Будем работать в студии или на свежем воздухе — вечная дилемма коммерческого фотографа. Но на самом деле выбирать необязательно: оба подхода можно совместить в рамках одной фотосессии.
В этом материале расскажем, как снимать под открытым небом, используя студийный свет и подход к работе.
«Студийную» съёмку можно провести даже на природе / Фото: westcottu.com
В этой статье:
У фотосессий на пленере есть три основных особенности. Во-первых, отсутствие постоянного источника электричества — кроме вариантов, когда вы снимаете близ частного дома и можете воспользоваться удлинителем. Если розетки нет, приходится либо использовать аккумуляторные модели источников света, либо переносной генератор, в который можно запитать осветительные приборы.
Во-вторых, при съёмке под открытым небом в схеме всегда будет фигурировать естественный свет (хоть солнечный, хоть свет пасмурного неба), и его придётся учитывать. Исключение составляют, пожалуй, только съёмки глубокой ночью.
В-третьих, уличные съёмки в принципе менее предсказуемы. Даже если прогноз не обещает дождя, это не значит, что его не будет. Кроме того, испортить фотосет может ветер: растрепать волосы модели и уронить источники света — особенно актуально, когда используются крупные модификаторы, которые отлично парусят.
Эти три вещи нужно держать в голове при организации фотосессии под открытым небом. Выбор идеально подходящей техники будет во многом зависеть от времени суток, в которое вы снимаете, погодных условий и локации. Подробнее разберём в разделах ниже.
Самый простой вариант мобильной студии на улице — бумажный или тканевый фон, установленный в лесу, на морском берегу или в другой подобной локации.
В таком сетапе можно проводить необычные фотосеты в стиле Vogue / Фото: Алиса Смирнова
Для такой студии потребуются: сам фон (лучше всего подойдёт тканевый, поскольку бумажный будет мяться даже на слабом ветру), две стойки и телескопическая перекладина. Часто в продаже можно найти полные системы для крепления фона — практичная штука. Ещё удобно использовать клипсы — чтобы задник не сползал, и его можно было задрапировать на свой вкус. Стойки лучше всего брать максимально тяжёлые — опять же, чтобы минимизировать риск падения конструкции, когда ткань надуется, как парус.
Помимо этого оборудования, мобильной студии пригодится один или несколько отражателей, чтобы иметь контроль на светом. О тонкостях работы с отражателями мы писали в этом материале.
Специфика выбора светового оборудования для съёмок на пленере завязана на мощность источников света. Если на улице солнце, оно высоко и от него не спрятаться, то в схеме железобетонно будет один очень яркий источник, дающий достаточно резкий свет — часто ещё и падающий не с того угла, который нам бы хотелось видеть.
Чтобы перебить солнечный свет или хотя бы компенсировать его, обычно приходится использовать источники импульсного света, поскольку мощности постоянников маловато. При использовании вспышек очень важно, чтобы конкретный прибор мог работать в режиме высокоскоростной синхронизации (HSS): под солнцем часто приходится действовать на длинных выдержках в районе 1/1000, а импульс без HSS при таких значениях некорректен — вспышка просто не сработает или камера её не увидит.
Студийная вспышка в софтбоксе в полевых условиях / Фото: gavtrain.com
Строятся схемы света с солнцем точно так же, как с любым другим источником света — но с поправкой на то, что он будет двигаться вне зависимости от нашей воли.
Солнечный свет можно использовать либо в качестве контрового — тогда рисующим будет одна из вспышек, — либо в качестве основного, рисующего. Если свет кажется слишком жёстким, между солнцем и моделью можно разместить фрост-раму, чтобы его смягчить.
Если прямого солнца нет, в качестве света для мобильной фотостудии под открытым небом можно использовать источники постоянного света. Их мощности будет вполне достаточно для комфортной работы.
С низким светом на закате можно поступать точно так же, как и с обычным солнечным. Он отлично работает в качестве рисующего (и даже не нуждается в рассеивателе — эту роль выполняет атмосфера Земли), и его можно использовать как контровый.
Led-светильника средней мощности достаточно, чтобы подсветить лица с контровым солнцем / Фото: Алиса Смирнова
Свет неба в сумерках и рассеянный свет в пасмурную погоду будут создавать в кадре мягкий рассеянный свет. Его можно дополнять, выставляя источники постоянного света в качестве рисующего или контрового.
Важный момент при работе с искусственным светом под открытым небом — цветовая температура. Её нужно либо выравнивать, чтобы ваши источники совпадали по температуре, либо учитывать и работать с цветным светом.
Простой пример: на закате свет солнца становится тёплым, и если подсветить кадр стандартной вспышкой, её свет будет выглядеть синим. Дело в том, что стандартная температура вспышки — 5500 К, что примерно равно свету полуденного солнца. Это ещё одна причина, по которой с импульсами удобно снимать днём, а на закате или в сумерках лучше использовать постоянники с регулировкой цветовой температуры.
В принципе в сумерках или в пасмурный день от света неба вообще можно избавиться, используя настройки камеры:
При использовании таких настроек камера совсем перестанет «видеть» лучи от неба, и работа со светом будет максимально приближена к съёмке в тёмной студии.
Съёмки без дневного света также очень близки к студийным. Когда естественный свет не присутствует в сцене, он создаётся искусственно — с помощью импульса и постоянника.
Конечно, варианты, когда в сцене совсем нет источников света (кроме тех, что мы принесём с собой), практически не встречаются. Хотя бы потому, что ставить сетап на улице в абсолютно тёмном месте — идея крайне странная. Чаще всего в стритовых ночных локациях какой-то свет всё же есть: например, огни города или луна.
Прелесть схем здесь в том, что свет, который есть в сцене, не слишком яркий. Это позволяет использовать в качестве основного не только мощные led-светильники или вспышку, но и лёгкие компактные led-панели. Их будет достаточно для того, чтобы осветить, например, крупный портрет.
Огни города за спиной и немного искусственного света на лице / Фото: Алиса Смирнова