Несмотря на давнее и широкое распространение цветной фотографии, чёрно-белые снимки не теряют популярности. Кто-то обращается к ним чаще, кто-то — реже, но каждый неизменно работает с ч/б, ведь в дуохромных кадрах есть нечто особенно завораживающее.
Собрали для вас подборку лайфхаков, которые позволят вывести съёмку чёрно-белых портретов на новый уровень.
Отсутствие цвета обращает внимание зрителя на другие вещи / Фото: unsplash.com
В этой статье:
Иногда у начинающих фотографов складывается мнение, что чёрно-белые снимки — это про обработку. Якобы можно снять совершенно любой сюжет, а потом в графическом редакторе перевести его в ч/б. Формально — да, конечно, так можно. Однако не каждая фотография будет хорошо смотреться, если просто обесцветить её.
Поэтому совет №1 — снимать сразу в ч/б. Практически на любом фотоаппарате (на современной беззеркалке уж точно) можно включить чёрно-белый профиль, чтобы уже в процессе съёмки видеть картинку так, как она будет выглядеть в итоге.
Хорошее упражнение на воображение: представьте себе, как выглядел бы этот снимок в цвете / Фото: unsplash.com
Лучше всего снимать в смешанном режиме — RAW+JPEG. JPEG будут сразу чёрно-белыми, а RAW сохранят информацию о цвете. Такой подход позволит при необходимости поменять стилистику обработки кадров или сохранить часть съёмки в цвете.
Этот совет справедлив и для съёмки чёрно-белого портрета, и для съёмки ч/б в целом.
Чёрно-белый портрет может быть и в высоком, и в низком ключе, но в любом случае ч/б любит контраст. Если поставить один большой октобокс и залить всю сцену ровным заполняющим светом, скорее всего, снимки будут выглядеть невыразительно.
Картинки стилистически очень похожи, но различаются светом: слева — мягкий, справа — более резкий / Фото: unsplash.com
Для драматичного чёрно-белого портрета больше подходит резкий, выраженный свет, за который отвечают стрипбоксы, портретные тарелки, тубусы и соты. Например, посмотрим на такой портрет пожилой женщины в низком ключе.
Обратите внимание на отражение в очках: здесь использован софтбокс с сотами, которые не позволяют потоку света рассеиваться и становиться слишком мягким / Фото: unsplash.com
Для съёмки классического чёрно-белого студийного портрета хорошо подходят бумажные однотонные фоны.
Важный момент! Если, снимая портрет в низком ключе на тёмном фоне, вы хотите немного его подсветить, в качестве фонового света нужно использовать отдельный источник. Не стоит светить одной и той же вспышкой одновременно и на фон, и на модель — такой подход убивает объём и «приклеивает» человека к заднему плану.
Свет — не единственный способ создать контраст в кадре. Посмотрим на снимок ниже: здесь довольно ровный свет, но за счёт внешности и одежды модели портрет всё равно выразительный. У молодого человека светлая кожа, тёмные волосы и чёрная одежда, что обеспечивает необходимый тоновый контраст.
Красивое ч/б без суперконтрастного света / Фото: unsplash.com
Не стоит надевать яркую одежду. Проблема насыщенных цветов в том, что после перевода в ч/б она становится средне-серой, и это очень сбивает. Представьте, что в кадре модель в ярко-красном платье: глаза выхватывают этот акцент, и картинка строится вокруг него, но когда на полученном снимке цвет оказывается блеклым, вся концепция разваливается.
Посмотрите, сколько сочных деталей потерял снимок от перевода в ч/б / Фото: unsplash.com
Чёрно-белые портреты часто минималистичны, и это неспроста, ведь, отказываясь от цвета, мы отсекаем часть визуальной информации. Такой приём позволяет сосредоточиться на лице человека в кадре — его чертах и эмоциях. Именно поэтому ч/б фотография — один из распространённых приёмов при съёмке психологического портрета.
Еще один важный момент при работе с дуохромными снимками — внимание к фокусу. Во время съёмки лица он должен быть строго на глазах, а не на щеке, ухе или где-то ещё.
Поймать фокус — вопрос техники. А вот поймать хорошую эмоцию — искусство / Фото: unsplash.com
Во время съёмки многие люди излишне нервничают или чересчур усердно позируют, что в результате на снимке выглядит неестественно. Вот несколько советов, чтобы поймать искренние эмоции.
Во-первых, важно заложить на съёмку достаточно времени. Редко кто в первые 15 минут ведет себя в кадре раскованно — нужно успеть адаптироваться. Во-вторых, фотограф должен уметь поддерживать разговор, настраивать человека на нужный лад.
Пара лайфхаков для работы с неопытной моделью:
Перевод цветных фотографий в ч/б — не простое обесцвечивание. На этом этапе мы можем довольно сильно влиять на то, как будет выглядеть итоговое изображение.
Основной инструмент в данном случае — цветовые каналы. Если упростить, то суть такая: мы можем делать отдельные цвета на фотографии светлее или темнее.
Интерфейс перевода фотографии в ч/б в Adobe Photoshop / Иллюстрация: Алиса Смирнова
Чтобы изменить светлоту одного из цветов, сдвигаем ползунки вправо или влево. Кстати, идея работать с тонами появилась ещё в «плёночные времена», только тогда накручивали цветные фильтры на объективы, а не подкручивали параметры в редакторах.
С помощью этого инструмента можно очень сильно изменить исходное изображение: полезно, когда изначально кадр снят в цвете, но вам захотелось сделать его чёрно-белым.
Посмотрите, насколько разные фотографии можно получить из одного и того же исходника / Иллюстрация: Алиса Смирнова
В портретной фотографии часто используется осветление оранжевого: чтобы сделать кожу светлее, добиться красивого контраста с фоном, одеждой или волосами. Или наоборот — при обработке мужского портрета оранжевый можно затемнять: от этого кожа становится темнее, на ней появляется больше деталей и текстур.
Такая обработка подойдёт под мужской портрет в низком ключе, но её с осторожностью стоит применять к дамам — кожа может показаться слишком грубой / Фото: unsplash.com
Также можно работать с окружением модели. Например, если вы снимаете под ясным открытым небом, затемните синий цвет, чтобы получить подобную эффектную картинку.
Насыщенный синий становится практически чёрным / Иллюстрация: Алиса Смирнова