на подходящий по высоте стул. Когда у тела есть надежная опора, лицо обычно расслабляется быстрее;
  • начинать съёмку лучше именно с крупных портретов, поскольку позировать в полный рост сложнее;
  • подберите мелкий реквизит, который модель сможет держать в ладонях. Обычно проблема «куда деть руки» — главный спонсор неловкости в кадре;
  • подготовьте несколько «дежурных шуток», которые могут вызвать улыбку. Например, обычно хорошо заходят забавные истории из жизни: можно говорить про себя, животных, детей, путешествия, еду и прочие более-менее нейтральные вещи.

Используйте цветовые каналы при переводе в ч/б

Перевод цветных фотографий в ч/б — не простое обесцвечивание. На этом этапе мы можем довольно сильно влиять на то, как будет выглядеть итоговое изображение.

Основной инструмент в данном случае — цветовые каналы. Если упростить, то суть такая: мы можем делать отдельные цвета на фотографии светлее или темнее.


Интерфейс перевода фотографии в ч/б в Adobe Photoshop / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Чтобы изменить светлоту одного из цветов, сдвигаем ползунки вправо или влево. Кстати, идея работать с тонами появилась ещё в «плёночные времена», только тогда накручивали цветные фильтры на объективы, а не подкручивали параметры в редакторах.

С помощью этого инструмента можно очень сильно изменить исходное изображение: полезно, когда изначально кадр снят в цвете, но вам захотелось сделать его чёрно-белым.


Посмотрите, насколько разные фотографии можно получить из одного и того же исходника / Иллюстрация: Алиса Смирнова

В портретной фотографии часто используется осветление оранжевого: чтобы сделать кожу светлее, добиться красивого контраста с фоном, одеждой или волосами. Или наоборот — при обработке мужского портрета оранжевый можно затемнять: от этого кожа становится темнее, на ней появляется больше деталей и текстур.


Такая обработка подойдёт под мужской портрет в низком ключе, но её с осторожностью стоит применять к дамам — кожа может показаться слишком грубой / Фото: unsplash.com

Также можно работать с окружением модели. Например, если вы снимаете под ясным открытым небом, затемните синий цвет, чтобы получить подобную эффектную картинку.


Насыщенный синий становится практически чёрным / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Напишите нам