Пока для одних фотография — любимое хобби и отдушина, для других — бизнес и реальный кусок хлеба. В этом материале собрали несколько направлений съёмки, которыми действительно можно зарабатывать, кратко описали плюсы и минусы разных ниш.

Среди фотографов есть шутка о том, что заработать на фотографии можно только одним способом: продав камеру. Но — в сторону чёрный юмор / Фото: unsplash.com
В этой статье:
- Предметная съёмка для маркетплейсов
- Бренд-фото для малого бизнеса
- Портретные мини-сессии и фотодни
- Школьные и детсадовские выпускные альбомы
Предметная съёмка для маркетплейсов
Пока люди продают что-то через интернет и печатные издания, каталожная съёмка будет востребованной. А сейчас, в эру развития онлайн-маркетплейсов, она только набирает обороты.

Каталожная съёмка в современном стиле / Фото: unsplash.com
Для предметной съёмки для маркетплейсов даже студия не нужна: если фотографировать некрупные товары, рабочее место можно организовать прямо в квартире. Из обязательного вам понадобятся несколько однотонных фонов, комплект импульсного или постоянного света и хороший отражатель. Также полезны столы для предметной фотографии и лайткубы, но в крайнем случае и без них можно обойтись. А подробнее о технике для предметной съёмки мы писали здесь.
Кстати, если вы умеете работать в графических редакторах, можете дополнительно предлагать клиентам простую графику для карточек товаров — так получится увеличить чек за свои услуги.
Потенциальные проблемы предметной съёмки:
- логистика. Заказчик и исполнитель не обязательно должны жить по соседству, но если вас разделяют тысячи километров — это проблема. Представьте, что вы в Калининграде, а товары, которые надо отснять, в Новосибирске: логично, что шансы на заказ будут стремиться к нулю, поскольку пересылка продукции туда-обратно серьезно удорожит работу. Особенно это актуально для фотографов, живущих за пределами мегаполисов: если город маленький, в нём может банально не быть нужного объёма заказов, чтобы съёмка для маркетплейсов стала стабильным источником дохода;
- непрозрачное ценообразование. Объяснять заказчику, что съёмка косметики и, например, шкафов-стенок — это разные вещи, а значит, и цены на них отличаются — то ещё развлечение.
Бренд-фото для малого бизнеса
Малому бизнесу нужны фотографии, чтобы продавать свои товары и услуги. Это справедливо и для тех, кто торгует материальными объектами (здесь съёмка для брендов может тяготеть к предметке и каталожке), и для тех, кто предлагает свои компетенции: тренировки, консультации, знания и прочее.

Контент-съёмка — очень разнообразный жанр. Здесь можно снимать и абстракцию, и предметку, и моделей в студии / Фото: unsplash.com
Особенно бренд-фото актуальны для предпринимателей, которые привыкли работать офлайн и теперь стремятся завоевать интернет. Клиентами могут быть кафе, магазины, студии красоты, фрилансеры, ремесленники.
К плюсам можно отнести то, что с такими клиентами фотографу, работающему на себя, зачастую проще быть на одной волне: у них в принципе одна цель — заработать денег.
Также, если повезёт наладить постоянное сотрудничество, поток заказов может стать регулярным, поскольку коммерческие клиенты часто требуют обновления контента: например, для сезонных акций, новых коллекций, рекламных кампаний.
Наконец, в перспективе можно продавать не только сами фотографии, но и обучение. Например, объяснить владельцу магазина одежды, как самостоятельно снимать новые поставки на однотонном фоне прямо в шоуруме.
Потенциальные проблемы контент-съёмки:
- сложно создать достойное портфолио для премиум-сегмента, особенно начинающему фотографу. Нужны студии, модели, стилисты и понимание, как эту команду координировать;
- конкуренция с нейросетями в эконом-сегменте. Нарисовать пиццу, суши или счастливую семью из рекламы майонеза для баннера на сайт могут даже бесплатные сервисы;
- сложность продаж и непонимание заказчиком, как устроен продакшн. В этой сфере часто можно нарваться на предложения в духе «хотим, как у Coca-Cola, но у нас бюджет четыре тысячи рублей»;
- зависимость от трендов. Бренд-фотография зачастую не про эстетику и даже не про утилитарность, а про продажи. Нужно следить за актуальными трендами визуального контента, которые быстро меняются. Например, если десять лет назад «глянцевые» идеальные фото привлекали внимание, то сейчас они попадают под баннерную слепоту.
Портретные мини-сессии и фотодни
Фотодень — популярный сегодня формат работы, когда фотограф собирает клиентов для съёмок в одной локации и конкретном настроении. Фотосеты идут один за другим, и за несколько часов может состояться несколько десятков съёмок.
Такой подход, с одной стороны, упрощает работу: определенные локация, комплект реквизита, единожды выставленный свет и, как правило, один набор настроек на постобработке. Это экономит фотографу и время, и деньги.

Подобную локацию можно собрать и для штучной фотосессии. Вопрос только в том, сколько она будет стоить для клиента / Фото: Алиса Смирнова
Когда общая стоимость аренды и покупки реквизита составляет порядка 40-50 тысяч рублей — как на примере выше, — сделать и продать фотопроект на 10 умеренно-бюджетных фотосетов проще, чем на одну дорогую сессию.
Кроме того, часто именно продажи готового проекта с идеей, реквизитом и уже отснятыми референсами идут лучше. Распространенная ситуация, когда люди не знают, какую именно фотосессию они хотят, и не готовы ничего придумывать, поэтому с большей лёгкостью покупают пакетное предложение «под ключ».
Однако у фотодней есть и обратная сторона:
- сложная организация. Нужно скоординировать большое количество людей, у каждого из которых свои предпочтения, график, проблемы. Переписки, звонки и сведение календаря при организации фотодня — это куда большая часть работы, чем сама съёмка и обработка фотографий. Особенно, если мини-фотосессии планируются в студии, в них участвуют визажист и стилист;
- болезненность отмен и переносов. Когда съёмки нужно строго сконцентрировать в один день, просьба о переносе становится настоящей головной болью, а отмена автоматически оборачивается простоем, потерянными деньгами. В некоторой мере от этого страхует предоплата, но и она — не панацея от неудачно сложившихся обстоятельств и безответственности. Считая бюджет, лучше всегда держать в голове, что 20% записавшихся не дойдёт до фотосессии;
- большая ответственность за неконтролируемые обстоятельства. Проще говоря, если вы запланировали новогодний фотодень в снежном лесу, а за три дня до него наступила оттепель, это большая проблема — потеря сразу нескольких съёмок и множество недовольных клиентов;
- сложно заранее предугадать, какая идея «зайдёт», а на какую запишутся лишь два человека.
Школьные и детсадовские выпускные альбомы
Школьные альбомы по своей сути — это такие утрированные и узконаправленные фотодни. У них есть ряд неоспоримых плюсов:
- клиентам не нужно объяснять, что это такое, зачем нужна фотосессия — альбомы делаются десятилетиями, все к этому привыкли;
- коллективный заказчик позволяет указывать более высокую цену. Плюс, если заниматься альбомами массово, можно ловить хорошие скидки на оптовую печать, за счёт этого увеличивая свой доход;
- это стабильная ниша, в которой хорошо работает «сарафанное радио». Если, конечно, фотограф выполняет свою работу достойно;
- работа относительно простая. Один раз создав хороший шаблон, можно презентовать его годами.

Стилистика фотосета может быть и экстравагантной, и классической / Фото: frogprincephotography.com, silhouettephoto.com
Для школьного фотографа абсолютный мастхэв — хороший комплект света и классические портретные схемы. Также при съёмке в школе очень удобно использовать однотонные фоны на стойках.
Но есть и ряд минусов, из-за которых многие фотографы обходят тему школьных альбомов стороной. Вот ключевые особенности:
- надо уметь работать с детьми. Причём с разными: и теми, кто ни в какую не хочет сниматься, и теми, кого из кадра не выгонишь;
- коллективный заказчик — это часто проблемы, ведь у каждого свой вкус, свои представления о прекрасном. Фотографу лучше всего вести общение только с одним человеком — председателем родительского комитета или классным руководителем, — а остальных отправлять к этому ответственному;
- это работа с выраженной сезонностью. Как правило, такие заказы выполняются с января по май, а остальная часть года остаётся абсолютно пустой;
- иногда бывают проблемы с руководством школы. Могут, например, требовать санкнижку или просто не допускать на территорию учебного заведения. Впрочем, сегодня выпускные альбомы часто снимаются в фотостудиях;
- большая конкуренция. Многие опытные фотографы снимали эти альбомы ещё в 80-х, и переманить клиентов, с которыми они работают уже второе поколение, сложно. А ещё в этой сфере легко встретиться с такой такой неприятной штукой, как демпинг.